Прямая дорога из Азии в Европу

В прошлом году транзит через Казахстан вырос на 24 % к 2012 году

Из китайского Чунцина в немецкий Дуйсбургконтейнер с продукцией компании HP добирался морем 45–60 суток, поездомчерез Забайкальск — 32 суток. Через Казахстан же он проходит 10 тыс. километров за 16 дней
Из китайского Чунцина в немецкий Дуйсбургконтейнер с продукцией компании HP добирался морем 45–60 суток, поездомчерез Забайкальск — 32 суток. Через Казахстан же он проходит 10 тыс. километров за 16 дней

В рамках Астанинского экономического форума прошло сразу несколько мероприятий, посвященных транспорту, транзитному потенциалу республики. Одно из них — панельная сессия «Евразийская транспортная система в условиях глобальной конкуренции», организованная АО «Национальная компания «Казакстан темір жолы» и Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS». Цель встречи — акцентировать внимание грузоотправителей разных стран на том, что по территории Казахстана проходит наиболее короткий и удобный маршрут евразийского транзита.

КТЖ сегодня выполняет роль транспортно-логистического оператора республики, объединяя все виды транспорта в рамках задачи по наращиванию транзита.

Большую работу проводит компания, строя новые линии, соединяя Жезказган с Бейнеу новой линией, а это почти 1000 километров пути. Связывая города Аркалык и Шубарколь — это еще 214 км. Расширяется морпорт Актау, грузооборот будет увеличен в этом году до 20,5 млн тонн. Построена инфраструктура в МЦПС «Хоргос» на границе с Китаем. Новая железная дорога Жетыген — Алтынколь стала участком второго стыка с китайской линией Цзиньхэ — Хоргос в конце 2012 года. Казахстан закончил строить дорогу Узень — Болашак и стыковал ее с туркменским транзитным участком. После того как свою часть транзитного пути закончит Иран, Казахстан получит выход к Персидскому заливу.

Интересным для собравшихся стал доклад главы КТЖ Аскара Мамина. Он сообщил, что с вводом в эксплуатацию второго пограничного перехода с Китаем пропускная мощность двух ж/д стыков выросла до 50 млн тонн в год. С завершением строительства туркмено-иранского участка ж/д линии Узень — Горган в 2014 году повысится потенциал коридора Север — Юг, он привлечет дополнительные транзитные потоки из Китая и Европы в страны Персидского залива. Ожидаемый объем к 2020 году — 15 млн тонн в год. Линия Жезказган — Бейнеу спрямляет маршрут Транскаспийского коридора ТРАСЕКА через порты Актау и азербайджанский Баку в Турцию и страны Южной Европы, интегрируясь при этом с новой ж/д веткой Ахалкалаки (Грузия) — Карс (Турция) и ж/д тоннелем Мармарай под проливом Босфор. К 2020 году объем перевозок по новой линии составит 17 млн тонн в год.

Г-н Мамин сообщил также, что Казахстан инвестирует около миллиарда долларов в создание транспортно-логистических центров в крупных городах страны. ТЛЦ в Астане, Павлодаре и Костанае будут ориентированы в частности на Урало-Сибирский регион России, то есть Челябинск, Екатеринбург, Омск; ТЛЦ в Шымкенте — на Узбекистан и Кыргызстан; Актауский ТЛЦ — на Азербайджан, Грузию и Иран. Что касается центров консолидации и дистрибуции транзитных грузопотоков и центров продвижения казахстанского экспорта за рубежом, Казахстан определился с основными точками размещения внешней терминальной инфраструктуры в Китае, Прибалтике, на Черном море, в Иране. До конца этого года должен быть построен казахстанско-китайский логистический терминал в морском порту Ляньюньган (объем инвестиций 99,3 млн долл.), что позволит значительно ускорить и организовать сквозные перевозки грузов в/из Восточной и Юго-Восточной Азии как в страны Таможенного союза, Центральной Азии и Кавказа, так и в направлении Турции, стран Евросоюза, Персидского залива и обратно. «Совместно с глобальным оператором портовой и терминальной инфраструктуры DP World выстроена генеральная линия транспортного взаимодействия с портом Актау и его увязка с СЭЗ Хоргос — Восточные ворота в организации глобальных поставок и интеграции нашего инфраструктурного сервиса в мировую торговую и транспортную цепочку»,— сообщил Аскар Мамин.

Представитель Комитета по экономике и информатизации г.Чунцин (КНР) Янг Личонг рассказала о транзитных поездах, доставляющих контейнеры из Китая в Европу через Казахстан в три раза быстрее, чем позволяют морские пути

Генеральный руководитель группы DP World Мохаммед Шараф в своем докладе акцентировал внимание прежде всего на том, что Казахстан экспортирует и что он импортирует. 73,71% исходящих казахстанских грузов — это минеральные ресурсы, 15,37% — металлы. Ввозит же республика в основном продукцию машиностроения и транспортные средства. Это создает определенные проблемы, так как под эти типы грузов приходится использовать разные типы вагонов. Соответственно в обратную сторону они часто идут порожними. Впрочем, находится товар, который следует и в обратном направлении: в Китае сейчас популярны европейский шоколад, вина и рыба.

Г-н Шараф рассказал, что порту Актау его компания оказывала консультационные услуги. Были внедрены «операционные политики» и процедуры в соответствии с лучшей мировой практикой. Проведена масса тренингов. При поддержке DP World была подобрана и внедрена IТ-система. Так что единственный отечественный порт теперь работает как часы.

Все эти факторы вкупе дают ряд преимуществ. «Конкурентоспособно ли казахстанское направление?» — задал вопрос участникам сессии ее модератор. Положительный ответ очевиден. Это иллюстрируют цифры: из китайского Чунцина в немецкий Дуйсбург контейнер с продукцией компании HP добирался морем 45–60 суток, поездом через Забайкальск — 32 суток. Через Казахстан же он проходит 10 тыс. километров за 16 дней. Неудивительно, что HP предпочла именно этот маршрут всем остальным. Самый короткий трансказахстанский путь выбрала и DHL.

Не стоит забывать, что свои производства на запад Китая, в глубь материка, перенесли такие компании, как Foxconn, Continental, Honda, ABB, Damsung, Intel, Siemens, LG, и другие. Так что оттуда везти продукцию в Европу может оказаться выгоднее поездом. Иначе ее придется сначала по ж/д транспортировать в морской порт, что и в смысле издержек, и в смысле времени доставки далеко не лучший вариант.

Ключевое слово во всем этом — оптимизация. В рейтинге Logistics Performance Index (LPI) Всемирного банка Казахстан по индикатору «соблюдение сроков доставки» улучшил показатели, поднявшись со 132-го места в 2012 г. на 69-е место в 2014 году. Через территорию Казахстана следует сегодня 14 регулярных контейнерных поездов. В 2013 году общий трафик (1653 состава) вырос на 24% по отношению к 2012 году. При этом объем перевозок Китай — Казахстан — Европа увеличился с 2011 года в 6 раз: с 1,16 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте до 6,6 тыс.

Даррэл Хэдэвэй, исполнительный директор АО «KTZ Express», «дочки» КТЖ, сообщил, что по прогнозам в 2020 году через Казахстан транзитом будет проходить в 9 раз больше контейнерных поездов по сравнению с прошлым годом. К этому времени выручка по этому направлению увеличится с 1 до 3,1 миллиарда долларов по сравнению с 2014 годом. Комплексный эффект от развития транспорта и логистики даст ВВП прирост 0,7 — 1,3%, транзит увеличится вдвое за шесть лет, в отрасли будет создано 28 тысяч рабочих мест.

Представитель Всемирного банка Мария Клаудиа Пачон на конференции напомнила, что Казахстану и его партнерам по Таможенному союзу еще есть над чем работать. В целом Казахстан находится на 88-й позиции в рейтинге LPI, Россия — на 90-й, Белоруссия — на 99-й. Для сравнения: Польша занимает 31-ю позицию, КНР — 28-ю, а на первом месте пунктуальные немцы. Казахстану еще предстоит произвести массу улучшений, чтобы достичь совершенства.

Обсуждение и дискуссия в рамках АЭФ привлекли более 100 участников из многих стран мира.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?