Не только наука

В погоне за престижными местами в западных рейтингах, вкладывая для этого непропорционально много в науку, университеты стран СНГ рискуют критически ухудшить свой ключевой результат — качество образования

Не только наука

Девять вузов Республики Казахстан вошли в рейтинг лучших вузов СНГ, впервые подготовленный рейтинговым агентством «Эксперт РА». И это далеко не предел для казахстанских вузов — их там вполне может быть и 20, отмечает генеральный директор агентства Дмитрий Гришанков в интервью «Эксперту Казахстан».

Выпускники как индикатор

— Дмитрий Эдуардович, для чего потребовалось создавать новый рейтинг? Чем он отличается от других международных рейтингов?

— Наиболее раскрученные международные рейтинги — шанхайский ARWU, британские THE WUR и QS WUR — рассматривают крайне ограниченное количество университетов на пространстве СНГ. Иначе говоря, составители этих рейтингов просто игнорируют наличие сильной высшей школы в СНГ, не замечают успешные учебные заведения. Судите сами: в мировой рейтинг университетов по версии ARWU и THE входят только два российских вуза, другие университеты СНГ в них не фигурируют. В топ-500 рейтинга QS WUR входят два вуза Казахстана, восемь вузов России, один университет Украины и ни одного вуза из других стран СНГ.

Однако, на наш взгляд, это вовсе не свидетельствует о слабости вузов стран постсоветского пространства. Дело в том, что составители рейтингов не учитывают специфики организации высшего образования и науки в наших государствах. Ключевые факторы для распределения мест в британских рейтингах — это научная мощь вуза и репутация вуза в англоязычном мире. Применять такие критерии к российским, казахстанским, белорусским вузам — абсурд. Поэтому мы и пришли к решению составить собственный рейтинг и положить в основу оценки не публикационную активность ученых, не репутацию, а способность вуза обеспечивать высокое качество знаний выпускников.

— Иными словами, вы сфокусировались на оценке образовательной, а не научной деятельности?

— Безусловно, мы считаем, что основной продукт вуза — это выпускники, а не статьи в научных журналах. Одним из индикаторов высокого качества знаний, навыков и умений является востребованность выпускников работодателями. Насколько комфортно чувствует себя выпускник на рынке труда, способен ли он быстро адаптироваться к технологическим и управленческим изменениям, достаточен ли уровень подготовки для карьерного, профессионального роста — ответив на эти вопросы, можно понять, насколько вуз соответствует статусу ведущего учебного заведения.

При этом научная деятельность, конечно же, важная составляющая деятельности вузов. Однако подчеркну, что развитие науки в вузах не должно наносить ущерба образовательному процессу, а так, к сожалению, может случиться при неправильном распределении финансовых и кадровых ресурсов.

— Как отбирались вузы для участия в рейтинге? К примеру, мы не обнаружили в списке Nazarbayev University, на который высшее руководство страны возлагает большие надежды.

— Рейтинг вузов СНГ «Эксперта РА» фиксирует текущую ситуацию, а не перспективность. Для включения в шорт-лист вуз должен иметь широкую известность не только в своей стране, но и за рубежом. Инструментом для отбора стали данные мирового рейтинга Webometrics, составители которого на протяжении многих лет осуществляют мониторинг интернет-сайтов вузов, причем оценивают их не только с технологической точки зрения, но и с содержательной. Мы включали в шорт-лист вузы, вошедшие в топ-5000 мирового рейтинга Webometrics, так как считаем, что это единственный адекватный инструмент для определения перечня вузов, стремящихся работать на глобальном рынке, быть известными не только в своей стране, но и за рубежом.

Вузы в английском стиле

— Как выглядят вузы Казахстана на фоне других учебных заведений в СНГ?

— В дискуссиях с представителями вузовского сообщества в странах СНГ нередко звучало суждение, согласно которому Казахстану отводилась роль страны-локомотива реформ в сфере высшего образования. При составлении рейтинга мы нашли немало тому подтверждений. Это, к примеру, масштабный переход системы подготовки специалистов на двухуровневую схему «бакалавр-магистр», соответствующую принципам Болонского процесса, широкое внедрение практики платного обучения студентов, наращивание международной интеграции, инвестиции в научную деятельность университетов. В целом я бы охарактеризовал такую политику как движение в сторону построения университетов по англо-американской модели: одновременное развитие в вузах и образования, и науки, перевод вузов в формат бизнес-структур — вузы должны зарабатывать деньги, студенты — платить за обучение.

Между тем в других странах СНГ отношение к зарабатыванию денег вузами гораздо более сдержанное. В России и Белоруссии пока что превалирует обучение за счет государственных средств, а на Украине в дополнение к этому законодательно не определены эндаумент-фонды и почти не создаются инновационные предприятия при вузах.

В список лучших вузов СНГ по версии «Эксперта РА» вошли 9 вузов Республики Казахстан, три из них представляют Алматы. Наиболее высоко оценен Казахский национальный университет имени аль-Фараби — к примеру, по критерию «условия для получения качественного образования» он вошел в группу лидеров на постсоветском пространстве.

— Из вашей методики следует, что рассматривалось 30 параметров. По каким из них вузы Казахстана смотрятся наиболее выигрышно и над чем, напротив, предстоит серьезно поработать?

— Одной из сильных сторон высшего образования в советские времена была практика наставничества, возможность студента лично контактировать с преподавателем, а не встречать его раз в полгода, как часто бывает на Западе. Эта «достаточность» преподавателей в большинстве рейтингов измеряется соотношением преподавателей и студентов. По этому параметру вузы Казахстана опережают конкурентов. Среднее соотношение штатных преподавателей в расчете на одного студента у вузов Казахстана, включенных в рейтинг, составляет 0,096 (то есть примерно один преподаватель на 10 студентов). В России аналогичный показатель составляет 0,084 (один преподаватель на 12 студентов), на Украине и в Белоруссии он еще ниже — 0,08 и 0,07 соответственно. Что же касается казахстанских вузов, то лидируют по этому параметру Казахский национальный университет имени аль-Фараби (0,15) и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (0,13).

Ведущим университетам Казахстана следует повышать научную производительность

С другой стороны, очевидно: ведущим университетам Казахстана следует повышать научную производительность. К примеру, западные наукометрические базы фиксируют, что вузы Казахстана в среднем уступают российским и украинским как по количеству публикаций в расчете на одного научно-педагогического работника, так и по количеству цитирований в среднем на одну публикуемую статью. Впрочем, потребность в повышении внимания к развитию фундаментальной науки в вузах — это общее место для многих стран, и ни Казахстан, ни Россия не исключение.

Также отмечу положительную линию на выстраивание вузами Казахстана партнерских отношений с зарубежными университетами. В частности, в рейтинге мы рассматриваем количество программ двух дипломов, реализуемых вузами из разных стран. Среди рассматриваемых вузов Казахстана такие программы есть у 6 вузов из 9.

Nazarbayev University готовится к рывку в лидеры рейтинга вузов стран СНГ

По кадрам узнаете их

— Нужно ли расширять сотрудничество вузов СНГ?

— Безусловно. Важно правильно выбирать университеты для партнерства. К примеру, вузы Китая в свое время сделали ставку на наращивание сотрудничества с американскими и британскими университетами и вложили в это столько средств, сколько, пожалуй, не могут себе позволить вузы ни одной страны на постсоветском пространстве. Между тем учебным заведениям СНГ самое время усиливать интеграцию с университетами стран-соседей, в них расположено много достойных учебных заведений. И здесь я рекомендую изучить национальные рейтинги вузов, если, конечно, они являются авторитетными и выходят регулярно. Например, рейтинг вузов России «Эксперт РА» готовит уже в третий раз, и его результаты высоко оцениваются представителями вузов и научных организаций. Что касается потенциальных партнеров для вузов Казахстана, полагаю, логично принимать во внимание и фактор территориальной близости того или иного университета. Например, в топ-20 рейтинга вузов России входят два вуза из Томска — государственный и политехнический университеты, екатеринбургский Уральский федеральный университет, новосибирские государственный и технический университеты. При этом я бы рекомендовал оценивать не только текущую позицию вуза в рейтинге, но и смотреть на динамику его положения в рейтинге. Из всех перечисленных вузов более всего продвинулся Уральский федеральный университет — на четыре позиции за год; остальные вузы также улучшили позиции, но не столь ощутимо.

— Помимо анализа статистики, вы также проводили опросы для изучения репутации университетов. Как воспринимаются университеты Казахстана за пределами республики?

— Подавляющее большинство респондентов в СНГ при ответах на вопросы называют вузы из своих стран. Исключения есть, в основном среди преподавателей и ученых, активно сотрудничающих с зарубежными организациями. Что же касается мнения работодателей, то почти сто процентов из них оценивают только вузы своей страны — других просто не знают. По этой причине, к слову, я довольно скептически отношусь к международным исследованиям репутации вузов у работодателей: представители компаний часто голосуют за «брендовые» вузы — за раскрученные университеты, которые на слуху, а не за те вузы, из которых они реально нанимают сотрудников.

Понимая это, мы включили в рейтинг страновые критерии — критерии, по которым ведется сравнение вузов в рамках одной страны, а не с вузами других стран. Таким образом, например, мы сумели оценить востребованность выпускников вузов стран СНГ на локальных рынках труда: работодатели из Казахстана оценивают вузы Казахстана, работодатели из Украины — вузы Украины и так далее. Это важно, так как подготовка кадров для национальных экономик является одной из ключевых задач высших учебных заведений СНГ, и игнорировать эту миссию университетов недопустимо.

— Каковы перспективы вузов Казахстана в рейтинге вузов СНГ?

— Образование — достаточно консервативная сфера, и для кардинальных изменений, как правило, требуются годы, а иногда даже десятилетия. Тем не менее увеличение присутствия вузов Казахстана в рейтинге лучших вузов СНГ представляется весьма вероятным. Как я уже говорил, основание для включения в рейтинг — присутствие вуза в топ-5000 Webometrics. Полагаю, это вполне осуществимая задача для не менее чем двух десятков вузов Казахстана. Я бы назвал это инвестициями в «фасад» университета, в его позиционирование за рубежом. При этом ключевым вызовом для университетов СНГ все же является другое, а именно сохранение высокого качества образовательных программ при усилении научной активности. Вузы — это не только наука. К примеру, для Великобритании погоня за научными достижениями на деле обернулась проблемой: университеты непропорционально много средств и внимания уделяли исследованиям, зачастую за счет процесса обучения. Как пишут в докладе «Вероятен сход лавины» для Institute for Public Policy Research, результат оказался плачевен: в Великобритании выпускники бакалавриата 2012 года могут в среднем заработать в течение жизни на 15% меньше, чем те, кто окончил тот же университет в 2000-м. Иными словами, нельзя направлять инвестиции только на развитие науки, забывая об образовании, о качестве знаний, умений и навыков выпускников.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее