Надуй свой пузырь!

Надуй свой пузырь!

Один из ярких примеров Public Art — творчество американца Джи Ли, который приезжал в Алматы в 2007 году по линии CEC ArtsLi k. Оно призвано продемонстрировать, что стрит-арт — это не только рисунки на стенах. Художник родился в Корее, в 10-летнем возрасте переехал в Бразилию, сейчас живет в Нью-Йорке. Один из его оригинальных проектов «Пузырь» появился в Нью-Йорке, где общественное пространство переполнено рекламой. Как правило, такая реклама достаточно уродлива, она вторгается в наше пространство и она скучна. Джи захотел сделать что-то, что изменило бы такую ситуацию. На собственные средства он напечатал 300 тысяч стикеров в форме пустых пузырей (где обычно помещают речь персонажей комиксов) и расклеил их на городских рекламных постерах и билбордах. Однополярные рекламные сообщения от корпораций превратились в диалог с публикой. Например, на рекламе цирка кто-то подписал: «Права животным!» Видимо, человек был обеспокоен тем, как обращаются с животными. Слева в углу другой приписал: «Майк Тайсон откусил мне ухо». Любой человек мог вписать все что угодно. Интересно наблюдать, как реклама, на создание которой компании тратят огромные суммы, мгновенно превращается в нечто противоположное. На рекламе с изображением Доны Камерон на стикере написали: «Что же я буду делать, когда мне стукнет 23?» Такова жестокая истина мира моды. Кто-то изготовил такие же наклейки, но меньшего масштаба, и заклеил ими стикеры Джи Ли. Получились пузыри в пузыре. «Это стало своего рода диалогом между мной и им. Я чувствую с ним некую связь, хотя мы никогда не встречались. Иногда в эти наклейки вписывали простые признания в любви. И вскоре я увидел, что люди стали изготавливать собственные пузыри», — рассказал художник. В течение четырех лет Ли работал в крупном рекламном агентстве, и каждый день происходила борьба между его видением и мнением клиента. Вследствие этого конфликта он понял, что не хочет ни от кого зависеть. Независимые проекты не принесли ему денег напрямую, но сделали знаменитым и помогли найти новую работу. Сейчас Ли работает в небольшом агентстве, где больше возможности для установления диалога: «То, чему я учусь на работе в профессиональном плане, я могу перенести в свою творческую деятельность. То, что создаю в свободном творчестве, обогащает меня как профессионала. Я же занимаюсь исключительно уличным искусством, этим и отличаюсь от художников, которые выставляются в галереях. В Нью-Йорке количество художников не соответствует количеству мест, где можно выставлять свои работы. Поэтому они стремятся найти пространство для их демонстрации. Это одна из причин появления Public Art. К тому же городские администрации уже начинают осознавать полезность искусства в общественном пространстве и способствовать его развитию», — пояснил он.