Менеджер, обреченный на успех

Качественный рост корпуса казахстанских IT-менеджеров — это понимание руководством бизнеса того, что IT-решения должны приносить прибыль, плюс общая профессиональная диалоговая площадка для айтишников-руководителей

Менеджер, обреченный на успех

В апреле общественному объединению «Сообщество казахстанских IT-менеджеров» исполнилось два года. Клубы CIO-директоров (CIO — Chief Information Officer, IT-директор) существуют во всем мире и оказывают большое влияние не только на бизнес, но и на государственный сектор. Они способствуют развитию технологий и совершенствованию стандартов отрасли. Призванное объединить отечественных IТ-руководителей, сообщество поставило перед собой задачу стать общественной площадкой, на которой айтишники могли бы обмениваться профессиональным опытом и получать знания, необходимые управленцу. Организация планирует оказывать содействие государственным и иным структурам в реализации государственной политики по формированию и развитию структуры IT-рынка страны. О том, как развивается сообщество, нам рассказал председатель правления объединения «Сообщество казахстанских IT-менеджеров» Аскар Кусаинов.

Начальник «неизбежного зла»

— Аскар Маратович, кто был инициатором и каковы были предпосылки создания сообщества?

— Еще в 2011 году появилась инициативная группа, которая заявила о намерении создать такую организацию. Руководителей IT, особенно крупных компаний, в стране не так много и все друг друга знают — мы часто сталкиваемся на конференциях, общаемся на неформальном уровне. При встрече обсуждаем наболевшие проблемы, обмениваемся итогами проектов, делимся опытом работы с вендорами, по кадровым вопросам совещаемся и так далее. Общих проблем у нас много, нам есть чем поделиться друг с другом, молодые коллеги хотят пообщаться с более опытными. Одним словом, нужна была профессиональная площадка общения и обмена опытом для повышения качества собственной работы. Это и было основной предпосылкой создания нашего общественного объединения.

В 2011 году я записал в личные планы проект создания казахстанского CIO-клуба, и тут с таким же предложением вышла группа коллег — мы решили объединиться. Среди них были Бикеш Курмангалиева, заместитель председателя правления национального инновационного холдинга «Зерде», начальник сектора IT-поддержки Kcell Сергей Максимов и еще несколько человек. Мы посмотрели, что делается у коллег в разных странах, затем провели учредительный съезд, написали устав, подали заявку на регистрацию негосударственной некоммерческой организации в Минюст, и спустя некоторое время «Сообщество казахстанских IT-менеджеров» было официально зарегистрировано.

Наше сообщество объединяет в своих рядах не просто IT-специалистов, а IT-менеджеров — людей, которые руководят хоть маленьким, но коллективом айтишников. Этот коллектив работает в компании, является ее частью, предоставляя IT-услуги всей этой компании. Эта специфика предъявляет определенные требования к IT-начальнику.

Во-первых, начальник должен не только хорошо разбираться в самих технологиях. Перед ним стоит задача сплотить людей, которыми он управляет, чтобы они делали одно дело. Во-вторых, он должен строить свою работу так, чтобы еще и приносить пользу организации. Как минимум, чтобы у всех сотрудников работали компьютеры и принтеры, был Интернет.

Но это еще не все. Дело в том, что нельзя относиться к IT слишком поверхностно как к «неизбежному злу» современной цивилизации и бизнеса. Информационные технологии — это прежде всего инструмент, который позволяет организации не только повседневной деятельностью заниматься, но и деньги зарабатывать.

Приведу пример: в 1999 году вместе с финансистами мы в «Казахтелекоме» внедрили платежную систему. Централизовав все счета филиалов «Казахтелекома», мы получили колоссальный экономический эффект от того, что разбросанные по всей стране деньги собрали на один счет. Формально эти средства у нас были, но они постоянно находились «в пути» и не поступали на счета филиалов, то есть денег в распоряжении организации не было. В итоге за счет довольно простой системы на базе Lotus Notes мы из воздуха получили дополнительные несколько миллионов долларов. Для 1999 года это были приличные деньги.

Хороший IT-менеджер обязан вносить что-то новое в работу своей организации. Не зря же говорят, что вторая трактовка термина CIO — это Chief Innovation Officer

Во время моей работы в Народном банке совместно с подразделениями розничного бизнеса мы сократили оформление экспресс-кредита с трех дней до нескольких часов: утром человек сдал документы, после обеда получил деньги. А это существенное увеличение доходов банка. Таких примеров из своей практики я могу привести много.

В общем, членами сообщества могут стать люди, которые являются IТ-руководителями. Мы хотим объединить IT-менеджеров, которые должны хорошо управлять своим персоналом, правильно создавать и защищать бюджет перед руководством. Эти люди (IT-менеджеры) должны обладать стратегическим мышлением, они должны видеть, как их IT соотносятся с бизнесом организации и как их деятельность может быть полезна бизнесу организации.

И еще, чтобы было понятно, кто состоит в нашей организации. Я часто говорю, что мы — по другую сторону баррикад от IT-компаний, которые продают нам «железо», услуги и решения. Мы — заказчики, которые потребляют эти продукты и услуги и заставляют эти продукты и услуги работать.

— Руководители IT-компаний могут быть членами сообщества?

— У нас разные задачи. Поставщики, или IT-компании, должны прежде всего продать свои продукты и услуги. У членов нашего сообщества нет задачи «просто купить» и точно нет задачи какое-то решение продать. Опосредованно у нас есть задача «продать» лучшее IT-решение руководству своей компании, объяснить первому руководителю, финансовому директору или руководителю линии бизнеса, что именно это решение лучше всего нам подходит.

Членам нашего сообщества интересно пообщаться друг с другом и выяснить, например, какой у кого установлен документооборот, с какими проблемами при его внедрении пришлось столкнуться. Продавец же всегда расхваливает свой продукт. Твоему же коллеге ничего продать тебе не надо! Он может честно сказать, какие существуют подводные камни и на что следует обратить внимание. Мы хотим, чтобы IT-директоры могли поделиться с коллегами не только своими достижениями, но и негативным опытом и тем самым предостеречь других от повторения ошибок, отчего в конечном итоге выиграют все. Это одна из целей сообщества IT-менеджеров.

— За два года работы сообщества было сделано не так уж и много…

— Мы и не ожидаем кипучей деятельности. Мы проводим два-три мероприятия в год: традиционный съезд в Алматы и встречу в рамках конференции ASTEX для IT-менеджеров в Астане. Мы даем возможность нашим коллегам поделиться своим опытом внедрения интересных решений, послушать разные полезные доклады. Вы знаете, в штате крупных компаний мирового масштаба типа Cisco есть футурологи. Мировым гигантам нужны люди, которые хотя бы чуть-чуть будут смотреть вперед. Специально для нас визионер Cisco прислал свое выступление с видением будущего. В нем было много интересного, например, про будущее развитие интернета вещей. Этой осенью на съезд членов сообщества мы снова хотим пригласить интересных людей, не обязательно технарей, но которые могут рассказать о том, каким будет наше будущее с их точки зрения.

Кроме того, вместе с «Казахтелекомом» мы проводим мероприятие под названием «Архитектура корпоративной информационной системы. Стратегический подход», на котором наши эксперты поделятся своим мнением, как выстраивать стратегию IT в соответствии со стратегией предприятия.

Очень интересным оказался конкурс на лучший IT-проект 2013 года в корпоративном секторе, в котором победил проект внедрения ERP-системы в компании «Алтыналмас». Руководитель IT этой компании Жанара Аманжолова была премирована от сообщества поездкой в Вену на европейский CIO-саммит. Это было очень интересное и полезное мероприятие. О впечатлениях победителя можно узнать на нашем сайте www.itmanagers.kz. Также я надеюсь, что в этом году мы приступим к организации курсов для IT-менеджеров.

Клуб набивших шишки

— В числе задач сообщества упоминается повышение квалификации менеджеров. Однако я всегда думал, что эти люди достаточно квалифицированны, но они постоянно чему-то учатся.

— Вы будете удивлены, но это не всегда так. У нас есть своя специфика, это касается и айтишного персонала. Бытует мнение, что айтишники, как правило, интроверты, у которых окно в мир ограничено 17- или 21-дюймовым монитором. Однако основная работа IT-менеджера заключается в том, чтобы убедить руководство в необходимости тех или иных IT-проектов. Если проекты, связанные непосредственно с бизнесом, доказать просто, то получить деньги под серверы или под новые услуги связи очень тяжело: объяснить финансовому директору «на пальцах», зачем это нужно — задача непростая. Поэтому необходимо, чтобы руководитель-айтишник понимал основы бюджетирования. Но мы же не экономисты. Обычно у нас первое образование — техническое и, зачастую, никакого экономического. А это необходимо, потому что невозможно свою работу осуществлять нормально, если IT-руководитель не может финансовому директору доказать цифрами необходимость выделить средства. То же самое относится к навыкам эффективной презентации. Обычно люди с политехническим образованием считают, что вокруг все — такие же умные и осведомленные в их тематике, как и они. И удивляются, когда окружающие их не понимают. Поэтому мы и хотим организовать курсы вроде «HR для IT-менеджера», «Финансы для IT-менеджера», «Навыки эффективной презентации для IT-менеджера» и так далее.

— Каким образом планируется проводить курсы?

— Мы хотим пригласить преподавателей из «Школы IT-менеджмента» при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Это будут модульные курсы на 2–3 дня. Спрос, я думаю, будет, потому что, как мы прогнозируем, в сообщество вступят несколько сотен человек.

— Членство в сообществе платное, и пока что среди участников я увидел в основном представителей крупных компаний. Насколько интересно это среднему бизнесу?

— По разным оценкам, в Казахстане около двух тысяч средних и крупных предприятий, и в этих компаниях точно есть IT-подразделение. Нам есть куда расти. На последнем съезде сообщества было 175 человек, в основном из Алматы, но также приехали специалисты из Тараза, Шымкента, Талдыкоргана и Астаны.

Есть еще направления, в которых мы хотели участвовать как сообщество. На съезде мы приняли три предложения, с которыми обратились в правительство. Первое — провести среди двух тысяч крупных и средних предприятий республики IT-аудит, чтобы понять уровень развития IT и автоматизации на этих предприятиях и, соответственно, в целом по стране. На самом деле это будет интересно скорее нашим IT-поставщикам, не только нам. Таким образом, у нас была бы карта информатизации страны.

Во-вторых, нужно создать современный реестр описания специальностей. Дело в том, что, как это ни смешно, но до сих пор в списке профессий в Министерстве труда существует профессия оператора ЭВМ. Нужно обновлять отраслевые стандарты.

И третье: может, это прозвучит не совсем серьезно, но, по моему убеждению, специальность айтишника не получила должного признания в стране. На съезде мы предложили ввести звание «Заслуженный работник отрасли информационных технологий Республики Казахстан». Например, есть звание «Заслуженный связист» или «Заслуженный железнодорожник»; почему бы не ввести звание «Заслуженного айтишника»? Большое количество людей всю жизнь проработали в этой отрасли. Но проблема в том, что в силу универсальности этой отрасли они работали то в одной организации, то в другой. По большому счету нам, айтишникам, все равно где работать. Но везде очень важно учитывать стаж в отрасли. Например, человек работал директором по IT в КТЖ, а потом стал директором IT в нефтяной компании: он все знает, все умеет, но стажа нет. В какой отрасли стаж считать? Заслуженного нефтяника он не может получить, заслуженного железнодорожника он уже не получит.

Это, конечно, не главная задача. Основная цель — повышение качества корпуса IT-директоров. В связи с этим мы стараемся сотрудничать с IT-университетами, потому что, если говорить откровенно, мы — одни из главных работодателей для их выпускников. Поэтому нас приглашают к сотрудничеству: читать мастер-классы, участвовать на ярмарках труда. Подобрать качественный персонал — большая проблема.

— Об этом говорят все IT-руководители. В чем, по-вашему, корень кадровой проблемы?

— Проблема — в оторванности от реальной жизни, от реального бизнеса. Я думаю, что нашим вузам надо теснее работать с заказчиками, больше договариваться о прохождении студентами практики в подразделениях IT-предприятий нашей страны.

— Какие задачи сообщество планирует решать в перспективе?

— Наша главная задача — построить площадку, на которой руководители IT могли бы обмениваться друг с другом разными мнениями, и помочь им повышать свою квалификацию без отрыва от производства. Будем проводить съезды и более узкие тематические или отраслевые мероприятия, например для банковских CIO, для CIO других отраслей. Конечно, все менеджеры стараются как-то самостоятельно заниматься образованием, но самый большой вопрос в том, что кто-то в чем-то бывает первым и первый «набивает шишки». Этого человека всегда интересно послушать коллегам.

Сейчас в IT четыре главные темы: «облака», большие данные, мобильные решения и социальные сети. Вы же сходу не назовете, кто из средних компаний полностью перешел на «облака»? Сейчас это модно и всем интересно. Мы, как IT-руководители реально работающих предприятий, сто раз должны подумать, прежде чем что-то внедрять: слишком велики риски — цена ошибки может быть слишком высока. Однако хороший IT-менеджер обязан вносить что-то новое в работу своей организации. Не зря же говорят, что вторая трактовка термина CIO — это Chief Innovation Officer.

В завершение разговора хочу обратиться к читателям «Эксперта Казахстан» и призвать руководителей организаций не только больше внимания уделять IT, но и научиться использовать IT для увеличения прибыли и повышения эффективности деятельности организации, ведь многие до сих пор, к сожалению, думают, что IT — это затраты. При грамотном использовании потенциала современных IT экономический успех просто неизбежен. Ведь именно за это отвечают CIO.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности