Две стороны одной медали

Частные средние школы занимают свой, уже устоявшийся сегмент на рынке образовательных учреждений

Две стороны одной медали

Споры вокруг качества частного образования начали разгораться еще с начала 90-х, когда на рынок среднего образования стали приходить частные школы. Сначала в Алматы, а потом уже и по всему Казахстану стали открываться частные учреждения: школы, детские сады и полупансионы, сулящие высокий уровень знаний за определенную плату.

Получение негосударственного среднего образования не сразу укоренилось в умах и даже было принято в штыки, однако сегодня рынок частного среднего образования в Казахстане можно считать устоявшимся и вполне сформированным. Согласно данным Агентства РК по статистике, в сегменте частного образования работают порядка 96 частных школ по всему Казахстану, большая часть из которых находится в Астане и Алматы. В них учится около 19,5 тыс. детей.

Между тем государственные школы испытывают все больше проблем и нередко даже закрываются. Исходя из статистики за последние четыре года (с 2010/2011 по 2013/2014 год) в Казахстане закрылось 194 школы. Низкая заработная плата, аварийное состояние зданий и непопулярность профессии педагога делают государственные школы уязвимыми в сравнении с частными.

Согласно данным Министерства образования и науки, в госучреждениях Казахстана отмечается низкий качественный состав учителей. Высшую категорию имеют 16,3% учителей от общего количества педагогов, первую категорию — 31%, а каждый пятый учитель — в возрасте от 50 лет и старше. Пополнение из числа молодых специалистов составляет всего 3,3%.

Государственные школы также нельзя назвать абсолютно бесплатными. Ежемесячные сборы на нужды класса, подарки, праздники и дни рождения — все это уже не делает государственные школы абсолютно бесплатными. Конечно, цены на частное и государственное образование сильно разнятся, но все-таки назвать государственное образование бесплатным можно лишь с оговоркой.

В Багдаде все спокойно

Государственное среднее образование сегодня сильно проигрывает частному. Частные школы стремятся привлекать к себе лучших педагогов, обеспечивают детишек дополнительным багажом знаний и развития в виде изучения иностранных языков и различных спортивных секций. Цена за год обучения в частных школах может варьироваться. Если в местной частной школе родители платят от 30 тыс. тенге в месяц, то цена за обучение в международных частных школах, выпускники которых получают международную аккредитацию, может стоить от 2,5 млн тенге до 4 млн тенге за год обучения.

Государственные школы нельзя назвать абсолютно бесплатными. Ежемесячные сборы на нужды класса, подарки, праздники и дни рождения — все это уже не делает их бесплатными

«Основное отличие частных школ нашей страны от государственных заключается в программах, по которым они работают. Если все государственные школы работают на основе государственных стандартов образования, то многие частные школы внедряют международно признанные программы, интегрируя их с национальными требованиями. Некоторые школы, например, внедряют британскую двухгодичную программу старшей школы A-level или международную программу Diploma Programme международного бакалавриата, которые выстроены так, чтобы подготовить учащихся к успешному обучению в университетах. По окончании названных программ выпускники получают документы, признаваемые большинством престижных университетов всего мира, таким образом, им не надо сдавать дополнительные экзамены, как тем, кто закончил государственные школы»,— говорит директор астанинского филиала Назарбаев Интеллектуальной школы Ануар Жангозин.

Одними из самых крупных международных школ, которые на сегодня функционируют на территории Казахстана, являются «Мирас», «Хэйлибери» и Алматинская международная школа. Учебные планы в них основаны на международных стандартах и адаптированы к требованиям учебного плана МОН РК. Обучение в международной частной школе предполагает, что ее выпускники намерены продолжать свое обучение за границей.

<span style="font-size: 14px;">

</span>

Несмотря на международные стандарты образования, по мнению директора Бюро образовательных технологий UniverSity Жанны Мендыбаевой, не все частные школы дотягивают до уровня зарубежных стандартов.

«По международному образованию, если говорить о школах-пансионах за рубежом, в частности в Великобритании, Швейцарии, Франции, США, Канаде, могу сказать, что пока по ресурсам и технологиям нашим школам трудно конкурировать. Там у школ тесные связи с университетами. Высокая плата за обучение предполагает еще более высокий уровень обучения, и она — цена — не конфликтует с правилами и политикой школы. В наших школах есть один недостаток: некоторые представители частного образования не воспринимают предоставление образовательных услуг как бизнес, со всеми вытекающими из этого последствиями»,— говорит она.

Ученики частных школ, несомненно, получают свои преимущества. Относительно небольшие классы, углубленное изучение языков и уклон в сторону индивидуальных способностей ученика склоняют состоятельных родителей в пользу выбора частной школы для своего ребенка. К тому же выпускники частных школ показывают себя гораздо более успешными при поступлении в вузы и дальнейшей учебе.

«В частных школах основной упор делается на индивидуализацию и дифференциацию обучения, развитие творческих способностей учащихся, что в конечном итоге приводит к повышению качества образования. Бесспорно, один из наиважнейших факторов — это количество детей в классе. Чем меньше детей, тем легче с ними справиться учителю, тем больше внимания им уделяется, тем чаще их спрашивают, вызывают к доске, контролируют процесс их обучения. Для каждого ученика составляется своя траектория образования. Лучшее техническое оснащение, материально-техническая база школы, свобода и скорость при принятии управленческих решений — это неоспоримые плюсы частной школы»,— объясняет директор частной школы «Келешек» Гульшарбан Сабурова.

Школа другая, но проблемы те же

На первый взгляд может показаться, что у частных школ вообще отсутствуют какие-либо трудности; но, несмотря на всю элитарность такого образования, частные школы сталкиваются с теми же проблемами, что и государственные.

Кадровая проблема в частных школах остается такой же актуальной, как и в государственных. Дефицит кадров и задачи повышения их квалификации являются основными проблемами в области частного среднего образования.

Вот что говорит президент общественного фонда «Улагатты жануя» Марианна Гурина: «Думаю, что кадровая проблема существует и в частных школах, так как специалистов образования все меньше и меньше. Недавно была на уроке в одной из уважаемых школ города. Экономическая география. Предмет подавался по новой методике интерактивного усвоения материала. На самом деле все здорово. Ребята активно участвуют в уроке, только вот учительница задает вопросы о “егошних” отраслях и “ейных” производствах. Вы же знаете, кто поступает в педвузы: туда идут те, кто не имеет возможности получить другую специальность»,— говорит наш эксперт.

Ситуация с кадровой обеспеченностью школ в целом обусловливается тем, что педагоги старой закалки выходят на пенсию, а молодые специалисты не демонстрируют высокого уровня.

По мнению г-на Жангозина: «Кадровая проблема существует в принципе, вне зависимости от того, говорим ли мы о частных школах либо государственных. Во многом это обусловлено экономическими проблемами, с которыми Казахстан столкнулся после обретения независимости, повлиявшими в первую очередь на сферы образования и здравоохранения. Можно взглянуть на статистику сдачи вступительных экзаменов в университеты за эти годы в Казахстане и других странах СНГ, где виден существенный спад показателей абитуриентов, подающих на педагогические специальности, так как люди выбирали их по остаточному принципу. Существенным фактором также является знание английского языка. Думаю, что для частных школ, реализующих международные программы, которые требуют знания языка хотя бы на уровне понимания документации, не говоря о преподавании предмета, кадровый дефицит только усиливается с учетом этого требования».

Контроль качества

Зачастую частные школы больше других подвергаются нападкам по поводу уровня образования, его качества. Успех или неуспех выпускника такой школы напрямую зависит от качества реализации ее программы. Так, согласно исследованию, проведенному немецким Institute for the Study of Labor (IZA), разница между частным и государственным казахстанским образованием выше, к примеру, российского, но уступает большинству других стран мира в соотношении цена/качество. Законодательная база Казахстана более гибкая, нежели в России, что позволяет Казахстану легче интегрировать свои требования к международным стандартам качества образования. Несмотря на то что частные школы сегодня выглядят лучше государственных, им есть к чему стремиться, поскольку существенная разница в стоимости обучения не дает столь же значительной разницы в получаемых оценках между учениками частных и государственных школ.

Как объяснил г-н Жангозин, если сравнивать нашу законодательную базу с той же Россией, то у наших частных школ есть возможность более гибкой интеграции государственных требований и стандартов международных программ. Министерством образования и науки Республики Казахстан сделаны значительные шаги навстречу признанию международных программ. Если в России все выпускники школ должны сдавать ЕГЭ для поступления в российские вузы, то в Казахстане несколько лет назад было принято признание эквивалентных документов международных программ с переводом итоговых баллов в баллы ЕНТ. Таким образом, у выпускников международных программ отсутствует необходимость готовиться к двум экзаменам: ЕНТ и экзаменам той программы, по которой они обучаются. В России же ученики частных школ вынуждены готовиться к двум различным экзаменам.

Несомненно, каждый по-своему воспринимает термин «качественное образование». Для кого-то это уровень профессионализма преподавателей, для других — нагрузка детей и высокий проходной балл по итогам ЕНТ; но не нужно забывать, что уровень образования в частных школах проверяется точно так же, как и в государственных. К тому же обучение в частных школах осуществляется по одному с госшколой плану Министерства образования РК. Таким образом, разница между частными и государственными школами складывается лишь из методик преподавания и дополнительных предметов.

«Утверждать, что частные школы отличаются более качественным образованием, нельзя. Можно сказать о преимуществах частных школ перед государственными. Частные школы отличаются от государственных мобильностью и вариативностью. В этих школах всегда есть выбор “поведения”, они свободнее в выборе правил, инноваций и путей развития. То есть там регулярно внедряются новейшие образовательные методики, система постоянно находится в развитии, а ученики имеют возможность более широкого выбора. Учредитель и, конечно же, вся команда нацелены на результат. Тому основание — “беспощадные” договоры между работодателем и педагогом. В частных школах, как правило, внедрена система менеджмента качества, которая не позволяет снижать показатели качества образования. Частные школы чаще вводят инновации в учебный процесс и гибко реагируют на потребности учащихся»,— разъясняет руководитель Центра независимой оценки качества образования Любовь Дробышева.

Изначально частное образование создавалось для повышения комфорта в обучении и получения неких дополнительных знаний; уже потом ввиду растущей конкуренции частным школам приходилось расширять границы и давать своим ученикам что-то большее, чем горячее питание и классы с небольшим числом учеников.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики