Умные решения в эпоху 3.0

Наиболее мощным трендом развития рынка инфокоммуникаций является развитие социальной аналитики.

Санжар Кеттебеков
Санжар Кеттебеков

Это автоматическая обработка нашими мобильными устройствами «полезного спама» с тем, чтобы облегчить и удешевить жизнь их обладателям. Пророчащего это гендиректора созданного при национальном инновационном холдинге «Зерде» Фонда информационно-коммуникационных технологий Санжара Кеттебекова футурологом назвать язык не поворачивается. За спиной у г-на Кеттебекова успешные проекты внедрения технологий монетизации медиа в корпорации Tribune и анализа восприимчивости к онлайн-рекламе в его собственном проекте — Receptive. Значит, наш собеседник рисует реалистичную картину, представляя которую, нужно уже сейчас начинать искать в ней место для своего труда и инвестиций.

— Санжар, каково место нашего IT-бизнеса в мире недалекого будущего? Какие продукты мы можем предложить массовому пользователю?

— Несмотря на несовершенство ряда применяемых технологий и практическое отсутствие как таковой экосистемы монетизации, ИТ-ситуацию в стране можно изменить, сделав акцент на уже и так работающих в мире популярных вещах. Но важно не копирование системы, а ее применение с учетом нашего пользовательского менталитета. Благодаря ряду исследований Казахстан может найти свою «фишку» в работе с новыми технологиями. Такой фишкой мы видим проект LeadLock. Архитектура модели LeadLock включает в себя рекламную сеть для показа рекламы (купонные, сертификатные акции, а также рекламу от средних и крупных рекламодателей) на экране блокировки мобильных телефонов в зависимости от геолокации пользователей и точек продаж рекламодателей. Авторы проекта уже занимаются техническим воплощением — разработкой рекламной платформы и приложения для мобильных устройств.

Только представьте: вы оказываетесь в огромном молле, включаете программу на телефоне, которая запрашивает у бутиков предлагаемые ими скидки. Вас мотивируют к покупке на основе индивидуальных преференций, но при этом бутики не навязывают свою рекламу. LeadLock работает с умным пространством. Основа инноваций — в предоставлении рекламы, которая не раздражает, а появляется в нужный момент с вероятностью, что человеку интересна эта информация. С учетом физического опыта покупок и возможностей, предлагаемых последним проектом, для улучшения shopping experience вводится понятие «умный шопинг» — идея in-store intelligence.

— Какие решения есть для онлайн-шопинга?

— Группой карагандинских ребят был разработан уникальный для Казахстана проект — электронный кошелек Wooppay для распоряжения своими платежами и совершения покупок. Исходя из статистики оплат пользователями, структура оплат по различным сегментам выглядит следующим образом: лидерами, разумеется, являются сотовые операторы и городская телефония — на их долю приходится 60 процентов, ЖКХ — 20, интернет-провайдеры — 10, букмекерские конторы, онлайн-игры, брокеры, сайты объявлений, интернет-магазины — последние 10 процентов. Wooppay агрегирует предложения поставщиков услуг, товаров магазинов-партнеров с дисконтными программами. Это целая мультибанковская система: вы можете выбрать, какой из банков-партнеров системы подходит вам больше.

Еще один из многочисленных плюсов: процент за услуги не взимается, не нужно платить 5 процентов за пополнение баланса мобильного, как это происходит при платежах через терминал. В этой системе можно создавать список друзей, и речь не о социальных сетях. Это именно тот круг друзей и близких, с которыми у вас есть финансовые отношения. Вы можете моментально без комиссии переводить деньги со своего кошелька на их кошельки, а они в свою очередь могут сделать вам запрос на перевод определенной суммы денег. Благодаря Wooppay можно накопить на определенный товар, а ваши друзья смогут в этом помочь. Кошелек дает больше возможностей, чем карта. Он также позволяет оставаться анонимным при совершении платежей в интернете. Вы не делитесь лишней информацией с продавцом, у которого вы приобретаете товар или оплачиваете услугу.

Другое мобильное приложение с социальными функциями, которое позволит сэкономить время и средства — приложение для звонков в call-центры Phonebooth. Это еще одна идеальная технология для менталитета и психологии постсоветского государства, когда люди еще не привыкли получать запросы-ответы онлайн, и им удобнее просто позвонить. Услуга бесплатная, в едином каталоге собраны все необходимые телефоны. Меню визуальное — ничего просматривать и читать не нужно, достаточно выбрать язык и набрать номер, нажимая на кнопки, а не ожидая окончания голосовых инструкций. Это также экономит до 30 секунд, позволяя получить какую-то дополнительную информацию, пока идет звонок. Здесь же могут быть представлены данные об услуге такси и карта проезда к ближайшему банку, в который вы сейчас звоните. Вся информация об обратившемся клиенте хранится в базе данных, которая потом помогает улучшить качество услуг со стороны компаний.

— Насколько инновационным по мировым меркам считается этот сегмент — социальная аналитика?

— Все эти технологии на Западе начали свое развитие лишь несколько лет назад, а мы уже можем на основе технотенденций в мире, минуя этапы долгого становления, методом проб и ошибок, совершенствовать свою, казахстанскую экосистему монетизации. И только на основе трех представленных выше проектов, работающих вместе, можно строить мини-b2b-рынок. Такой подход — новый взгляд на запуск в IT-отрасли, развития в направлении монетизации интернет-рынка. Это такие отношения между бизнесами, которые толком даже не существуют на рынке СНГ, есть разве что аналоги в США, но там все работает немного иначе. Время 2.0, когда был сделан фокус на соцсети, сменяется временем 3.0, когда интернет-стандарты перейдут на предоставление специализированной информации, и мы наконец перестанем вязнуть в потоке бесконечной вереницы данных. Предоставление нужной информации в нужное время определит следующий скачок.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности