С национальным колоритом

Казахстанские производители курта считают перспективным это направление молочной промышленности

Казахстанские производители курта разнообразят традиционные рецепты, следят за качеством продукции и все равно пока еще они уступают на рынке курту контрафактному
Казахстанские производители курта разнообразят традиционные рецепты, следят за качеством продукции и все равно пока еще они уступают на рынке курту контрафактному

Все казахстанские производители курта, рассказывая про этот традиционный тюркский продукт, не преминут поведать и трогательную историю от одной из узниц лагеря «Алжир» — Гертруды Платайс. Она вспоминала, что когда женщины-заключенные собирали камыш на берегу озера, местные дети начали обкидывать их камнями. Конвоиры смеялись — мол, даже они вас презирают. Однако на самом деле таким образом местные жители нашли способ помочь узницам лагеря, передавая им домашний курт. Полезный продукт, богатый кальцием и не только: здесь и полноценные молочные белки, и биологически активные вещества, и углеводы, и ферменты, и микроэлементы, и витамины… Курт в Казахстане давно уже производят не только в домашних условиях, однако пока отечественным производителям остается только мечтать о том времени, когда их продукция займет весь казахстанский рынок.

Курт крут

«Это же наш национальный продукт», «мы патриоты» — такого рода выражения часто используют изготовители курта, рассказывая о том, почему было принято решение поставить производство на поток. Бауыржан Байтуганов, глава компании TrioGold, основной вид деятельности которой — продажа сухого молока и сливочного масла, вспоминает: «Была мысль делать что-нибудь такое, куда вкладываешь немного денег, но при этом получаешь значительную прибыль. Допустим, семечки и сухарики в свое время были таким продуктом. Мы сидели, смотрели — что бы такое предложить, чего бы не было в магазинах. И, как настоящие казахи, вспомнили про курт».

Казахстанские производители курта разнообразят традиционные рецепты, следят за качеством продукции и все равно пока еще они уступают на рынке курту контрафактному

YoKurt от TrioGold делают в Кокчетаве, Bio Kurt производит ТОО «Адал Compani» в Семее, курт изготавливают на Карагандинском молочном комбинате и еще на некоторых предприятиях республики. В ассортименте — курт копченый, курт с травами, курт классический — производители разнообразят традиционные рецепты, следят за качеством продукции (стандарты молочного производства обязывают), и все равно пока еще они уступают на рынке курту контрафактному. «Рынок Казахстана на сегодняшний день таков, что наличие сертификатов и официальных документов на продажу — это небольшое конкурентное преимущество. А самое главное конкурентное преимущество — цена. Цена узбекского курта в два раза дешевле, чем самого недорогого курта казахстанских производителей»,— г-н Байтуганов говорит, что в целом ценовая политика местных производителей примерно одинакова. Показывая 40-граммовую упаковку YoKurt, он объясняет, что дистрибьюторы получают ее по 65 тенге, а в магазины отдают по 80. В тех же магазинах уже лежит узбекский курт по 50 тенге за упаковку такого же размера. Разницу в цене руководитель ТОО «TrioGold» объясняет тем, что и сырье, и рабочая сила в Узбекистане заметно дешевле; кроме того, порой в такой курт для удешевления продукта добавляют рисовую муку. В ТОО «Адал Compani» согласны, что контрафакт — главный конкурент их Bio Kurt, но называют контрафактный продукт киргизским, что, впрочем, сути проблемы не меняет. «Некоторые подпольные производители некачественного курта фасуют его в красивую яркую вакуумную упаковку, чтобы привлечь внимание потребителей, не имея при этом сертификата, подтверждающего качество. Получить такой сертификат они не могут по одной простой причине: качество их курта — неудовлетворительное. Неизвестно, в каких условиях изготавливался курт, от здоровых ли животных было получено молоко, каким способом и в каких условиях производилась сушка»,— говорит Людмила Герасимова, заведующая лабораторией ТОО «Адал Compani».

Нелегальный курт продают, как правило, через оптовые рынки и дистрибьюторские компании. «Я думаю, что они продают больше, чем все казахстанские производители, вместе взятые». По мнению Бауыржана Байтуганова, ежедневно в Казахстане продается 10 тысяч пачек (то есть около 400 кг, если учесть, что г-н Байтуганов говорит о 40-граммовых пачках) контрафактного курта. В целом объем казахстанского рынка курта в ТОО «TrioGold» оценивают в 350 тысяч пачек в месяц (около 14 тонн), при этом в компании отмечают, что спрос на курт за последние годы заметно вырос. Около трех-четырех лет назад, когда TrioGold только начинал работу с национальным продуктом, ежемесячный объем казахстанского рынка курта оценивался в 220 тысяч пачек (8,8 тонны). «Сейчас курт очень многие стали употреблять. Если 5 лет назад его вообще никто не брал, его в сетях не было, в магазинах не было, продавали только по дороге в Талдыкорган да бабушки, сейчас курт продается везде — в каждом магазине, каждом пивном баре, торговом центре»,— говорит Бауыржан Байтуганов.

Тюркское нашествие

География поставок YoKurt — от Калининграда до Хабаровска. Сургут, Омск, Челябинск, Москва — большинство российских клиентов появилось после того, как казахстанская компания приняла участие в московской выставке «Продэкспо». «Нет кратности поставок, не хватает таких клиентов, кто хотел бы сотрудничать на постоянной основе. Если взять от общих объемов продаж, то экспорт у нас до 10% не дотягивает. Каждый месяц есть один новый клиент, но он один раз взял — и почему-то потом дальше не получается»,— с сожалением отмечает г-н Байтуганов и добавляет, что отзывы от российских потребителей казахстанский курт получает самые положительные. В TrioGold сертифицировали свою продукцию в России и рассчитывали на достаточно ощутимый интерес россиян: «Мы ориентировались на рынок Москвы. В столицу РФ, мы считали, на заработки приезжает около 2 млн выходцев из Средней Азии. Помимо того, многие служили здесь в армии, многие переехали отсюда — все эти люди знают, что такое курт. Но пока не пошло».

Андрей Кияницы, коммерческий директор хлебокомбината «Восток», в составе которого и действует ТОО «Адал Compani», отмечает, что спрос на Bio Kurt довольно велик: «Сейчас отгружаем по Казахстану — Павлодар, Астана, Балхаш, в небольших количествах отправляем в Алматы. Берут курт Новосибирск и Барнаул. Отправили курт в Красноярский край — клиент регулярно приобретал такую продукцию нашего хлебокомбината, как макароны, мука и печенье, а теперь решил попробовать и курт». Продукция Карагандинского молочного комбината расходится по Астане, Экибастузу, Павлодару и, конечно, Карагандинской области. «Наш курт бывшие соотечественники даже в Германию отвозят»,— с гордостью заявили на молочном комбинате, добавив, что экспортное направление развивать не планируют, поскольку срок годности курта их производства — один месяц. В TrioGold, к слову, специалисты компании совместно с РГКП «Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга» разработали новый стандарт ТУ-ССТОО39988128, согласно которому срок хранения курта был продлен до 6 месяцев, что позволяет производителю быть гораздо свободнее в вопросах поставок. Экспорт курта в Россию сейчас ведут несколько предприятий, и хотя культура потребления этого продукта у соседей пока очень низкая, казахстанские производители считают, что перспективы есть — хотя бы потому, что айран, тан и кумыс в РФ уже продаются практически в каждом магазине, а значит, и у курта тоже есть шансы покорить российского потребителя. Правда, Бауыржан Байтуганов не исключает, что пользу от курта оценят не только потребители РФ, но и молочники-производители этой страны и начнут изготавливать курт сами — дело-то доходное.

Г-н Байтуганов объясняет выгоды производства: «Технологически это несложный продукт, это очень даже выгодно, когда на предприятии есть проблема с прокисшим молоком — а она есть у всех. Если прокисает молоко, его переработают в курт и продадут заметно дороже. Допустим, если оптовая цена килограмма творога на сегодняшний день — 300–400 тенге, то курт стоит полторы тысячи тенге, при этом на килограмм курта надо два с половиной килограмма творога».

Made in Kazakhstan

Мощности многих казахстанских производителей курта позволяют ежемесячно изготавливать около 10 тонн продукта, а то и больше, однако загружены они, как правило, не полностью. «Сейчас объем продаж небольшой — мало продаем, порядка 50 тысяч пачек в месяц. Это 25% от необходимого, потому что мы минимально рассчитывали на 200 тысяч пачек. Бывает, что это направление у нас показывает убытки, но основное направление деятельности позволяет нам финансировать производство курта. Пока это дотационный бизнес, но верим, результаты будут»,— г-н Байтуганов смотрит в будущее с оптимизмом. Глава компании TrioGold мечтает, что СЭС начнет проверять качество нелегального продукта так же тщательно, как сейчас проверяет местные производства,— с уходом с рынка контрафакта казахстанским производителям курта жить будет гораздо легче. В планах Бауыржана Байтуганова — упаковывать курт поштучно, как конфеты «Рафаэлло» (пока останавливает стоимость станка по упаковке — около 40 тыс. евро). Курт в презентабельном виде г-н Байтуганов предлагает раздавать, например, при взлете и посадке в самолетах национальной авиакомпании — и тогда людей, как минимум знающих, а возможно, и полюбивших этот продукт, станет больше. Пока же, признают в TrioGold, главные поклонники курта, как показали исследования рынка,— это любители пива, а не дети и беременные женщины, для которых продукт позиционировался изначально. Из-за этого слоган «рецепт казахских степей» сменился на задорное «перекуси солененьким!»

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом