Государство пошло в е-коммерцию

Переход на электронную торговлю — тенденция, актуальная в глобальном масштабе. И Казахстан здесь не исключение

Государство пошло в е-коммерцию

Второй год в рамках Астанинского экономического форума проходит выставка-конференция инфокоммуникационных технологий ASTEX. Ключевая тема состоявшейся 19–20 мая ASTEX-2014 — электронная коммерция: государство не только решило не сторониться новомодных тенденций в мировой экономике, но и стимулировать этот тренд, движение рынка, мировой объем которого в 2013 году составил 1,2 трлн долларов, в то время как в Казахстане этот показатель, если не принимать в расчет покупок в заграничных интернет-магазинах, по разным источникам — 450–600 млн долларов.

По прогнозам экспертов, емкость рынка е-коммерции в Казахстане далеко не исчерпана и в 2015 году может достичь 3,6 млрд долларов, или 4% от общего объема торговли. Однако для того, чтобы рынок развивался, необходимо существенно улучшить инфраструктуру, а точнее, логистику, платежные системы и обеспечить безопасность данных.

Организовали ASTEX Агентство по информатизации и связи (АИС) РК, Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и «Фонд развития ИКТ». При этом “Зерде” является дочерней организацией АИС и одним из соучредителей фонда. В рамках конференции были подписаны меморандумы о сотрудничестве «Фонда ИКТ» с российским инновационным центром «Сколково» и венчурной компанией MuckerLab.

Как пояснила «Эксперту Казахстан» первый заместитель председателя правления «Зерде» Бикеш Курмангалиева, для Казахстана венчурное финансирование — дело достаточно новое. Кроме того, существуют пробелы в законодательстве. «Сотрудничество с MuckerLab поможет нам правильно создать венчурный фонд и организовать его работу,— отметила она. — Что касается «Сколково», то модель работы этого технопарка представляет для нас большой интерес. Мы открываем там представительство, чтобы иметь возможность поработать внутри самого центра. В «Сколково» существует очень интересная модель R&D-центров коллективного пользования, возможностями которых могут пользоваться самые разные компании. Мы на определенных условиях договорились об участии в таком центре наших стартаперов».

Согласно госпрограмме «Информационный Казахстан-2020», доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, должна достигнуть 40%, а доля ИКТ в ВВП страны достичь 4%. Возникают некоторые сомнения, что для столь грандиозного скачка шести лет будет достаточно. Впрочем, в ИКТ-сфере скорость изменений сейчас огромная, так что, возможно, целевые показатели будут еще и перевыполнены.

Alibaba vs Amazon

В Астану на ASTEX съехались со всего мира эксперты по венчурному финансированию, электронной коммерции и мобильным технологиям, а также представители ведущих производителей оборудования и программного обеспечения. ASTEX — не только конференция, но и выставка, на которой своими разработками поделились самые разные компании — от мировых гигантов типа Samsung и Cisco до местных купонных сервисов и электронных торговых площадок. Но понять, куда ветер дует в ИКТ, можно было не только посетив стенды, но прежде всего послушав панельные дискуссии.

Основатель венчурных фондов MuckerLab и Mucker Capital американец Эрик Раннала в своей презентации отметил, что на сегодня в мире е-торговли одним из самых перспективных направлений является продажа ювелирных изделий, одежды и прочей продукции модной индустрии. В тренде — создание не универсальных, а нишевых игроков. По словам венчуриста, лидерство в е-коммерции переходит к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, совокупный объем торговли которых уже превосходит соответствующие показатели стран Северной Америки.

При выходе на рынок электронной торговли нужно ориентироваться в первую очередь на мобильные устройства, считает основатель компании EyeFinder, разработчик визуальной поисковой технологии Оле Айкхорн. «Интернет-магазин будущего должен разрабатываться для мобильных платформ,— уверен он. — Две трети транзакций в этой области совершаются через мобильные устройства».

По мнению основателя крупнейших интернет-порталов в области ретейла www.cars.com и www.apartments.com Роберта Беллака, сегодня основным драйвером продвижения мобильных решений и е-коммерса являются социальные сети.

Старший вице-президент по исследованиям IDC Стивен Франзен выделил основные драйверы электронной торговли: доверие клиентов и пользователей; тотальное распространение широкополосного интернета, рост числа покупателей в сегменте В2В и В2С.

Не остались без внимания и вопросы логистики. По словам председателя правления АО «Казпочта» Асхата Бейсенбаева, через национального почтового оператора в час проходит 1400 посылок, объем которых уже превышает поток письменной корреспонденции. «Мы готовимся к росту объема посылок и в связи с этим постепенно перестраиваем ключевые бизнес-процессы компании,— говорит он. — В рамках этой трансформации происходят активные движения в сторону е-коммерции. К концу 2014 года «Казпочта» будет одной из лидирующих компаний в Казахстане по ускоренной доставке товаров».

Минус — это плюс

Одним из наиболее ярких спикеров на ASTEX стал российский предприниматель Дмитрий Потапенко, бывший генеральный директор крупнейшей компании в сфере ретейла X5. В отличие от рафинированных выступлений зарубежных экспертов, господин Потапенко был экспрессивен и напорист, его сентенции отличались эмоциональностью и противоречивостью. По мнению Дмитрия, в России все интернет-магазины убыточные, у них существуют огромные проблемы в логистике, стоимость которой в 6 раз дороже, чем для офлайн-магазина. Также он утверждает, что успех электронной торговли во многом зависит от политики государства и вообще чистой е-коммерции как таковой не существует, это всего лишь приложение к офлайн-бизнесу. «Если государство пойдет по принципу «закручивания гаек» в отношении интернет-магазинов в части растаможки товаров и оплаты налогов, то можно ожидать падения электронной коммерции»,— уверен он.

Руководитель Фонда развития ИКТ Санжар Кеттебеков и управляющий венчурным фондом Эрик Раннала подписали договоро сотрудничестве

По развернувшейся дискуссии о том, как развивать электронную коммерцию, можно было сравнить два подхода, которые исповедуют американские и российские инвесторы по отношению к интернет-стартапам. Американцы гораздо спокойнее смотрят на предполагаемые потери, поскольку они инвестируют в большое количество проектов, и даже если, скажем, один из десяти окажется успешным, прибыль от него покроет все расходы. Поэтому получить деньги на свой проект у американских инвесторов сравнительно легче, нежели у их российских коллег, которые скрупулезно считают каждую копейку, сверяясь с бизнес-планом. Тот же господин Потапенко заявил, что поверит в стартап только тогда, когда стартапер «положит голову на плаху и заложит под свое дело не только квартиру, но и почку», демонстрируя тем самым веру в свой проект.

Одной из проблем развития электронной коммерции в Казахстане считается низкая плотность населения: у нас огромная территория и небольшое население. Президент общества компьютеров в Институте инженеров электротехники и электроники (IEEE Computer Society) профессор Дэвид Алан Гриер считает, что этот недостаток может стать преимуществом. «Мы занимаемся е-коммерцией, чтобы решить проблемы клиентов, а не потому, что это модно. Маленькое население на большой территории может получить выгоду от хорошего качества товаров и услуг, а также от отлаженной системы доставки. В этом отношении е-коммерция — очень хороший способ решения проблем логистики»,— говорит он. Иными словами, при развитой электронной коммерции даже жители отдаленных сел получают доступ к ассортименту крупнейших гипермаркетов и бутиков, торгующих товарами для избранных.

Причиной слабого продвижения е-торговли является недостаточно хорошо развитые системы электронных платежей. Основатель визуального поисковика EyeFinder Оле Айкхорн высказал мнение, что в развитии электронной коммерции нужен баланс взаимодействия государства и бизнеса. «Главное для е-коммерции — это платежные механизмы. Банковская система — крупная индустрия, которая может дать инфраструктуру всей отрасли. В то же время маленькие компании предлагают разные решения для платежей. Нужно пробовать новые идеи: что-то сработает, что-то нет»,— высказывает он свою точку зрения.

Несмотря на в целом позитивное настроение собравшихся, генеральный директор компании Processing.kz и член президиума Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин высказал опасение, что крупные игроки США и Китая в конце концов съедят всю мировую е-коммерцию. По крайней мере, опровергнуть его мнение никто не смог или не захотел.

Не только торговля

Впрочем, на конференции обсуждались не только вопросы электронной коммерции. Мировая ИТ-индустрия переживает начало эпохи «третьей платформы», краеугольными камнями которой являются следующие четыре направления: мобильные системы, облачные решения, анализ больших данных и социальные сети. В связи с этим казахстанские операторы связи собрались на ASTEX, чтобы обсудить перспективы развития мобильных сервисов: каковы будут мобильные экосистемы будущего вообще и насколько трансформируется общество под влиянием мобильных инфокоммуникаций.

Конференция стала местом встречи и более традиционных ИТ-структур — таких, как сообщество казахстанских ИТ-менеджеров и ассоциация ИТ-компаний. Первая провела собственный форум, на котором участники обсуждали свои животрепещущие вопросы, а именно взаимодействие заказчиков и подрядчиков в ИТ-проектах, роль ИТ-директоров в новой модели предоставления ИТ-услуг и т. п. В итоге сообщество совместно с госхолдингом «Зерде» решило разработать методику оценки примерно 2000 отечественных компаний, провести некое подобие ИТ-аудита, благодаря которому можно будет определить уровень автоматизации и развития ИТ в стране.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?