Разговор машин

Руководитель подразделения M2M TeliaSonera Йохан Оберг побывал в Астане на выставке ASTEX и обнаружил, что общающиеся друг с другом машины уже есть в Казахстане

Йохан Оберг
Йохан Оберг

Один из крупнейших глобальных холдингов, работающих в секторе мобильного телекома TeliaSonera, который является мажоритарным акционером отечественного оператора «Кселл», уже достаточно давно выделил в отдельное направление M2M. Mashine-to-machine — это устройства, которые взаимодействуют друг с другом через сотовую связь. Предполагается, судя по всему небезосновательно, что M2M даст вскоре мощный толчок развитию мобильных операторов. О первых успехах в этой сфере мы поговорили с г-ном Обергом.

— У TeliaSonera уже есть удачные примеры использования M2M или это пока только фантастика?

— Конечно, они уже сеть. Один пример — это успешное сотрудничество TeliaSonera с Tesla Motors, которая выпускает электромобили. Модель «S» этого производителя всегда подключена к серверам. Когда датчики указывают на скорый выход из строя какой-то детали, эта информация отправляется на «центр управления». После этого хозяину машины приходит сообщение о необходимости посетить сервис-центр, где мастера уже знают что менять и могут провести замену запасной части в максимально сжатые сроки. Кроме того, у этих автомобилей педаль тормоза реагирует на нажатие ноги не так, как в автомашинах с автоматической коробкой, где, если вы отпускаете педаль, машина начинает медленно двигаться. Многим водителям это не нравилось, особенно тем, кому часто приходилось стоять в пробках. И теперь эту опцию можно настраивать с помощью M2M. Обновление прошивки для электромобиля происходит через мобильную сеть, инженеры и программисты постоянно что-то улучшают.

— Каково ваше видение будущего этого сектора?

— Мы наблюдаем, как запуск одних технологий тянет за собой по цепочке и внедрение других инноваций. Например, 4G — в странах, где сети четвертого поколения запущены, допустим, скандинавские, наблюдается всплекс интереса к M2M. В Прибалтике появились небольшие компании, которые предоставляют услуги по технологии M2M в области домашних охранных систем. Я думаю, M2M изменит массу вещей в нашей жизни. Гораздо больше, чем мы можем себе представить сейчас. Допустим, одно из первых приложений M2M заключалось в том, что в кофе-машину был встроен датчик, который сообщал поставщику кофе о том, что зерна на исходе. Сотрудник дистрибьютора получал уведомление и приезжал с новой порцией кофе без всякого звонка со стороны клиента. M2M будет стремительно развиваться, потому что здесь есть масса заинтересованных сторон. Мы, как телеком-оператор, заинтересованы в дата-трафике. Страховые компании имеют свой интерес, если речь идет о медицинских датчиках, например. Производители электронных устройств видят массу приложений.

— Вы упомянули медицинское направление. Можете привести примеры из этой сферы?

— Несомненно! Вообще медицина — это сфера, которая стоит на пороге революции, связанной с получением и обработкой данных от пациентов. Мы, например, работаем с компанией, которая делает датчики для измерения сердечного ритма. Эти данные стекаются на серверы, и врач затем может их проанализировать, сделать какие-то назначения, дать рекоммендации. Речь не идет о вызове скорой помощи, но это не менее полезная система. Другой пример — это специальные баночки для лекарств, которые можно настраивать. Если баночку не открыли вовремя, она отправляет сообщение на заданный номер. То есть, допустим, ваша пожилая мама забыла выпить утром какое-то жизненно важное лекарство. Вы получаете SMS и можете напомнить маме о том, что нужно выпить капсулу. Простая инновация, основанная на M2M, но она может спасти жизнь.

— Не будет ли лавинообразное развитие сегмента M2M приводить к тому, что сети окажутся перегруженными, ухудшится качество связи?

— Конечно, нагрузка на сети возрастет. И здесь очень важно спрогнозировать, какие устройства подсоединяются, какой трафик они будут потреблять. В действительности некоторые из них будут передавать совсем немного информации. Но важной информации.

— Как вы считаете, как скоро все такого рода новации придут сюда, в Казахстан?

— Я думаю очень скоро. Да, собственно, они уже здесь. Я встретил на ASTEX представителя компании, которая предлагает решения для компаний с большим парком машин, которые занимаются грузоперевозками или оказывают услуги такси. Они ставят на машины системы геопозиционирования с GPS или ГЛОНАСС, приборы передают в центральный офис информацию о том, где находятся машины в данный момент. Это позволяет оптимизировать работу. Так что M2M уже в Казахстане, и с каждым днем таких приборов будет становиться все больше.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее