Государство пошло в е-коммерцию

Переход на электронную торговлю — тенденция, актуальная в глобальном масштабе. И Казахстан здесь не исключение

Государство пошло в е-коммерцию

Второй год в рамках Астанинского экономического форума проходит выставка-конференция инфокоммуникационных технологий ASTEX. Ключевая тема состоявшейся 19–20 мая ASTEX-2014 — электронная коммерция: государство не только решило не сторониться новомодных тенденций в мировой экономике, но и стимулировать этот тренд, движение рынка, мировой объем которого в 2013 году составил 1,2 трлн долларов, в то время как в Казахстане этот показатель, если не принимать в расчет покупок в заграничных интернет-магазинах, по разным источникам — 450–600 млн долларов.

По прогнозам экспертов, емкость рынка е-коммерции в Казахстане далеко не исчерпана и в 2015 году может достичь 3,6 млрд долларов, или 4% от общего объема торговли. Однако для того, чтобы рынок развивался, необходимо существенно улучшить инфраструктуру, а точнее, логистику, платежные системы и обеспечить безопасность данных.

Организовали ASTEX Агентство по информатизации и связи (АИС) РК, Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и «Фонд развития ИКТ». При этом “Зерде” является дочерней организацией АИС и одним из соучредителей фонда. В рамках конференции были подписаны меморандумы о сотрудничестве «Фонда ИКТ» с российским инновационным центром «Сколково» и венчурной компанией MuckerLab.

Как пояснила «Эксперту Казахстан» первый заместитель председателя правления «Зерде» Бикеш Курмангалиева, для Казахстана венчурное финансирование — дело достаточно новое. Кроме того, существуют пробелы в законодательстве. «Сотрудничество с MuckerLab поможет нам правильно создать венчурный фонд и организовать его работу,— отметила она. — Что касается «Сколково», то модель работы этого технопарка представляет для нас большой интерес. Мы открываем там представительство, чтобы иметь возможность поработать внутри самого центра. В «Сколково» существует очень интересная модель R&D-центров коллективного пользования, возможностями которых могут пользоваться самые разные компании. Мы на определенных условиях договорились об участии в таком центре наших стартаперов».

Согласно госпрограмме «Информационный Казахстан-2020», доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, должна достигнуть 40%, а доля ИКТ в ВВП страны достичь 4%. Возникают некоторые сомнения, что для столь грандиозного скачка шести лет будет достаточно. Впрочем, в ИКТ-сфере скорость изменений сейчас огромная, так что, возможно, целевые показатели будут еще и перевыполнены.

Alibaba vs Amazon

В Астану на ASTEX съехались со всего мира эксперты по венчурному финансированию, электронной коммерции и мобильным технологиям, а также представители ведущих производителей оборудования и программного обеспечения. ASTEX — не только конференция, но и выставка, на которой своими разработками поделились самые разные компании — от мировых гигантов типа Samsung и Cisco до местных купонных сервисов и электронных торговых площадок. Но понять, куда ветер дует в ИКТ, можно было не только посетив стенды, но прежде всего послушав панельные дискуссии.

Основатель венчурных фондов MuckerLab и Mucker Capital американец Эрик Раннала в своей презентации отметил, что на сегодня в мире е-торговли одним из самых перспективных направлений является продажа ювелирных изделий, одежды и прочей продукции модной индустрии. В тренде — создание не универсальных, а нишевых игроков. По словам венчуриста, лидерство в е-коммерции переходит к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, совокупный объем торговли которых уже превосходит соответствующие показатели стран Северной Америки.

При выходе на рынок электронной торговли нужно ориентироваться в первую очередь на мобильные устройства, считает основатель компании EyeFinder, разработчик визуальной поисковой технологии Оле Айкхорн. «Интернет-магазин будущего должен разрабатываться для мобильных платформ,— уверен он. — Две трети транзакций в этой области совершаются через мобильные устройства».

По мнению основателя крупнейших интернет-порталов в области ретейла www.cars.com и www.apartments.com Роберта Беллака, сегодня основным драйвером продвижения мобильных решений и е-коммерса являются социальные сети.

Старший вице-президент по исследованиям IDC Стивен Франзен выделил основные драйверы электронной торговли: доверие клиентов и пользователей; тотальное распространение широкополосного интернета, рост числа покупателей в сегменте В2В и В2С.

Не остались без внимания и вопросы логистики. По словам председателя правления АО «Казпочта» Асхата Бейсенбаева, через национального почтового оператора в час проходит 1400 посылок, объем которых уже превышает поток письменной корреспонденции. «Мы готовимся к росту объема посылок и в связи с этим постепенно перестраиваем ключевые бизнес-процессы компании,— говорит он. — В рамках этой трансформации происходят активные движения в сторону е-коммерции. К концу 2014 года «Казпочта» будет одной из лидирующих компаний в Казахстане по ускоренной доставке товаров».

Минус — это плюс

Одним из наиболее ярких спикеров на ASTEX стал российский предприниматель Дмитрий Потапенко, бывший генеральный директор крупнейшей компании в сфере ретейла X5. В отличие от рафинированных выступлений зарубежных экспертов, господин Потапенко был экспрессивен и напорист, его сентенции отличались эмоциональностью и противоречивостью. По мнению Дмитрия, в России все интернет-магазины убыточные, у них существуют огромные проблемы в логистике, стоимость которой в 6 раз дороже, чем для офлайн-магазина. Также он утверждает, что успех электронной торговли во многом зависит от политики государства и вообще чистой е-коммерции как таковой не существует, это всего лишь приложение к офлайн-бизнесу. «Если государство пойдет по принципу «закручивания гаек» в отношении интернет-магазинов в части растаможки товаров и оплаты налогов, то можно ожидать падения электронной коммерции»,— уверен он.

Руководитель Фонда развития ИКТ Санжар Кеттебеков и управляющий венчурным фондом Эрик Раннала подписали договоро сотрудничестве

По развернувшейся дискуссии о том, как развивать электронную коммерцию, можно было сравнить два подхода, которые исповедуют американские и российские инвесторы по отношению к интернет-стартапам. Американцы гораздо спокойнее смотрят на предполагаемые потери, поскольку они инвестируют в большое количество проектов, и даже если, скажем, один из десяти окажется успешным, прибыль от него покроет все расходы. Поэтому получить деньги на свой проект у американских инвесторов сравнительно легче, нежели у их российских коллег, которые скрупулезно считают каждую копейку, сверяясь с бизнес-планом. Тот же господин Потапенко заявил, что поверит в стартап только тогда, когда стартапер «положит голову на плаху и заложит под свое дело не только квартиру, но и почку», демонстрируя тем самым веру в свой проект.

Одной из проблем развития электронной коммерции в Казахстане считается низкая плотность населения: у нас огромная территория и небольшое население. Президент общества компьютеров в Институте инженеров электротехники и электроники (IEEE Computer Society) профессор Дэвид Алан Гриер считает, что этот недостаток может стать преимуществом. «Мы занимаемся е-коммерцией, чтобы решить проблемы клиентов, а не потому, что это модно. Маленькое население на большой территории может получить выгоду от хорошего качества товаров и услуг, а также от отлаженной системы доставки. В этом отношении е-коммерция — очень хороший способ решения проблем логистики»,— говорит он. Иными словами, при развитой электронной коммерции даже жители отдаленных сел получают доступ к ассортименту крупнейших гипермаркетов и бутиков, торгующих товарами для избранных.

Причиной слабого продвижения е-торговли является недостаточно хорошо развитые системы электронных платежей. Основатель визуального поисковика EyeFinder Оле Айкхорн высказал мнение, что в развитии электронной коммерции нужен баланс взаимодействия государства и бизнеса. «Главное для е-коммерции — это платежные механизмы. Банковская система — крупная индустрия, которая может дать инфраструктуру всей отрасли. В то же время маленькие компании предлагают разные решения для платежей. Нужно пробовать новые идеи: что-то сработает, что-то нет»,— высказывает он свою точку зрения.

Несмотря на в целом позитивное настроение собравшихся, генеральный директор компании Processing.kz и член президиума Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин высказал опасение, что крупные игроки США и Китая в конце концов съедят всю мировую е-коммерцию. По крайней мере, опровергнуть его мнение никто не смог или не захотел.

Не только торговля

Впрочем, на конференции обсуждались не только вопросы электронной коммерции. Мировая ИТ-индустрия переживает начало эпохи «третьей платформы», краеугольными камнями которой являются следующие четыре направления: мобильные системы, облачные решения, анализ больших данных и социальные сети. В связи с этим казахстанские операторы связи собрались на ASTEX, чтобы обсудить перспективы развития мобильных сервисов: каковы будут мобильные экосистемы будущего вообще и насколько трансформируется общество под влиянием мобильных инфокоммуникаций.

Конференция стала местом встречи и более традиционных ИТ-структур — таких, как сообщество казахстанских ИТ-менеджеров и ассоциация ИТ-компаний. Первая провела собственный форум, на котором участники обсуждали свои животрепещущие вопросы, а именно взаимодействие заказчиков и подрядчиков в ИТ-проектах, роль ИТ-директоров в новой модели предоставления ИТ-услуг и т. п. В итоге сообщество совместно с госхолдингом «Зерде» решило разработать методику оценки примерно 2000 отечественных компаний, провести некое подобие ИТ-аудита, благодаря которому можно будет определить уровень автоматизации и развития ИТ в стране.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее