Прямая дорога из Азии в Европу

В прошлом году транзит через Казахстан вырос на 24 % к 2012 году

Из китайского Чунцина в немецкий Дуйсбургконтейнер с продукцией компании HP добирался морем 45–60 суток, поездомчерез Забайкальск — 32 суток. Через Казахстан же он проходит 10 тыс. километров за 16 дней
Из китайского Чунцина в немецкий Дуйсбургконтейнер с продукцией компании HP добирался морем 45–60 суток, поездомчерез Забайкальск — 32 суток. Через Казахстан же он проходит 10 тыс. километров за 16 дней

В рамках Астанинского экономического форума прошло сразу несколько мероприятий, посвященных транспорту, транзитному потенциалу республики. Одно из них — панельная сессия «Евразийская транспортная система в условиях глобальной конкуренции», организованная АО «Национальная компания «Казакстан темір жолы» и Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS». Цель встречи — акцентировать внимание грузоотправителей разных стран на том, что по территории Казахстана проходит наиболее короткий и удобный маршрут евразийского транзита.

КТЖ сегодня выполняет роль транспортно-логистического оператора республики, объединяя все виды транспорта в рамках задачи по наращиванию транзита.

Большую работу проводит компания, строя новые линии, соединяя Жезказган с Бейнеу новой линией, а это почти 1000 километров пути. Связывая города Аркалык и Шубарколь — это еще 214 км. Расширяется морпорт Актау, грузооборот будет увеличен в этом году до 20,5 млн тонн. Построена инфраструктура в МЦПС «Хоргос» на границе с Китаем. Новая железная дорога Жетыген — Алтынколь стала участком второго стыка с китайской линией Цзиньхэ — Хоргос в конце 2012 года. Казахстан закончил строить дорогу Узень — Болашак и стыковал ее с туркменским транзитным участком. После того как свою часть транзитного пути закончит Иран, Казахстан получит выход к Персидскому заливу.

Интересным для собравшихся стал доклад главы КТЖ Аскара Мамина. Он сообщил, что с вводом в эксплуатацию второго пограничного перехода с Китаем пропускная мощность двух ж/д стыков выросла до 50 млн тонн в год. С завершением строительства туркмено-иранского участка ж/д линии Узень — Горган в 2014 году повысится потенциал коридора Север — Юг, он привлечет дополнительные транзитные потоки из Китая и Европы в страны Персидского залива. Ожидаемый объем к 2020 году — 15 млн тонн в год. Линия Жезказган — Бейнеу спрямляет маршрут Транскаспийского коридора ТРАСЕКА через порты Актау и азербайджанский Баку в Турцию и страны Южной Европы, интегрируясь при этом с новой ж/д веткой Ахалкалаки (Грузия) — Карс (Турция) и ж/д тоннелем Мармарай под проливом Босфор. К 2020 году объем перевозок по новой линии составит 17 млн тонн в год.

Г-н Мамин сообщил также, что Казахстан инвестирует около миллиарда долларов в создание транспортно-логистических центров в крупных городах страны. ТЛЦ в Астане, Павлодаре и Костанае будут ориентированы в частности на Урало-Сибирский регион России, то есть Челябинск, Екатеринбург, Омск; ТЛЦ в Шымкенте — на Узбекистан и Кыргызстан; Актауский ТЛЦ — на Азербайджан, Грузию и Иран. Что касается центров консолидации и дистрибуции транзитных грузопотоков и центров продвижения казахстанского экспорта за рубежом, Казахстан определился с основными точками размещения внешней терминальной инфраструктуры в Китае, Прибалтике, на Черном море, в Иране. До конца этого года должен быть построен казахстанско-китайский логистический терминал в морском порту Ляньюньган (объем инвестиций 99,3 млн долл.), что позволит значительно ускорить и организовать сквозные перевозки грузов в/из Восточной и Юго-Восточной Азии как в страны Таможенного союза, Центральной Азии и Кавказа, так и в направлении Турции, стран Евросоюза, Персидского залива и обратно. «Совместно с глобальным оператором портовой и терминальной инфраструктуры DP World выстроена генеральная линия транспортного взаимодействия с портом Актау и его увязка с СЭЗ Хоргос — Восточные ворота в организации глобальных поставок и интеграции нашего инфраструктурного сервиса в мировую торговую и транспортную цепочку»,— сообщил Аскар Мамин.

Представитель Комитета по экономике и информатизации г.Чунцин (КНР) Янг Личонг рассказала о транзитных поездах, доставляющих контейнеры из Китая в Европу через Казахстан в три раза быстрее, чем позволяют морские пути

Генеральный руководитель группы DP World Мохаммед Шараф в своем докладе акцентировал внимание прежде всего на том, что Казахстан экспортирует и что он импортирует. 73,71% исходящих казахстанских грузов — это минеральные ресурсы, 15,37% — металлы. Ввозит же республика в основном продукцию машиностроения и транспортные средства. Это создает определенные проблемы, так как под эти типы грузов приходится использовать разные типы вагонов. Соответственно в обратную сторону они часто идут порожними. Впрочем, находится товар, который следует и в обратном направлении: в Китае сейчас популярны европейский шоколад, вина и рыба.

Г-н Шараф рассказал, что порту Актау его компания оказывала консультационные услуги. Были внедрены «операционные политики» и процедуры в соответствии с лучшей мировой практикой. Проведена масса тренингов. При поддержке DP World была подобрана и внедрена IТ-система. Так что единственный отечественный порт теперь работает как часы.

Все эти факторы вкупе дают ряд преимуществ. «Конкурентоспособно ли казахстанское направление?» — задал вопрос участникам сессии ее модератор. Положительный ответ очевиден. Это иллюстрируют цифры: из китайского Чунцина в немецкий Дуйсбург контейнер с продукцией компании HP добирался морем 45–60 суток, поездом через Забайкальск — 32 суток. Через Казахстан же он проходит 10 тыс. километров за 16 дней. Неудивительно, что HP предпочла именно этот маршрут всем остальным. Самый короткий трансказахстанский путь выбрала и DHL.

Не стоит забывать, что свои производства на запад Китая, в глубь материка, перенесли такие компании, как Foxconn, Continental, Honda, ABB, Damsung, Intel, Siemens, LG, и другие. Так что оттуда везти продукцию в Европу может оказаться выгоднее поездом. Иначе ее придется сначала по ж/д транспортировать в морской порт, что и в смысле издержек, и в смысле времени доставки далеко не лучший вариант.

Ключевое слово во всем этом — оптимизация. В рейтинге Logistics Performance Index (LPI) Всемирного банка Казахстан по индикатору «соблюдение сроков доставки» улучшил показатели, поднявшись со 132-го места в 2012 г. на 69-е место в 2014 году. Через территорию Казахстана следует сегодня 14 регулярных контейнерных поездов. В 2013 году общий трафик (1653 состава) вырос на 24% по отношению к 2012 году. При этом объем перевозок Китай — Казахстан — Европа увеличился с 2011 года в 6 раз: с 1,16 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте до 6,6 тыс.

Даррэл Хэдэвэй, исполнительный директор АО «KTZ Express», «дочки» КТЖ, сообщил, что по прогнозам в 2020 году через Казахстан транзитом будет проходить в 9 раз больше контейнерных поездов по сравнению с прошлым годом. К этому времени выручка по этому направлению увеличится с 1 до 3,1 миллиарда долларов по сравнению с 2014 годом. Комплексный эффект от развития транспорта и логистики даст ВВП прирост 0,7 — 1,3%, транзит увеличится вдвое за шесть лет, в отрасли будет создано 28 тысяч рабочих мест.

Представитель Всемирного банка Мария Клаудиа Пачон на конференции напомнила, что Казахстану и его партнерам по Таможенному союзу еще есть над чем работать. В целом Казахстан находится на 88-й позиции в рейтинге LPI, Россия — на 90-й, Белоруссия — на 99-й. Для сравнения: Польша занимает 31-ю позицию, КНР — 28-ю, а на первом месте пунктуальные немцы. Казахстану еще предстоит произвести массу улучшений, чтобы достичь совершенства.

Обсуждение и дискуссия в рамках АЭФ привлекли более 100 участников из многих стран мира.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее