Не только наука

В погоне за престижными местами в западных рейтингах, вкладывая для этого непропорционально много в науку, университеты стран СНГ рискуют критически ухудшить свой ключевой результат — качество образования

Не только наука

Девять вузов Республики Казахстан вошли в рейтинг лучших вузов СНГ, впервые подготовленный рейтинговым агентством «Эксперт РА». И это далеко не предел для казахстанских вузов — их там вполне может быть и 20, отмечает генеральный директор агентства Дмитрий Гришанков в интервью «Эксперту Казахстан».

Выпускники как индикатор

— Дмитрий Эдуардович, для чего потребовалось создавать новый рейтинг? Чем он отличается от других международных рейтингов?

— Наиболее раскрученные международные рейтинги — шанхайский ARWU, британские THE WUR и QS WUR — рассматривают крайне ограниченное количество университетов на пространстве СНГ. Иначе говоря, составители этих рейтингов просто игнорируют наличие сильной высшей школы в СНГ, не замечают успешные учебные заведения. Судите сами: в мировой рейтинг университетов по версии ARWU и THE входят только два российских вуза, другие университеты СНГ в них не фигурируют. В топ-500 рейтинга QS WUR входят два вуза Казахстана, восемь вузов России, один университет Украины и ни одного вуза из других стран СНГ.

Однако, на наш взгляд, это вовсе не свидетельствует о слабости вузов стран постсоветского пространства. Дело в том, что составители рейтингов не учитывают специфики организации высшего образования и науки в наших государствах. Ключевые факторы для распределения мест в британских рейтингах — это научная мощь вуза и репутация вуза в англоязычном мире. Применять такие критерии к российским, казахстанским, белорусским вузам — абсурд. Поэтому мы и пришли к решению составить собственный рейтинг и положить в основу оценки не публикационную активность ученых, не репутацию, а способность вуза обеспечивать высокое качество знаний выпускников.

— Иными словами, вы сфокусировались на оценке образовательной, а не научной деятельности?

— Безусловно, мы считаем, что основной продукт вуза — это выпускники, а не статьи в научных журналах. Одним из индикаторов высокого качества знаний, навыков и умений является востребованность выпускников работодателями. Насколько комфортно чувствует себя выпускник на рынке труда, способен ли он быстро адаптироваться к технологическим и управленческим изменениям, достаточен ли уровень подготовки для карьерного, профессионального роста — ответив на эти вопросы, можно понять, насколько вуз соответствует статусу ведущего учебного заведения.

При этом научная деятельность, конечно же, важная составляющая деятельности вузов. Однако подчеркну, что развитие науки в вузах не должно наносить ущерба образовательному процессу, а так, к сожалению, может случиться при неправильном распределении финансовых и кадровых ресурсов.

— Как отбирались вузы для участия в рейтинге? К примеру, мы не обнаружили в списке Nazarbayev University, на который высшее руководство страны возлагает большие надежды.

— Рейтинг вузов СНГ «Эксперта РА» фиксирует текущую ситуацию, а не перспективность. Для включения в шорт-лист вуз должен иметь широкую известность не только в своей стране, но и за рубежом. Инструментом для отбора стали данные мирового рейтинга Webometrics, составители которого на протяжении многих лет осуществляют мониторинг интернет-сайтов вузов, причем оценивают их не только с технологической точки зрения, но и с содержательной. Мы включали в шорт-лист вузы, вошедшие в топ-5000 мирового рейтинга Webometrics, так как считаем, что это единственный адекватный инструмент для определения перечня вузов, стремящихся работать на глобальном рынке, быть известными не только в своей стране, но и за рубежом.

Вузы в английском стиле

— Как выглядят вузы Казахстана на фоне других учебных заведений в СНГ?

— В дискуссиях с представителями вузовского сообщества в странах СНГ нередко звучало суждение, согласно которому Казахстану отводилась роль страны-локомотива реформ в сфере высшего образования. При составлении рейтинга мы нашли немало тому подтверждений. Это, к примеру, масштабный переход системы подготовки специалистов на двухуровневую схему «бакалавр-магистр», соответствующую принципам Болонского процесса, широкое внедрение практики платного обучения студентов, наращивание международной интеграции, инвестиции в научную деятельность университетов. В целом я бы охарактеризовал такую политику как движение в сторону построения университетов по англо-американской модели: одновременное развитие в вузах и образования, и науки, перевод вузов в формат бизнес-структур — вузы должны зарабатывать деньги, студенты — платить за обучение.

Между тем в других странах СНГ отношение к зарабатыванию денег вузами гораздо более сдержанное. В России и Белоруссии пока что превалирует обучение за счет государственных средств, а на Украине в дополнение к этому законодательно не определены эндаумент-фонды и почти не создаются инновационные предприятия при вузах.

В список лучших вузов СНГ по версии «Эксперта РА» вошли 9 вузов Республики Казахстан, три из них представляют Алматы. Наиболее высоко оценен Казахский национальный университет имени аль-Фараби — к примеру, по критерию «условия для получения качественного образования» он вошел в группу лидеров на постсоветском пространстве.

— Из вашей методики следует, что рассматривалось 30 параметров. По каким из них вузы Казахстана смотрятся наиболее выигрышно и над чем, напротив, предстоит серьезно поработать?

— Одной из сильных сторон высшего образования в советские времена была практика наставничества, возможность студента лично контактировать с преподавателем, а не встречать его раз в полгода, как часто бывает на Западе. Эта «достаточность» преподавателей в большинстве рейтингов измеряется соотношением преподавателей и студентов. По этому параметру вузы Казахстана опережают конкурентов. Среднее соотношение штатных преподавателей в расчете на одного студента у вузов Казахстана, включенных в рейтинг, составляет 0,096 (то есть примерно один преподаватель на 10 студентов). В России аналогичный показатель составляет 0,084 (один преподаватель на 12 студентов), на Украине и в Белоруссии он еще ниже — 0,08 и 0,07 соответственно. Что же касается казахстанских вузов, то лидируют по этому параметру Казахский национальный университет имени аль-Фараби (0,15) и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (0,13).

Ведущим университетам Казахстана следует повышать научную производительность

С другой стороны, очевидно: ведущим университетам Казахстана следует повышать научную производительность. К примеру, западные наукометрические базы фиксируют, что вузы Казахстана в среднем уступают российским и украинским как по количеству публикаций в расчете на одного научно-педагогического работника, так и по количеству цитирований в среднем на одну публикуемую статью. Впрочем, потребность в повышении внимания к развитию фундаментальной науки в вузах — это общее место для многих стран, и ни Казахстан, ни Россия не исключение.

Также отмечу положительную линию на выстраивание вузами Казахстана партнерских отношений с зарубежными университетами. В частности, в рейтинге мы рассматриваем количество программ двух дипломов, реализуемых вузами из разных стран. Среди рассматриваемых вузов Казахстана такие программы есть у 6 вузов из 9.

Nazarbayev University готовится к рывку в лидеры рейтинга вузов стран СНГ

По кадрам узнаете их

— Нужно ли расширять сотрудничество вузов СНГ?

— Безусловно. Важно правильно выбирать университеты для партнерства. К примеру, вузы Китая в свое время сделали ставку на наращивание сотрудничества с американскими и британскими университетами и вложили в это столько средств, сколько, пожалуй, не могут себе позволить вузы ни одной страны на постсоветском пространстве. Между тем учебным заведениям СНГ самое время усиливать интеграцию с университетами стран-соседей, в них расположено много достойных учебных заведений. И здесь я рекомендую изучить национальные рейтинги вузов, если, конечно, они являются авторитетными и выходят регулярно. Например, рейтинг вузов России «Эксперт РА» готовит уже в третий раз, и его результаты высоко оцениваются представителями вузов и научных организаций. Что касается потенциальных партнеров для вузов Казахстана, полагаю, логично принимать во внимание и фактор территориальной близости того или иного университета. Например, в топ-20 рейтинга вузов России входят два вуза из Томска — государственный и политехнический университеты, екатеринбургский Уральский федеральный университет, новосибирские государственный и технический университеты. При этом я бы рекомендовал оценивать не только текущую позицию вуза в рейтинге, но и смотреть на динамику его положения в рейтинге. Из всех перечисленных вузов более всего продвинулся Уральский федеральный университет — на четыре позиции за год; остальные вузы также улучшили позиции, но не столь ощутимо.

— Помимо анализа статистики, вы также проводили опросы для изучения репутации университетов. Как воспринимаются университеты Казахстана за пределами республики?

— Подавляющее большинство респондентов в СНГ при ответах на вопросы называют вузы из своих стран. Исключения есть, в основном среди преподавателей и ученых, активно сотрудничающих с зарубежными организациями. Что же касается мнения работодателей, то почти сто процентов из них оценивают только вузы своей страны — других просто не знают. По этой причине, к слову, я довольно скептически отношусь к международным исследованиям репутации вузов у работодателей: представители компаний часто голосуют за «брендовые» вузы — за раскрученные университеты, которые на слуху, а не за те вузы, из которых они реально нанимают сотрудников.

Понимая это, мы включили в рейтинг страновые критерии — критерии, по которым ведется сравнение вузов в рамках одной страны, а не с вузами других стран. Таким образом, например, мы сумели оценить востребованность выпускников вузов стран СНГ на локальных рынках труда: работодатели из Казахстана оценивают вузы Казахстана, работодатели из Украины — вузы Украины и так далее. Это важно, так как подготовка кадров для национальных экономик является одной из ключевых задач высших учебных заведений СНГ, и игнорировать эту миссию университетов недопустимо.

— Каковы перспективы вузов Казахстана в рейтинге вузов СНГ?

— Образование — достаточно консервативная сфера, и для кардинальных изменений, как правило, требуются годы, а иногда даже десятилетия. Тем не менее увеличение присутствия вузов Казахстана в рейтинге лучших вузов СНГ представляется весьма вероятным. Как я уже говорил, основание для включения в рейтинг — присутствие вуза в топ-5000 Webometrics. Полагаю, это вполне осуществимая задача для не менее чем двух десятков вузов Казахстана. Я бы назвал это инвестициями в «фасад» университета, в его позиционирование за рубежом. При этом ключевым вызовом для университетов СНГ все же является другое, а именно сохранение высокого качества образовательных программ при усилении научной активности. Вузы — это не только наука. К примеру, для Великобритании погоня за научными достижениями на деле обернулась проблемой: университеты непропорционально много средств и внимания уделяли исследованиям, зачастую за счет процесса обучения. Как пишут в докладе «Вероятен сход лавины» для Institute for Public Policy Research, результат оказался плачевен: в Великобритании выпускники бакалавриата 2012 года могут в среднем заработать в течение жизни на 15% меньше, чем те, кто окончил тот же университет в 2000-м. Иными словами, нельзя направлять инвестиции только на развитие науки, забывая об образовании, о качестве знаний, умений и навыков выпускников.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности