Разговор машин

Руководитель подразделения M2M TeliaSonera Йохан Оберг побывал в Астане на выставке ASTEX и обнаружил, что общающиеся друг с другом машины уже есть в Казахстане

Йохан Оберг
Йохан Оберг

Один из крупнейших глобальных холдингов, работающих в секторе мобильного телекома TeliaSonera, который является мажоритарным акционером отечественного оператора «Кселл», уже достаточно давно выделил в отдельное направление M2M. Mashine-to-machine — это устройства, которые взаимодействуют друг с другом через сотовую связь. Предполагается, судя по всему небезосновательно, что M2M даст вскоре мощный толчок развитию мобильных операторов. О первых успехах в этой сфере мы поговорили с г-ном Обергом.

— У TeliaSonera уже есть удачные примеры использования M2M или это пока только фантастика?

— Конечно, они уже сеть. Один пример — это успешное сотрудничество TeliaSonera с Tesla Motors, которая выпускает электромобили. Модель «S» этого производителя всегда подключена к серверам. Когда датчики указывают на скорый выход из строя какой-то детали, эта информация отправляется на «центр управления». После этого хозяину машины приходит сообщение о необходимости посетить сервис-центр, где мастера уже знают что менять и могут провести замену запасной части в максимально сжатые сроки. Кроме того, у этих автомобилей педаль тормоза реагирует на нажатие ноги не так, как в автомашинах с автоматической коробкой, где, если вы отпускаете педаль, машина начинает медленно двигаться. Многим водителям это не нравилось, особенно тем, кому часто приходилось стоять в пробках. И теперь эту опцию можно настраивать с помощью M2M. Обновление прошивки для электромобиля происходит через мобильную сеть, инженеры и программисты постоянно что-то улучшают.

— Каково ваше видение будущего этого сектора?

— Мы наблюдаем, как запуск одних технологий тянет за собой по цепочке и внедрение других инноваций. Например, 4G — в странах, где сети четвертого поколения запущены, допустим, скандинавские, наблюдается всплекс интереса к M2M. В Прибалтике появились небольшие компании, которые предоставляют услуги по технологии M2M в области домашних охранных систем. Я думаю, M2M изменит массу вещей в нашей жизни. Гораздо больше, чем мы можем себе представить сейчас. Допустим, одно из первых приложений M2M заключалось в том, что в кофе-машину был встроен датчик, который сообщал поставщику кофе о том, что зерна на исходе. Сотрудник дистрибьютора получал уведомление и приезжал с новой порцией кофе без всякого звонка со стороны клиента. M2M будет стремительно развиваться, потому что здесь есть масса заинтересованных сторон. Мы, как телеком-оператор, заинтересованы в дата-трафике. Страховые компании имеют свой интерес, если речь идет о медицинских датчиках, например. Производители электронных устройств видят массу приложений.

— Вы упомянули медицинское направление. Можете привести примеры из этой сферы?

— Несомненно! Вообще медицина — это сфера, которая стоит на пороге революции, связанной с получением и обработкой данных от пациентов. Мы, например, работаем с компанией, которая делает датчики для измерения сердечного ритма. Эти данные стекаются на серверы, и врач затем может их проанализировать, сделать какие-то назначения, дать рекоммендации. Речь не идет о вызове скорой помощи, но это не менее полезная система. Другой пример — это специальные баночки для лекарств, которые можно настраивать. Если баночку не открыли вовремя, она отправляет сообщение на заданный номер. То есть, допустим, ваша пожилая мама забыла выпить утром какое-то жизненно важное лекарство. Вы получаете SMS и можете напомнить маме о том, что нужно выпить капсулу. Простая инновация, основанная на M2M, но она может спасти жизнь.

— Не будет ли лавинообразное развитие сегмента M2M приводить к тому, что сети окажутся перегруженными, ухудшится качество связи?

— Конечно, нагрузка на сети возрастет. И здесь очень важно спрогнозировать, какие устройства подсоединяются, какой трафик они будут потреблять. В действительности некоторые из них будут передавать совсем немного информации. Но важной информации.

— Как вы считаете, как скоро все такого рода новации придут сюда, в Казахстан?

— Я думаю очень скоро. Да, собственно, они уже здесь. Я встретил на ASTEX представителя компании, которая предлагает решения для компаний с большим парком машин, которые занимаются грузоперевозками или оказывают услуги такси. Они ставят на машины системы геопозиционирования с GPS или ГЛОНАСС, приборы передают в центральный офис информацию о том, где находятся машины в данный момент. Это позволяет оптимизировать работу. Так что M2M уже в Казахстане, и с каждым днем таких приборов будет становиться все больше.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики