Умные решения в эпоху 3.0

Наиболее мощным трендом развития рынка инфокоммуникаций является развитие социальной аналитики.

Санжар Кеттебеков
Санжар Кеттебеков

Это автоматическая обработка нашими мобильными устройствами «полезного спама» с тем, чтобы облегчить и удешевить жизнь их обладателям. Пророчащего это гендиректора созданного при национальном инновационном холдинге «Зерде» Фонда информационно-коммуникационных технологий Санжара Кеттебекова футурологом назвать язык не поворачивается. За спиной у г-на Кеттебекова успешные проекты внедрения технологий монетизации медиа в корпорации Tribune и анализа восприимчивости к онлайн-рекламе в его собственном проекте — Receptive. Значит, наш собеседник рисует реалистичную картину, представляя которую, нужно уже сейчас начинать искать в ней место для своего труда и инвестиций.

— Санжар, каково место нашего IT-бизнеса в мире недалекого будущего? Какие продукты мы можем предложить массовому пользователю?

— Несмотря на несовершенство ряда применяемых технологий и практическое отсутствие как таковой экосистемы монетизации, ИТ-ситуацию в стране можно изменить, сделав акцент на уже и так работающих в мире популярных вещах. Но важно не копирование системы, а ее применение с учетом нашего пользовательского менталитета. Благодаря ряду исследований Казахстан может найти свою «фишку» в работе с новыми технологиями. Такой фишкой мы видим проект LeadLock. Архитектура модели LeadLock включает в себя рекламную сеть для показа рекламы (купонные, сертификатные акции, а также рекламу от средних и крупных рекламодателей) на экране блокировки мобильных телефонов в зависимости от геолокации пользователей и точек продаж рекламодателей. Авторы проекта уже занимаются техническим воплощением — разработкой рекламной платформы и приложения для мобильных устройств.

Только представьте: вы оказываетесь в огромном молле, включаете программу на телефоне, которая запрашивает у бутиков предлагаемые ими скидки. Вас мотивируют к покупке на основе индивидуальных преференций, но при этом бутики не навязывают свою рекламу. LeadLock работает с умным пространством. Основа инноваций — в предоставлении рекламы, которая не раздражает, а появляется в нужный момент с вероятностью, что человеку интересна эта информация. С учетом физического опыта покупок и возможностей, предлагаемых последним проектом, для улучшения shopping experience вводится понятие «умный шопинг» — идея in-store intelligence.

— Какие решения есть для онлайн-шопинга?

— Группой карагандинских ребят был разработан уникальный для Казахстана проект — электронный кошелек Wooppay для распоряжения своими платежами и совершения покупок. Исходя из статистики оплат пользователями, структура оплат по различным сегментам выглядит следующим образом: лидерами, разумеется, являются сотовые операторы и городская телефония — на их долю приходится 60 процентов, ЖКХ — 20, интернет-провайдеры — 10, букмекерские конторы, онлайн-игры, брокеры, сайты объявлений, интернет-магазины — последние 10 процентов. Wooppay агрегирует предложения поставщиков услуг, товаров магазинов-партнеров с дисконтными программами. Это целая мультибанковская система: вы можете выбрать, какой из банков-партнеров системы подходит вам больше.

Еще один из многочисленных плюсов: процент за услуги не взимается, не нужно платить 5 процентов за пополнение баланса мобильного, как это происходит при платежах через терминал. В этой системе можно создавать список друзей, и речь не о социальных сетях. Это именно тот круг друзей и близких, с которыми у вас есть финансовые отношения. Вы можете моментально без комиссии переводить деньги со своего кошелька на их кошельки, а они в свою очередь могут сделать вам запрос на перевод определенной суммы денег. Благодаря Wooppay можно накопить на определенный товар, а ваши друзья смогут в этом помочь. Кошелек дает больше возможностей, чем карта. Он также позволяет оставаться анонимным при совершении платежей в интернете. Вы не делитесь лишней информацией с продавцом, у которого вы приобретаете товар или оплачиваете услугу.

Другое мобильное приложение с социальными функциями, которое позволит сэкономить время и средства — приложение для звонков в call-центры Phonebooth. Это еще одна идеальная технология для менталитета и психологии постсоветского государства, когда люди еще не привыкли получать запросы-ответы онлайн, и им удобнее просто позвонить. Услуга бесплатная, в едином каталоге собраны все необходимые телефоны. Меню визуальное — ничего просматривать и читать не нужно, достаточно выбрать язык и набрать номер, нажимая на кнопки, а не ожидая окончания голосовых инструкций. Это также экономит до 30 секунд, позволяя получить какую-то дополнительную информацию, пока идет звонок. Здесь же могут быть представлены данные об услуге такси и карта проезда к ближайшему банку, в который вы сейчас звоните. Вся информация об обратившемся клиенте хранится в базе данных, которая потом помогает улучшить качество услуг со стороны компаний.

— Насколько инновационным по мировым меркам считается этот сегмент — социальная аналитика?

— Все эти технологии на Западе начали свое развитие лишь несколько лет назад, а мы уже можем на основе технотенденций в мире, минуя этапы долгого становления, методом проб и ошибок, совершенствовать свою, казахстанскую экосистему монетизации. И только на основе трех представленных выше проектов, работающих вместе, можно строить мини-b2b-рынок. Такой подход — новый взгляд на запуск в IT-отрасли, развития в направлении монетизации интернет-рынка. Это такие отношения между бизнесами, которые толком даже не существуют на рынке СНГ, есть разве что аналоги в США, но там все работает немного иначе. Время 2.0, когда был сделан фокус на соцсети, сменяется временем 3.0, когда интернет-стандарты перейдут на предоставление специализированной информации, и мы наконец перестанем вязнуть в потоке бесконечной вереницы данных. Предоставление нужной информации в нужное время определит следующий скачок.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня