Сервис для любимцев

Компания «К-9» первая выводит рынок зооуслуг из «серой» зоны

Сервис для любимцев

Подготовка сертифицированных дрессировщиков собак, услуги зоогостиницы, дрессировка собак, зоотакси, груминг, уход за больными животными, продажа и даже изготовление снаряжения для профессиональной дрессировки… Все это направления деятельности этой компании. По словам директора «К-9» Александра Боднара, впервые он познакомился с гостиничным бизнесом для животных за границей. «В США, в калифорнийском Сан-Диего, где я был в командировке по службе, нас повели в приют для собак, который больше походил на четырехзвездочную гостиницу. Меня поразили отношение к животным и условия, в которых они содержатся, и то, что приют существует на пожертвования граждан. Тогда я задумался: когда уровень благосостояния людей повышается, изменяется отношение к жизни и животным — люди готовы платить. Возможно, по нашим меркам это пока излишество. Тем не менее вопрос, куда девать животных, которых не с кем оставить, когда уезжают хозяева, возникает».

Услуги в комплексе

Кинологическим бизнесом команда «К-9» занимается уже семь лет. Как полагает Александр, с появлением фирмы в 2006 году картина принципиально не изменилась: компания, которая была первоначально оформлена как ИП, застала рынок мелкого частного бизнеса, как правило, неофициального, и со временем все так и осталось. Например, основная масса зоогостиниц — это частники, преимущественно пенсионеры, владельцы домов, которые держат собак во дворе. Это так называемая «передержка». Люди устраивают туда собак по знакомству, сарафанному радио и объявлениям в газетах. Несмотря на то что к подобному виду услуг прибегают довольно часто, он недостаточно организован. Если что-то случится с собакой, частник не несет ответственности. Собаки бегают без привязи во дворе, могут подраться или убежать с территории. В общем, риски для животного высоки, но и цены низкие: где-то тысяча — полторы тысячи тенге в сутки с питанием.

«У нас нет своего врача, мы сотрудничаем с ветеринарными клиниками города, в частности с Центром ветеринарной медицины, это самая современная ветеринарная клиника в нашей стране. Терапия заключается в том, что животные после операций требуют определенного ухода: это обработка швов, прием лекарств, выгуливание. Хозяева животных не могут взять больничный по уходу за ними, поэтому отдают их нам. Наш персонал может его обеспечить»,— заверяет директор.

Зоогостиница открылась в ноябре прошлого года. В ней 32 «номера» для собак, из них 17 — бизнес и VIP, остальные — экономкласс. Номер «эконом» стоит две тысячи, «бизнес» — 2800, VIP — 3200. Это без питания. Питание компания обеспечивает за отдельную цену. Сухой корм стоит 600 тенге в сутки; каша, которую готовят из рисовой сечки с мясом — 450 тенге. Часто клиент сам привозит сухой корм, которым животное питается дома. В таком случае питание в счет не включается. Зоогостиница для кошек обходится в полторы тысячи тенге в сутки, без питания и наполнителя для кошачьего туалета. Пока заполняемость номеров «Кошкиного дома» — около 30%. Многих кошатников смущает местоположение: далеко от центра.

Сезонный бизнес

Рынок услуг для животных в Казахстане неразвит. В этом есть свой плюс: у компании, учитывая опыт ее работы, нет сильных конкурентов. Но при этом такой бизнес требует хороших вложений. Как оказалось, дрессировка собак, которой первоначально занялись в «К-9», тесно связана с гостиничным делом: клиенты нередко просят оставить собаку для обучения на какое-то время. «Часто раздаются звонки с просьбой: мы уезжаем, оставим собаку у вас — вы ее подрессируете». В компании стали думать, как оборудовать помещение — сначала поставили пять специализированных гостиничных вольеров, и дело пошло. Прошлой осенью построили еще 12 вольеров бизнес- и VIP-класса. «Строительство вольеров обошлось в 40–50 тыс. долларов, речь идет о вольерах гостиничного типа. По нашим меркам это достаточно много. Вольеры армейского образца нас не устроили, поскольку они аскетичные и не отвечают понятию “зоогостиница”. Мы нашли специалистов, которые сделали вольеры полностью в соответствии с нашими требованиями. Они по-разному оборудованы, соответственно и стоимость разная. Нужно ведь обеспечивать и уборку, и содержание, и внешний вид вольеров»,— рассказывает Александр. Инвестиции пока не окупились. По бизнес-плану на это потребуется чуть больше года.

Зоогостиница — сезонный бизнес. Приток клиентов происходит перед Новым годом, на Наурыз, майские праздники и, конечно, летом, во время семейных отпусков. Приходится порой отказывать — не хватает мест. «Уже в апреле звонят клиенты — хотят оставить собаку в июне. Я прошу делать заявки на сайте либо позвонить за неделю. Сейчас у нас идет бронирование на июнь и июль. Мертвый сезон — когда нет отпусков и праздников»,— уточняет предприниматель.

Новым направлением деятельности является K-9 Academy — кинологическая академия, где владельцев обучают тому, как воспитывать питомцев — акцент ставится на практическую подготовку. И хотя это не приносит львиной доли дохода, тем не менее именно это направление переживает своеобразный «бум». Основной доход из семи видов деятельности дает зоогостиница, что составляет около 35%. Но этот вид оказался и самым затратным.

Под своим брендом

Второе по прибыльности направление — дрессировка собак. Несмотря на то что, как кажется, это более емкий вид услуг, его должны оказывать профессионалы с соответствующими зарплатами. «Если мы будем платить нашему персоналу меньше, они уйдут в частники,— поясняет бизнесмен. — Наша сила — в официальном статусе, в грамотной организации. В результате у нас клиентов больше, чем у частников. Многие частники предоставляют отдельные услуги дрессировки: кто-то приезжает на дом, кто-то дрессирует собак у себя во дворе. Есть такие, кто только приезжает за собакой, увозит, дрессирует и привозит хозяину после занятий, а есть и такие, к которым владельцы сами приводят питомцев на занятия. Наша же компания предлагает владельцу выбрать наиболее удобный для него вариант обучения собаки — в том числе любой из вышеперечисленных — и провести его в “К-9”, при этом цены на эти услуги не выше, чем у частников. Так, если частник за одно занятие берет около 2–2,5 тысячи тенге, то в “К-9” его стоимость в группе от пяти до десяти человек составит две тысячи, индивидуально — 2300 тенге. Мы не повышаем цены и постоянно работаем над улучшением условий как для владельцев, например, они могут выпить чашку чаю или кофе у нас, так и для четвероногих клиентов на дрессировочной площадке. Так что у нас больший приток клиентуры — не одна-две, а шесть-восемь собак в день. За счет этого и доходы выше»,— описывает ситуацию предприниматель.

Вспомогательное направление в списке услуг «К-9» — зоомагазин. Зачастую на занятия приводят собак на тоненьких поводках и в ошейниках, абсолютно непригодных для дрессировки. Компания предлагает клиентам выбрать именно то снаряжение, которое необходимо для дрессировки и дальнейшего использования. «Мы не продаем товары, как в простых зоомагазинах. Мы проанализировали рынок и начали местное производство профессионального снаряжения под своим брендом. Например, универсальных дрессировочных шлеек, намордников, сумочек для лакомства и поводков. Это достаточно выгодно, при этом мы гарантируем качество»,— поясняет кинолог.

В карете на тренинг

В нашем городе услуги зоотакси многие частники предлагают по объявлению: отвозят собаку из точки А в точку В, обычно в ветклинику. В «К-9» зоотакси предлагают в комплексе с другими услугами. «Мы предоставляем услугу доставки собак на занятие и обратно. Многие клиенты не могут ходить на дрессировку в рабочие дни, только в выходные. Но занятий по выходным, чтобы выработать навык у собаки, недостаточно. Два раза в неделю мы забираем и привозим животное, а по выходным хозяин привозит собаку сам, чтобы с ней заниматься, то есть нужно тренировать не только собаку, но и вместе с ней ее владельца. Иначе она не будет его слушаться»,— констатирует Александр.

Обычное зоотакси по объявлению — это машина класса «универсал» либо «мини-вэн», куда можно посадить собаку. Зоотакси «К-9» оборудовано специальными боксами для перевозки. Сейчас компания планирует увеличить количество машин, она уже не успевает с одной — спрос растет, хотя цена на такси немаленькая. Если у частника эта услуга стоит 2,5–3 тысячи тенге в обе стороны, то в “К-9” — четыре тысячи в час по городу. Стоимость доставки туда и обратно в пределах области доходит до шести тысяч. Несмотря на довольно дорогой прайс, у фирмы есть клиенты и за городом, в частности в Талгаре и Тургени.

Собака не просто едет в машине, где ее подкидывает на каждой кочке: в машине 6 специальных боксов, в которых собаки перевозятся по отдельности и не контактируют друг с другом по пути на занятия. Это исключает возможность конфликтов между собаками и, как следствие, травм

Плюсы конкуренции

Сейчас в Алматы достаточно большой выбор частных дрессировщиков и зоогостиниц (кроме «К-9», в городе таких еще пять), и они тоже развиваются, но Александр уверен, что опыт и профессионализм его команды позволяют компании быть на шаг впереди. Мы будем стараться реализовывать стандарты, с которыми познакомились за границей, заверяет он.

Так получилось, что основные конкуренты «К-9» расположились буквально под боком. Например, зоогостиница «Алмаз» — официальная организация с хорошими дрессировщиками. А ИП «Алтын Ит» вообще находится на территории компании. И это хорошо, что есть конкуренция, стимул двигаться, улучшаться, уверен Александр. «Но в комплексе все перечисленные услуги не предлагает никто, кроме нас. А чтобы были и гостиница, и дрессировка, и такси, и груминг, и обучение кинологов — мы единственные»,— с гордостью заявляет директор.

Сейчас компания открыла онлайн-курсы кинологов. Смысл в том, что желающий получит основы знаний по обучению собак, три месяца проходит дистанционное обучение теории и методике дрессировки, а затем практика на площадке. По окончании курсов обучаемый получает сертификат и может в дальнейшем работать дрессировщиком, в том числе и в некоторых государственных учреждениях.

Обучая специалистов, компания не боится наплодить конкурентов. Как и во многих направлениях бизнеса, она испытывает нехватку кадров. «Таким образом мы ищем талантливых людей, которые хотят работать с собаками, и по окончании курсов предлагаем остаться работать в нашей компании. У нас достаточно обширные планы на развитие, и нам требуются специалисты. И лучше, если мы их будем готовить сами. Это обучение не относится к начальному профобразованию. Кинологическая деятельность в нашей стране не лицензируется. Есть люди с большим стажем работы, но без документов. Работодатели же, предоставляющие высокие зарплаты, часто такую бумагу требуют. Так что после 15–20 лет практики им нужно подтверждать статус»,— говорит бизнесмен.

Не снобы

Своих клиентов «К-9» описывает как представителей среднего класса и выше. Услуги отличаются как по стоимости, так и по качеству от остальной массы услуг такого рода. «После фильма “Хатико” популярность породы акита-ину в Алматы сильно возросла — притом что стоимость щенка составляет около трех-пяти тысяч евро. В этом году треть нашей гостиницы — собаки этой породы. Это говорит о платежеспособности наших клиентов. Говорить, что мы себя позиционируем как компанию, которая работает только на этот слой, не совсем верно. Какая-то прослойка нашего общества имеет возможность обеспечить своим животным лучшие условия, чем у некоторых людей сейчас. Это, к сожалению, так. И это не зависит от нас. Если есть такие люди, мы стараемся предложить им услуги. В то же время приходят люди не настолько состоятельные, им нужно оставить собаку на некоторое время — пожалуйста, мы предоставляем им вольер-эконом с будкой за две тысячи тенге»,— поясняет Александр. Недавно «К-9» запустила дисконтную программу. Что касается гарантий, то компания заключает с клиентами договоры. «Мы не можем нести полную финансовую ответственность за собаку, но определенная сумма на это заложена. Для людей важно, что мы — юридическое лицо, и они могут вести дела в официальном порядке. Гарантия — наша репутация, а девиз — качество, надежность, пунктуальность»,— уверяет директор.

Сейчас «К-9» думает об открытии филиалов в других казахстанских городах, прежде всего в Астане, а затем в Шымкенте, Актау и Атырау.

Пока смерть не разлучит вас

Директор компании «К-9» Александр Боднар по профессии кинолог. Он окончил алматинское погранучилище, единственное учебное заведение республики, которое готовит офицеров-кинологов. Александр — из семьи военных, его отец — пограничник и всегда любил собак. «Когда отец служил, на заставе у нас всегда были собаки, щенки, дворняжки. Я с ним порывался выходить на границу, на службу. Когда мне предложили учиться на кинолога, я согласился — это было интересно и знакомо. И ни капли не пожалел об этом. Это очень редкая профессия, интересная и благодарная со стороны животных. Не зря говорят, что с собаками проще, чем с людьми. На самом деле это так, потому что весь опыт человечества, и мой личный в том числе, подтверждает слова, что собака никогда не предаст, в отличие от людей. Если ты берешь и воспитываешь собаку, если собака признает в тебе хозяина, то это, как говорится, навсегда, пока смерть не разлучит вас»,— уверен Александр, который долго носил погоны, а уйдя в отставку, продолжил заниматься любимым делом, но уже в качестве бизнесмена. Александр побывал и в пограничной службе, и в таможенных органах, где и сложилась команда из очень интересных людей, с которыми он работает до сих пор. «Я никогда не отделяю себя от своей команды, с которой, проходя службу в таможне, буквально за полтора года, с нуля мы смогли создать совершенно новый вид учреждения в нашей стране — кинологический центр». Эта структура включает в себя разведение и воспитание щенков, передачу их в дрессировку по востребованным на таможне видам службы; прежде всего это обнаружение наркотиков. Действительно, это было продуктивно: благодаря центру цифры по наркотикам, изымаемым на границе, увеличились с сотен граммов в год до нескольких тонн — их находили собаки, воспитанные его командой, вспоминает Александр. Навыки и знания, полученные во время работы в центре, заложили основу для будущего частного бизнеса.

Заместитель Александра Боднара — Андрей Маликов, квалифицированный кинолог, с большим опытом как в дрессировке собак, так и в обучении людей, известный специалист в кинологических кругах. Александр и Андрей — совладельцы бизнеса. Александр занимается административной и финансовой частью, Андрей — дрессировкой и подбором собак. Также в команду входят Дмитрий Юсупов и Анатолий Зеленин. Третий компаньон — Елена Балаклеец из Астаны, куда в ближайшее время «К-9» планирует выйти.

Права братьев меньших

В Казахстане до сих пор нет закона о защите прав животных. «Будучи на государственной службе, наша команда была одним из инициаторов разработки закона «О кинологической деятельности». Закон бы помог владельцам животных, которые получили бы уверенность, что животные имеют такие же права, как и любой другой член их семьи. Но, к сожалению, эта идея не нашла поддержки (за исключением сенатора Гани Касымова, который не понаслышке знает о возможностях кинологов — именно в его бытность председателем Таможенного комитета было начато строительство кинологического центра) в кругах нашего парламента. У нас есть закон «О пчеловодстве», в котором защищены права пчелиных ульев, а закона о правах домашних животных нет. Есть только правила содержания домашних животных в каждом городе, принятые маслихатами. В них есть курьезный пункт: к особо опасным породам собак отнесены фокстерьеры. Видимо, разработчики приняли во внимание какую-то официальную статистику, когда фокстерьер кого-то укусил. Такая порода собак, как питбуль, и у нас является опасной, как и в США. Но фокстерьер к опасным породам не относится нигде в мире. Видимо, государству пока не до закона о защите прав животных и их владельцев, у него много других проблем», — делает вывод Александр. Однако он уверен, придет время, когда и у нас такой закон будет принят.

С пультом в лапе

«Клиенты попадаются капризные: бывает, что помоешь собачку, пострижешь — не нравится, клиент уходит. Не потому, что мы плохо работаем — это дело вкуса. Прежде чем оставить своего питомца, клиенты смотрят условия его содержания. Есть такие, которые переживают, что собака будет целый день сидеть в одиночестве, и просят включить ей телевизор. Мы сейчас оборудуем номера “Президент”, где будут диван и ТV с камерой, подключенной к интернету, чтобы хозяин мог посмотреть на собаку в режиме онлайн. И это не самодурство. Просто собака психологически приучена к определенному
уровню комфорта и чувствует себя не в своей тарелке, если его нет. За границей, в Европе
и США, есть даже специальные телеканалы для животных, их можно подключить по онлайн
подписке. По ним идут специальные ролики и музыка, благотворно влияющие на психологическое состояние животных»,— рассказывает Александр Боднар.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности