Air Kazakhstan. Возвращение

Air Kazakhstan создаст новый рынок межрегионального авиасообщения

Air Kazakhstan. Возвращение

В Казахстане все дороги ведут в столицы. Вернее, все авиаперелеты проходят через них. Например, чтобы попасть из Актюбинска в Атырау, нужно сделать пересадку в Астане, потому что сегодня в республике нет прямого авиарейса в этом направлении. Почти все областные центры не имеют между собой регионального сообщения, все перелеты осуществляются через Астану и Алматы, что напрямую сказывается на стоимости билетов и времени в дороге.

Третьим будешь?

Решить проблему регионального сообщения между областями должна новая авиакомпания, которую намерены создать ФНБ «Самрук-Казына» и третий в мире производитель самолетов Bombardier Inc. Канадского производителя региональных самолетов в учредители нового авиаперевозчика — Air Kazakhstan — позвал лично президент РК Нурсултан Назарбаев. Об этом он заявил на встрече с президентом Bombardier Пьером Бодуэном, прошедшей в Астане 26 февраля. «Мы заинтересованы в приходе на казахстанский рынок такой известной компании, как Bombardier. В этой связи мы планируем создать еще одну отечественную авиакомпанию — Air Kazakhstan, которая будет выполнять внутренние рейсы. Как вы знаете, мы также создавали авиакомпанию Air Astana совместно с британской BAE Systems. Подобный опыт управления можно использовать и при создании новой компании»,— сказал тогда Назарбаев.

Вопрос о создании новой авиакомпании обсуждался в ФНБ «Самрук-Казына» год назад, а также во время экономического форума в Давосе. Кроме создания совместной авиакомпании, Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность совместной работы не только при осуществлении авиаперевозок, но и в сфере подготовки отечественных пилотов, специалистов для центров технического обслуживания. Для более тесного взаимодействия Нурсултан Назарбаев выразил желание создать представительство компании Bombardier на территории Казахстана.

«Хочу заверить, что поставка авиационной техники — это лишь небольшая часть нашей совместной деятельности. Мы также планируем внедрить свои технологии и применить весь свой опыт. Кроме того, будем обучать казахстанских пилотов, строить сервисные центры по обслуживанию самолетов и тем самым работать с Казахстаном в долгосрочной перспективе»,— продолжил г-н Бодуэн.

Совладельцем авиакомпании со стороны Казахстана станет ФНБ «Самрук-Казына» с долей 49%. Как заявил Умирзак Шукеев, председатель правления фонда, новый перевозчик будет работать в тесном сотрудничестве с Air Astana и осуществлять полеты в те регионы, куда невозможны полеты Air Astana из-за несоответствия самолетов характеристикам взлетно-посадочных полос или по другим причинам. Таким образом, создание новой региональной авиакомпании должно позволить Air Astana сосредоточиться на международных перевозках. По заявлению Умирзака Шукеева, опубликованному изданием Air Transport World, регистрация новой авиакомпании запланирована на май этого года. По данным МИНТ, уже зарегистрировано юридическое лицо АО «Авиакомпания “Эйр Казахстан”», разработан бизнес-план по развитию компании. В 2014 году планируется заключить контракт с Bombardier на поставку десяти ВС Dash Q-400: в первом полугодии 2015 года — 6, во втором — еще 4 самолета. Первый рейс новая авиакомпания совершит во втором полугодии 2015 года. Сейчас в парке «Эйр Астаны» тридцать воздушных судов, у SCAT — тринадцать. Получается, по количеству бортов новая компания сразу займет третье место в Казахстане. В целом МИНТ РК прогнозирует пятидесятипроцентное увеличение количества внутренних рейсов к 2017 году. Похоже, наибольший вклад в это внесет Air Kazakhstan.

Какое небо голубое

ФНБ «Самрук-Казына» также принадлежит 51% акций компании Air Astana. «Поскольку мы являемся акционерами в обеих компаниях, постараемся гармонизировать интересы. Мы считаем, что на авиалиниях должна присутствовать здоровая конкуренция»,— заявлял в феврале г-н Шукеев.

Как сообщила «Эксперту Казахстан» пресс-служба «Эйр Астаны», авиакомпания поддерживает любые инициативы правительства, направленные на развитие авиарынка в Казахстане. «Создание дополнительной региональной маршрутной сети в Казахстане посредством нового авиаперевозчика, безусловно, предоставит новые возможности для развития казахстанской авиации, а также будет способствовать экономическому росту в регионах»,— говорится в сообщении пресс-службы «Эйр Астаны».

Странным на первый взгляд выглядит то, что Air Astana не захотела сама развивать свою маршрутную сеть за счет внутренних перевозок. Как пояснила пресс-служба компании, «расширение маршрутной сети в ту или иную сторону зависит от многих факторов: спроса, технических возможностей, состояния и условий того или иного аэропорта, коммерческой выгоды и т.д.» На основании детальных расчетов широкого круга специалистов в компании принимается решение об открытии нового маршрута, говорится в ответе авиаперевозчика на запрос журнала.

«Расширение маршрутной сети — один из главных приоритетов нашей политики. Это стало особенно актуально сейчас, когда после длительной совместной работы авиакомпании и государства Air Astana получила право на полеты в Евросоюз без ограничений, действовавших ранее. Результатом данной работы стало открытие чартеров в Испанию и Грецию в этом году, а также запланированное на 2015 год открытие регулярных рейсов в Париж и Прагу»,— сообщает пресс-служба компании.

Из такого ответа можно сделать вывод, что межрегиональные рейсы для Air Astana на находящихся в ее собственности или в лизинге самолетах совершать невыгодно. Другое дело Air Kazakhsan, которой за самолеты расплачиваться будет не нужно. К слову, случай, когда авиастроитель входит в капитал авиакомпании своими самолетами, похоже, уникальный.

Реинкарнация

Символично, что новую авиакомпанию решили назвать Air Kazakhstan. Одноименный перевозчик работал в Казахстане до 2004 года. Он был, по сути, правопреемником советского «Аэрофлота» в Казахстане. Компания эксплуатировала советские самолеты, а также по одному Airbus A310 и Boeing 737. Однако после череды скандалов, смены собственников и накопившихся огромных долгов авиакомпания была ликвидирована. Оппозиционные издания часто писали, что Air Kazakhstan якобы обанкротили намеренно, чтобы очистить небо для Air Astana.

В 2013 году пассажиропоток «Эйр Астаны» вырос на 12,5% — до 3,6 млн человек по сравнению с 2012 годом — 3,2 млн человек (в 2012 г. — 14%). Все это стало возможным за счет открытия восьми международных маршрутов. При этом из-за замены воздушных судов от некоторых внутренних маршрутов компания отказалась. «Как только будет улучшено состояние некоторых аэропортов Казахстана, мы рассмотрим возобновление полетов туда»,— заверяет Air Astana.

У SCAT дела идут не так хорошо: компания за 2013 год показала нулевой рост, в 2012 году и 2013-м пассажиропоток шымкентской авиакомпании составил 1,1 млн человек, хотя в 2012 году по сравнению с 2011-м у SCAT было 22% роста. Последние неудачи компании сильно ударили по ее репутации, оттолкнув от нее многих пассажиров. По этой причине компания решила привлечь западный менеджмент, провести ребрендинг и продолжить обновление парка.

Появление нового игрока — по сути есть часть серьезной реформы рынка авиаперевозок. Во-первых, создается новый рынок внутренних областных рейсов. Во-вторых, Air Astana, получив разрешение Евросоюза на полеты в Европу, начинает расширять свои международные маршруты. Авиаперевозчику правительством дан карт-бланш на международной арене. У Air Astana плохие отношения практически со всеми местными аэропортами, особенно с самым крупным — Алматинским. Стороны неоднократно обвиняли друг друга в задержке рейсов. В этой связи президент Air Astana Питер Фостер настаивал на строительстве альтернативного аэропорта близ Алматы, который позволит сократить количество задержек рейсов по причине неблагоприятной погоды. «Мы все хорошо знаем расположение аэропорта в Алматы и знакомы с проблемой частых туманов, которая, к сожалению, никуда никогда не денется. Единственным решением этой проблемы в будущем является строительство альтернативного аэропорта»,  — сказал он на коллегии Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана в январе 2011 года в Астане.

Тогда он напоминал, что около десяти лет назад рассматривался проект строительства нового аэропорта к северу от Алматы по Капшагайской трассе. По его словам, проблема задержки рейсов и изменения расписания самолетов, следующих из и в Алматы, традиционно возникает в зимние месяцы с декабря по февраль. Похоже, правительство решило пойти навстречу Air Astana, построив ей новый аэропорт, который будет полностью ориентирован на международные рейсы. Уже подготовлена концепция его строительства — транзитного хаба для Центральной Азии с пропускной способностью до 10 млн пассажиров в год на первом этапе, с возможным увеличением до 40 млн пассажиров в год, площадью около 2000 га. Он будет расположен в 48 км северо-восточнее Алматы и в 4 км юго-восточнее поселка Жетыген.

Причинами для строительства новой воздушной гавани тогда еще премьер РК Серик Ахметов назвал то, что расположение старого аэропорта сдерживает темпы роста пассажиропотока через Алматы, ограничивает рост авиаперевозок и не позволяет в перспективе использовать данный аэропорт в качестве лидирующего пассажирского хаба в регионе.

Директор по управлению транспортными активами АО «ФНБ «Самрук-Казына» Марат Уразбеков заявлял, что целью объединения аэропортов является скоординированное их развитие, улучшение финансового положения, приведение состояния к международным требованиям и стандартам. Объединены аэропорты, находящиеся в коммунальной собственности, в социально-предпринимательских корпорациях, республиканской собственности, и три аэропорта, входящие в состав АО «Самрук-Казына». По информации председателя комитета гражданской авиации Бекена Сейдахметова, в число государственных аэропортов на базе единой управляющей компании войдут аэропорты Астаны, Костаная, Кызылорды, Кокшетау, Петропавловска, Семея, Усть-Каменогорска, Шымкента, Атырау, Актобе и Павлодара. «Поскольку остальные аэропорты Казахстана находятся в частной собственности либо в доверительном управлении, их включение в группу будет зависеть от решения собственников данных аэропортов»,— сообщил г-н Сейдахметов. Возможно, для управления новым холдингом будет привлечен иностранный менеджмент.

В свою очередь Air Astana заявляла, что передача контроля над аэропортами одной управляющей компании поможет в решении накопившихся проблем на этих стратегических объектах страны. «Если опираться на мировой опыт, то такие страны и города с развитой экономикой, как Сингапур, Франция, Германия, Бангкок, Куала-Лумпур, Дубай, предпочли оставить аэропорты в руках государства, понимая, что хаб — очень важная часть транспортной системы и инвестиции в воздушные гавани — это долгосрочные проекты в национальном масштабе, которые в будущем станут платформой для развития бизнеса в стране»,— сообщила авиакомпания.

Третий — не лишний

О том, что на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок практически нет конкуренции, все говорят давно. Здесь доминируют Air Astana и SCAT. На их долю приходится больше половины всех внутренних рейсов. Когда АЗК руководил Мажит Есенбаев, он постоянно поднимал этот вопрос. «Из-за отсутствия конкуренции на внутренних маршрутах казахстанские авиакомпании поддерживают высокие тарифы»,— заявлял на расширенном заседании коллегии Агентства РК по защите конкуренции г-н Есенбаев в феврале 2012 года. Тогда он отмечал, что на внутренних маршрутах низкий уровень конкуренции. В то же время наиболее развита конкуренция на маршрутах в третьи страны. «И в условиях конкуренции с зарубежными авиакомпаниями казахстанские авиакомпании снижают свои тарифы на международные рейсы, в то же время поддерживая высокие тарифы на внутренних, что, мы считаем, неправильно, и будем продолжать работу на этом направлении»,— отмечал тогда г-н Есенбаев.

В октябре 2012 года АЗК ввело принцип для пассажирских авиаперевозок: один маршрут — несколько перевозчиков, что учтено Министерством транспорта и коммуникаций при распределении авиамаршрутов среди отечественных компаний. «В текущем году на маршрутах уже действуют по 2–3 перевозчика. К примеру, по маршруту Астана — Алматы с 17 августа начал летать «Бек Эйр», стоимость билета в один конец от 15 тысяч тенге»,— заявлял в 2012 году председатель АЗК Габидулла Абдрахимов. Сейчас в республике действуют пять регулярных пассажирских авиаперевозчиков и 28 компаний осуществляют чартерные рейсы, работают пять грузовых авиакомпаний. В 2012 году отменен тендер на распределение внутренних авиамаршрутов — рынок либерализован. На маршрутах Алматы — Астана и Алматы — Атырау выполняют регулярные рейсы три авиакомпании, на 14 маршрутах — две авиакомпании, на остальных 30 маршрутах — одна авиакомпания. На некоторых конкурентных маршрутах уровень тарифов снизился на 30%. По всем внутренним направлениям по-прежнему доминируют Air Astana с 75-процентной долей рынка и у SCAT — 20%, у остальных отечественных авиакомпаний — 5%.

Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия Air Astana меняется радикально. Если раньше компания получала большую часть прибыли за счет внутренних пассажирских перевозок, при этом вынуждена была делиться существенной ее долей с аэропортами, то в недалеком будущем она переориентируется на международные рейсы и получит свой хаб под Алматы. Рынок же внутренних авиаперевозок станет развиваться за счет нового игрока и других авиаперевозчиков.

Глобальный машиностроитель

[inc pk='9486' service='media']

Канадская машиностроительная компания Bombardier Inc. производит самолеты, железнодорожную технику, трамваи. Основные подразделения компании — крупнейший в мире производитель железнодорожной техники Bombardier Transportation и Bombardier Aerospace — третий в мире производитель гражданских самолетов после Boeing и Airbus. Общий авиационный опыт работы компаний, входящих в состав Bombardier, насчитывает более 250 лет, что наряду с постоянным стремлением к инновациям позволило компании за неполные 20 лет (с 1989 г.) создать 21 новую модель уникальных самолетов.

Всего за 2013 год в Казахстане, по данным комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК, авиакомпаниями перевезено 5 млн пассажиров. Рост по сравнению с 2012 годом (4,6 млн человек) составил 9%. В 2014 году МИНТ прогнозирует рост в 10% — до 5,5 млн человек. В 2013 году аэропортами Казахстана обслужено 9,7 млн пассажиров (+9%, в 2012 году — 8,9 млн человек). В 2014 году также прогнозируется 10% роста — до 10,7 млн человек. Доходы отрасли растут менее активно: за 2013 год по сравнению с 2012-м они увеличились лишь на 3% — до 320 млрд тенге, в 2014 году прогнозируется 6% роста — до 340 млрд тенге.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности