ИТ-инновации на службе госуправления

Курс на повышение конкурентоспособности экономики, в последние годы определяющий развитие Казахстана, привел представителей госуправления и ключевых сфер бизнеса к осознанию потребности в инновационных инструментах автоматизации управленческой деятельности.

ИТ-инновации на службе госуправления

Все возрастающая динамика экономических изменений в стране со всей очевидностью доказывает, что для эффективной реализации реформ, масштабных проектов, госпрограмм необходимы новые подходы в работе с имеющимися данными. Это касается как сбора, хранения, анализа, так и публичного представления информации. Особенно востребованы инновационные инструменты для оперативного мониторинга и контроля реализации государственных проектов и программ.

Использование решений компании «Прогноз» в процессах управления страной поможет решить целый спектр задач — от прогнозирования социально-экономических процессов, оценки рисков, выстраивания процессов инвестирования до снижения последствий кризисных ситуаций, контроля исполнения законодательства и принятия обоснованных управленческих решений. Кроме того, при помощи своих решений «Прогноз» создает условия для диалога населения и бизнес-сообщества с властью, что очень актуально в свете мировой тенденции информационной открытости.

Фокус на нацпрограмме

Традиционно мониторинг и оценка определяются как обязательные меры контроля результативности государственных программ. Упростить выполнение этой задачи поможет использование специальных программных средств, которые позволят не только более достоверно и полно оценить эффективность реализации государственных программ и инвестиционных проектов, но и станут средством контроля за ходом их выполнения и оценки их влияния на развитие экономики страны. Компания «Прогноз», международный разработчик информационно-аналитических систем, в том числе для госорганов, аккумулировала большой опыт по автоматизации этой области госуправления. Так, например, модуль мониторинга госпрограмм реализован «Прогнозом» в составе информационной системы управления государственными программами Москвы. В единую базу данных поступает вся актуальная информация по государственным программам города. На основе этих данных система анализирует плановые объемы финансирования и динамику расходов по 15 государственным программам города, которые покрывают 90,5% бюджета Москвы, проводит мониторинг финансирования госпрограмм, сопоставляет плановые и фактические объемы финансирования. По итогам анализа формируются рейтинги государственных программ и органов исполнительной власти города по финансовым показателям, количеству просроченных мероприятий, недостигнутых показателей и ряду других критериев. Использование предложенного «Прогнозом» инструментария не только сделало более эффективным взаимодействие госорганов при подготовке, мониторинге и реализации государственных программ, но и значительно повысило качество и оперативность отчетности.

Важно, что внедрение в практику управления любой страны или региона подобной системы помогает сформировать единое информационное пространство для взаимодействия различных органов власти по вопросам разработки и реализации государственных программ и инвестиционных проектов. Все заинтересованные стороны могут получить оперативную и актуальную информацию о ходе и результатах госпроектов.

При разработке программных решений для мониторинга госпрограммам создается единое хранилище данных, где логически объединяются все сведения о государственных программах и инвестиционных проектах, данные о деятельности органов исполнительной власти и о социально-экономическом развитии страны и отдельных регионов. На основе собранной информации можно провести анализ и оценку результативности целевых программ и проектов, в том числе в разрезе отдельных регионов, их ресурсной и инфраструктурной обеспеченности, а в дальнейшем сравнить результативность разных программ и проектов. В решении реализованы удобные инструменты для анализа финансирования государственных проектов и программ. Одной из важнейших функций является мониторинг динамики фактических значений показателей непосредственного и общественно значимого результата целевых программ и проектов. Проведенный детальный анализ позволяет оценить влияние реализации проектов на достижение стратегических целей и задач страны и регионов.

Вся аналитическая информация, необходимая для принятия эффективных решений, благодаря обширному инструментарию средств визуализации системы может быть представлена в удобном и наглядном виде: это могут быть информационные панели, карты, графики, диаграммы или сводные аналитические материалы.

Эффективные инвестиции

Наряду с мониторингом госпрограмм не менее стратегически важной и сложной является задача грамотного управления инвестициями, как на уровне инвестиционного проекта или программы целой страны или региона, так и в рамках компании любого масштаба, от многопрофильного холдинга с разветвленной филиальной структурой и большим числом дочерних предприятий до небольшой организации. Ведь при этом необходимо учитывать все факторы, влияющие на экономическую деятельность: от окружающей среды, уровня инфляции, текущего состояния и перспектив развития рынка до производственных и материальных ресурсов и, наконец, стратегии финансирования. Только объективный анализ этих показателей может быть надежным основанием для принятия верного стратегического решения. Универсальным инструментом для решения всего этого спектра задач станет система «Прогноз. Управление инвестициями». Ее использование обеспечивает информационную прозрачность и обоснованность принятия управленческих решений. Благодаря взаимоувязанной модели стоимостных, финансовых и натуральных показателей, реализованной в решении, оно станет комплексным полнофункциональным средством для планирования, мониторинга, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности.

С помощью системы можно вести реестр инвестпроектов, управлять ими на протяжении всего жизненного цикла и оценивать их эффективность. Предусмотрены возможности для управления инвестиционными программами как совокупностью взаимоувязанных инвестпроектов с ограниченным бюджетом, формирования планов и контроля реализации проектов и программ. Использование решения позволит обеспечить руководство полной и достоверной информацией для планирования, финансово-экономического анализа и контроля инвестиционной деятельности.

Пользователи системы могут оперативно узнать о состоянии инвестпроекта, воспользовавшись инструментами мониторинга в том числе с использованием web-камер, фотографий с места строительства, спутниковых снимков, конъюнктурных обзоров строительства. Кроме того, им предоставляется доступ к уникальной разработке «Прогноза», инструментарию для моделирования и прогнозирования возможных последствий принимаемых решений в сфере управления инвестициями. Эта функциональность позволяет не только спрогнозировать реализацию инвестиционных проектов и программ при различных сценариях развития событий, но и оценить их влияние на показатели деятельности предприятия, отрасли, страны, региона, а также построить собственные модели проектов и программ. Возможности многовариантного ситуационного анализа позволят оценить влияние внутренних и внешних факторов на показатели инвестиционной деятельности. Для удобства пользователей в рамках системы может быть организован информационный обмен между ними.

Все показатели инвестиционной деятельности представляются в наглядной визуальной форме — в виде таблиц, диаграмм, карт, комплексных календарно-сетевых графиков, аналитических записок.

Решение c аналогичными функциональными возможностями разработано «Прогнозом» в интересах крупной российской нефтегазовой компании. В рамках системы формирования и контроля исполнения планов капитального строительства осуществляется планирование, мониторинг и контроль реализации около 4000 инвестиционных проектов. В едином хранилище данных консолидируется информация по инвестициям, поступающая от более чем 40 дочерних организаций, расположенных по всей России. По результатам ее обработки формируется сводная отчетность. На основании ключевых показателей инвестиционной деятельности проводится оценка эффективности реализации проекта. При этом учитываются как финансово-экономические (освоение финансирования, сметная стоимость, кредиторская и дебиторская задолженность) и натуральные (ввод мощностей) показатели, так и временные (календарно-сетевые графики, сроки реализации). Отличительной особенностью системы является ее интеграция с бюджетной системой корпорации. Благодаря этой возможности осуществляется контроль лимитов, выделенных в рамках бюджета на инвестиционную деятельность.

О пользе диалога

Мониторинг является основным источником данных для определения результативности и эффективности госпрограмм и госпроектов. В странах Запада сегодня прочно утвердилась практика обнародования отчетов о результатах их выполнения, основанных на данных мониторинга и последующего детального анализа. Таким образом представители власти демонстрируют обществу уровень их эффективности и формируют почву для «обратной связи» от бизнеса и населения, которые могут высказать собственную позицию по результативности программной деятельности правительственных структур разных уровней. Подобная практика диалога между государством и частным сектором в реализации экономически значимых проектов активно внедряется и в Казахстане.

Ярким примером эффективного взаимодействия правительства и населения при помощи новейших технологий является информационно-аналитический портал «Открытый бюджет города Москвы», разработанный компанией «Прогноз». Портал помогает осуществлять общественный контроль расходования бюджетных средств и достижения заявленных органами власти результатов. Он предоставляет гражданам доступ к данным о текущих расходах и доходах Москвы в режиме реального времени, позволяет знакомиться с аналитикой по всем городским программам, охватывающим 90% московского бюджета, и оставлять свои предложения по рациональному расходованию средств. На портале также есть возможность сравнить показатели развития российской столицы с показателями других крупнейших городов мира (Париж, Шанхай, Лос-Анджелес).

При реализации портала была решена главная задача, поставленная перед разработчиком,— создание простого и понятного информационного интернет-сервиса для обычных граждан. Подробная информация о бюджете города Москвы предоставляется всем пользователям в доступной и наглядной машиночитаемой форме. Интуитивно понятный интерфейс позволяет работать без дополнительной подготовки и специальных знаний, а средства визуализации информации предоставляют возможность строить интерактивные графики и диаграммы всего за 2–3 клика.

Важно, что на портале реализован эффективный механизм обратной связи с пользователями, позволяющий им принимать участие в публичной экспертизе бюджета, задавать экспертам вопросы по бюджетному процессу и оперативно получать на них ответы.

Результатом внедрения подобных сервисов в практику управления становится не только повышение прозрачности деятельности органов власти и обоснованности их решений при реализации госпрограмм, но и рост информированности граждан о ходе процесса управления. Раскрытие информации способствует росту доверия к власти со стороны частного сектора и формированию продуктивной среды для дальнейшего трехстороннего взаимовыгодного сотрудничества.

«Прогноз» — международный разработчик средств бизнес-аналитики и систем поддержки принятия решений. Решения компании, нацеленные на повышение эффективности управленческой деятельности, востребованы крупнейшими государственными и бизнес-структурами в России, Казахстане и других странах. Офисы компании расположены в 8 странах мира, включая США, Канаду, Бельгию, Китай, Замбию, страны СНГ. В Казахстане с 2009 года действует дочерняя организация «Прогноза» — «ПРОГНОЗ Казахстан». На сегодняшний день «ПРОГНОЗ Казахстан» сотрудничает как с государственными органами власти республики (Администрацией Президента, Министерством труда и социальной защиты населения, Минфином и др.), так и с рядом других авторитетных организаций. В их числе — Институт экономических исследований, Банк Развития Казахстана, Национальная компания «КазМунайГаз», Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «KEGOC», Казахстанский институт развития индустрии, «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», Казахский институт нефти и газа и другие. В 2012 и 2013 годах казахстанское представительство компании по данным агентства «Эксперт РА Казахстан» вошло в тройку крупнейших в республике компаний-разработчиков ПО.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики