Сколько образование ни реформируй…

Г-жа Назарбаева озабочена ростом затрат на образование при потере его качества
Г-жа Назарбаева озабочена ростом затрат на образование при потере его качества

Заместитель председателя мажилиса парламента Казахстана Дарига Назарбаева в очередной раз рассказала о системных проблемах в казахстанской системе образования.

Проблемы эти всем известны, они не меняются из года в год. Первая и, пожалуй, основная — это коррупция. «Отсюда и низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы часть молодежи идет не за знаниями, а за дипломами,— отметила Дарига Назарбаева. — С другой стороны, массовая коммерциализация образования привела к тому, что государственные и негосударственные учреждения образования рассматривают образование как источник прибыли, не заботясь о качестве обучения».

При этом, по словам г-жи Назарбаевой, система образования изменилась до неузнаваемости: «Произошло становление законодательной базы, осуществлен переход на трехуровневую систему подготовки кадров, введены кредитная технология обучения, в средней школе введено ЕНТ, внедряется независимая оценка и сертификация выпускников. Все это впечатляет, но нас интересует: почему, несмотря на все успехи в обществе, растет обеспокоенность о состоянии образования. Почему затраты на образование растут, а качество не соответствует потребностям? — спросила она и тут же ответила: — Главная проблема в том, что годами не меняется содержание обучения, хотя требования на порядок выше. В реальности продолжается чтение лекций по старым конспектам, студенты занимаются по старым учебникам. Как в такой ситуации можно обеспечить должное качество?»

По ее словам, система слишком неповоротлива и обучение продолжается по невостребованным специальностям.

При этом именно в системе образования количество реформ зашкаливает. Сама же г-жа Назарбаева еще в прошлом году говорила, что от реформ в сфере образования «уже тошнит». Однако с приходом каждого нового министра в Казахстане начинается новая реформа. В итоге получаются какие-то половинчатые меры. К примеру, в последние годы основные изменения пришлись на сферу высшего образования. При этом в школах все осталось по-прежнему. Поэтому ученикам, приходящим в вузы, которые, в свою очередь, уже перестроились на западную модель, направленную на развитие самостоятельности студента, очень сложно перестроиться. Преподаватели, однако, тоже не в полной мере перестроились на эту модель, поэтому все еще говорят, что и как учить. В то время как их главная задача состоит в том, чтобы научить студента учиться. И подобных недоработок достаточно много.

Потому необходимы системный подход и последовательность действий. В противном случае, как бы и сколько бы систему образования ни критиковали, всех будет продолжать «тошнить от реформ» в этой сфере.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом