Открой личико, налогоплательщик

Жаннат Ертлесова считает, что переходить на "прогрессивку" следует вместе с внедрением всеобщего декларирования

Открой личико, налогоплательщик

В Казахстане на подходе уже третья программа легализации имущества: до 1 июня правительство и Национальный банк должны представить президенту Нурсултану Назарбаеву законопроект об амнистии капитала. Эта акция, по предположению главы Нацбанка Кайрата Келимбетова, позволит легализовать «миллиарды долларов». Но, как показали две первые амнистии в 2001 и 2006 годах, граждане Казахстана вовсе не торопятся заявлять о своих теневых доходах.

По данным Агентства РК по статистике, доля теневой экономики в ВВП страны составляет не менее 20%, и эта цифра не снижается, по крайней мере, уже лет десять. «Проявить» теневые доходы позволит всеобщее декларирование доходов. В пояснительной записке к Концепции перехода ко всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство, одобренной постановлением правительства от 23 сентября 2010 года, приводятся статданные за 2008 год: тогда около 50% доходов физических лиц не облагалось налогом.

Всеобщее декларирование (ВД) доходов и имущества физическими лицами значительно увеличит налогооблагаемую базу, считают в правительстве. Декларировать свои доходы, как планируется, с 2017 года будут обязаны все госслужащие и работники национальных компаний, с 2018-го — все граждане РК, оралманы и лица, имеющие вид на жительство. Декларированию подлежат движимое и недвижимое имущество, земельные участки, транспортные средства (автомобили, суда, самолеты), деньги, дебиторская задолженность. Актуальность ВД связана с тем, что растут доходы граждан, необлагаемые у источника.

Уже сейчас в Казахстане отдельные категории должностных лиц (депутаты, судьи, нотариусы и члены их семей) обязаны заполнять налоговую декларацию. Но, как говорит председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана (АНК), член правления Национальной палаты предпринимателей Жаннат Ертлесова, многие из тех, кто имеет хорошие доходы, записывают их на третьих лиц. По ее мнению, только всеобщее декларирование можно считать эффективным инструментом борьбы с коррупцией, потому что оно охватывает всех граждан.

Участники конференции обсуждали проблемы, мешающие переходу к ВД. Жаннат Ертлесова разделила их на три блока: методический, технический и организационный. К первым она отнесла такой важный вопрос, как взаимодействие внутри единого экономического пространства (ЕЭП), в частности будет ли синхронизировано декларирование внутри ЕЭП. Непонятно также, каким образом станут оценивать имущество физических лиц; есть вопросы, касающиеся налогообложения доходов, полученных за пределами Казахстана, в том числе как будут отражаться в декларациях дивиденды по акциям, которые котируются на зарубежных биржах.

Много вопросов вызывают специальные налоговые режимы. «Казахстан занимает одно из первых мест в мире по количеству самозанятых в общем объеме занятых. Это на 90% те люди, которые работают по спецрежимам. Как они будут сдавать декларации, как будет осуществляться учет, проверяться информация — абсолютно непонятно. А без упорядочения этой сферы невозможно навести порядок в налогообложении физических лиц»,— отметила глава АНК.

К организационным можно отнести следующие вопросы: кто будет заполнять декларации за новорожденных, недееспособных инвалидов; как отражать в декларации ювелирные изделия, произведения искусства, подарки.

Пока не решены и технические проблемы. В частности обмен информацией между госорганами. Чтобы продемонстрировать существующий технический уровень в ключевых ведомствах, г-жа Ертлесова привела такой пример: находясь в одной системе Минфина, Таможенный и Налоговый комитеты до сих пор обмениваются информацией на флешках.

Отдельная большая проблема — актуализация баз данных (БД) государственных органов. Сейчас свои базы данных проверяют и уточняют Минюст (БД по учету и регистрации прав собственности на недвижимое имущество), Минтранском (БД по судам и железнодорожным составам), МВД (регистрация транспортных средств) и так далее. Кстати, из-за неготовности госорганов введение ВД перенесли с 2014 года на 2017-й.

ИПН составляет небольшую часть в налоговых поступлениях в бюджет, чуть больше 6%. Не только сокрытие доходов тому причиной, но и очень низкая ставка налога — 10%. При этом у нас принята плоская шкала, в отличие от многих развитых стран, где существует прогрессивная шкала и налог на физлиц может превышать половину доходов. Например, в Дании ставка ИПН — от 0 до 51%, в Японии — от 3 до 40%, в среднем по странам ОЭСР — 30%. В Казахстане прогрессивная шкала в начале нулевых была заменена единой ставкой ИПН в связи с легализацией имущества.

Переход к прогрессивной шкале в связи со всеобщим декларированием можно обсуждать, считает г-жа Ертлесова. «Мое мнение как экономиста: нужно переходить к прогрессивной шкале вместе с введением всеобщего декларирования»,— подчеркнула председатель АНК.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности