Сколько образование ни реформируй…

Г-жа Назарбаева озабочена ростом затрат на образование при потере его качества
Г-жа Назарбаева озабочена ростом затрат на образование при потере его качества

Заместитель председателя мажилиса парламента Казахстана Дарига Назарбаева в очередной раз рассказала о системных проблемах в казахстанской системе образования.

Проблемы эти всем известны, они не меняются из года в год. Первая и, пожалуй, основная — это коррупция. «Отсюда и низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы часть молодежи идет не за знаниями, а за дипломами,— отметила Дарига Назарбаева. — С другой стороны, массовая коммерциализация образования привела к тому, что государственные и негосударственные учреждения образования рассматривают образование как источник прибыли, не заботясь о качестве обучения».

При этом, по словам г-жи Назарбаевой, система образования изменилась до неузнаваемости: «Произошло становление законодательной базы, осуществлен переход на трехуровневую систему подготовки кадров, введены кредитная технология обучения, в средней школе введено ЕНТ, внедряется независимая оценка и сертификация выпускников. Все это впечатляет, но нас интересует: почему, несмотря на все успехи в обществе, растет обеспокоенность о состоянии образования. Почему затраты на образование растут, а качество не соответствует потребностям? — спросила она и тут же ответила: — Главная проблема в том, что годами не меняется содержание обучения, хотя требования на порядок выше. В реальности продолжается чтение лекций по старым конспектам, студенты занимаются по старым учебникам. Как в такой ситуации можно обеспечить должное качество?»

По ее словам, система слишком неповоротлива и обучение продолжается по невостребованным специальностям.

При этом именно в системе образования количество реформ зашкаливает. Сама же г-жа Назарбаева еще в прошлом году говорила, что от реформ в сфере образования «уже тошнит». Однако с приходом каждого нового министра в Казахстане начинается новая реформа. В итоге получаются какие-то половинчатые меры. К примеру, в последние годы основные изменения пришлись на сферу высшего образования. При этом в школах все осталось по-прежнему. Поэтому ученикам, приходящим в вузы, которые, в свою очередь, уже перестроились на западную модель, направленную на развитие самостоятельности студента, очень сложно перестроиться. Преподаватели, однако, тоже не в полной мере перестроились на эту модель, поэтому все еще говорят, что и как учить. В то время как их главная задача состоит в том, чтобы научить студента учиться. И подобных недоработок достаточно много.

Потому необходимы системный подход и последовательность действий. В противном случае, как бы и сколько бы систему образования ни критиковали, всех будет продолжать «тошнить от реформ» в этой сфере.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее