«Кселл»: высокий рост финансовых показателей

Компания удержала лидирующее положение на рынке, несмотря на изменение конкурентной среды

«Кселл»: высокий рост финансовых показателей

«Кселл», ведущий оператор на телекоммуникационном рынке Казахстана по объему доходов и абонентской базе, показал достаточно сильные результаты за январь-март 2014 года. Наиболее важной и приятной новостью стал более значительный, чем год назад рост чистой прибыли, а также солидное увеличение дохода и свободного денежного потока. Показатели интересны тем, что компания «почистила» абонентскую базу на 789 тыс. абонентов, а цены на сотовую связь на рынке снижались. Связка этих условий непременно должна сказаться на операционных результатах любой компании. Тот факт, что результаты «Кселл» впечатляющие, свидетельствует о высоком качестве управления и прочном финансовом запасе компании.

Устойчивый рост  традиционного бизнеса

Итоги первого квартала всегда интересны инвесторам и лицам, интересующимся развитием рынка. Игроки рынка часто позволяют себе долго «раскачиваться» в первые месяцы нового года, отдав максимум сил на достижение итогов старого года. С этой точки зрения стабильность финансовых результатов — ценное качество, а значительное улучшение этих показателей в первом квартале — высший пилотаж.

Для «Кселл» первый квартал 2014 года выдался очень успешным. Чистая прибыль увеличилась на 14,5%, до 15,6 млрд тенге, доход от основной деятельности — на 10,6%, до 19,8 млрд тенге, а свободный денежный поток — до 17,9 млрд тенге вместо 11 млрд за аналогичный период 2013 года. Секрет успеха в том, что «Кселл» удачно адаптировался к новым тенденциям рынка, прежде всего к изменению структуры дохода.

В последнее время много говорится о том, что мобильные операторы работают в условиях переноса доходности из сегмента голосовых услуг в сегмент передачи данных. Вот и поквартальная выручка «Кселл» от «голосовых услуг» впервые (на 5,8%) снизилась, хотя год назад, за первый квартал 2013 года, «голос» показывал рост на 1,1%. Снижение — прямое следствие сокращения голосового трафика. Его объем за январь-март этого года вырос лишь на 0,9%, составив 5,5 млрд минут, тогда как год назад за аналогичный период голосовой трафик увеличился на 13,8%. Доход от «голоса» поступает за счет доступности голосовой связи.

Сотовый рынок по-прежнему чувствителен к цене и требует все новых тарифных планов, выгодных абонентам. Жесткая конкуренция заставляет операторов снижать цены, мотивируя абонентов говорить больше.

«Кселл» предлагает клиентам специализированные стимулирующие тарифы, благодаря которым средняя стоимость минуты разговора снизилась до уровня 4,3 тенге, вместо 4,7 тенге в четвертом квартале 2013 года. Данный шаг способствовал популярности тарифных планов «Кселл». Количество использованных абонентом минут сохраняется на уровне 150 минут, это выше итогов 2012 года, но чуть ниже результатов 2013 года.

Хотя объем голосового трафика стабильно растет: абоненты по-прежнему используют телефоны по классическому назначению — поговорить, и голосовой трафик все так же формирует львиную долю выручки операторов, «голос» сдает позиции, уступая движению абонентов в сторону потребления интернет-контента.

Здесь у «Кселл» надежные лидирующие позиции. Он владеет самой разветвленной сетью 3G в Казахстане. Запуск собственной сети позволил увеличить скорость передачи данных и предлагать новые сервисы по привлекательным условиям. Широкое распространение смартфонов, USB-модемов и других устройств с доступом в интернет также привело к росту трафика данных.

С начала года объем передачи данных увеличился в два раза, составив 6,477,665 Гб. При этом компания предлагает абонентам большой выбор пакетов услуг с низкими тарифами. В результате чего мобильный интернет «Кселл» стал еще доступнее: средняя стоимость за 1 Мб в первом квартале 2014 года составила 1,3 тенге против 1,9 тенге за первый квартал 2013 года. Это привело к росту показателя ARPU (выручка от абонента) для услуг передачи данных.

В итоге доход «Кселл» от услуг передачи данных за январь-март 2014 года значительно опередил показатели роста за январь-март 2013 года. Выручка data-услуг выросла на 46,8%, составив 8,3 млрд тенге, вместо роста на 37,9%, до 5,6 млрд тенге, годом ранее.

Что касается расходов, то стратегия «Кселл» всегда была направлена на разумное сокращение издержек и достижения определенного уровня рентабельности. По этой причине расходы по реализации и маркетингу сократились почти на четверть, так же как и общие административные расходы, снижение которых составило 9%. Более выгодной для компании стала себестоимость продаж. Она сократилась на 0,9%, до 18,4 млрд тенге, против роста на 2,7% в первом квартале прошлого года, главным образом за счет снижения тарифов и расходов на интерконнект. Однако данное снижение было частично нивелировано увеличением затрат на техническое обслуживание возросшего количества базовых станций — непременного условия расширения бизнеса.

В будущее с оптимизмом

Рост, обеспечивающий генерирование денежных потоков и высокую рентабельность в условиях непростой рыночной конъюнктуры, заложен в основу финансовой и операционной системы «Кселл». Комментируя успешные результаты квартала, Али Аган, главный исполнительный директор АО «Кселл», отметил: «Я рад сообщить о ряде серьезных достижений за первый квартал 2014 года. Мы сохранили позицию лидера на рынке и продемонстрировали рост абонентской базы, несмотря на усиление конкуренции на внутреннем рынке и сложную нормативно-правовую среду. Мы продолжаем наблюдать рост доходов за счет спроса на услуги передачи данных, что обусловлено продолжением развертывания сети 3G. Несмотря на сильное ценовое давление, показатель по EBITDA сохранился на самом высоком уровне в секторе телекоммуникаций, превышающем 55 процентов. Наши привлекательные и доступные услуги передачи данных обеспечивают рост доходов и абонентской базы и остаются ключевым стратегическим направлением для “Кселл” в этом году. В то же время мы постоянно вносим изменения в нашу деятельность для укрепления фундамента устойчивого развития и достижения результатов во всех сферах бизнеса. В 2014 году и в последующие годы «Кселл» продолжит разрабатывать новые продукты и инновационные услуги, продолжая удовлетворять постоянно меняющиеся потребности наших клиентов».

Удержание лидирующих позиций на рынке — ключевое направление корпоративной стратегии «Кселл». Лидерство компании обеспечивает клиентоориентированный подход, сильные местные бренды и высокое качество сетей. Мобильная связь давно стала неотъемлемой частью социальной, профессиональной и общественной жизни граждан. С этой целью стратегия роста «Кселл» направлена на улучшение качества оказываемых услуг. Помимо использования надежного и выскокачественного оборудования, оперативного внедрения новейших технологи, «Кселл» огромное внимание уделяет контролю качества услуг, мониторингу работоспособности оборудования и операционному разрешению проблем. Для поддержания высокого качества сетей «Кселл» планирует оптимизировать объем капитальных затрат, необходимых для инвестиций в оборудование и развитие инфраструктуры.

Компания также сосредоточит усилия на создании специальной стратегии ценообразования для сохранения лидирующих позиций на массовом рынке и в корпоративном сегменте. Позиция лидера рынка — по показателям как выручки (54%), так и числа абонентов (46%) — дает отличные возможности для реализации намеченных целей.

Являясь ведущим провайдером телекоммуникационных услуг в Казахстане, «Кселл» готов к запуску сети стандарта 4G на всей территории Казахстана и оказание услуг стандарта 4G. Стремление предоставить клиентам более высокую скорость передачи данных отражает огромный спрос на услуги мобильного доступа в интернет в Казахстане.

Достигать поставленные цели «Кселл» помогает высокая корпоративная культура и корпоративная социальная ответственность. Будучи признанным лидером рынка, компания в своей деятельности опирается на общечеловеческие и деловые принципы. Корпоративное управление компании строится на принципах справедливости, честности, ответственности, прозрачности, профессионализма и компетентности.

Система корпоративного управления предполагает уважение и защиту прав всех акционеров и способствует повышению эффективности деятельности «Кселл», росту его стоимости, поддержанию его финансовой стабильности и прибыльности. В частности, «Кселл» стал первой казахстанской публичной компанией, утвердившей четкую дивидендную политику. Благодаря дивидендной политике инвесторы получают надежный и стабильный сигнал о финансовом потенциале компании и могут корректировать инвестиционную стратегию. Согласно дивидендной политике, если акционеры «Кселл» не примут иного решения, размер ежегодных дивидендов по простым акциям компании составляет не менее 70% чистой прибыли за предыдущий финансовый год.

Неотъемлемая часть миссии и стратегии развития «Кселл» — социальные проекты. Крупнейшие мировые компании, следуя принципам корпоративной социальной ответственности, используют собственные технические и финансовые возможности, накопленный опыт для решения актуальных задач общества.

На протяжении 12 лет работы на рынке сотовой связи «Кселл» последовательно реализует принципы социально ответственного бизнеса. В «Кселл» считают, что быть социально ответственным — значит вносить свой вклад в развитие и совершенствование общественных процессов страны и формировать ролевую модель социально ответственного бизнеса в Казахстане.

Свою главную социальную роль компания видит в развитии бизнеса и содействии росту национальной экономики. Внедряя и продвигая высокотехнологичные телекоммуникационные продукты и услуги, «Кселл» способствует развитию инновационной экономики Казахстана и ее диверсификации в условиях глобальной конкуренции.

Образование — одно из приоритетных направлений в области корпоративной социальной ответственности «Кселл». Компания предоставляет своим сотрудникам доступ к передовым знаниям на базе корпоративных институтов, создавая возможности для профессионального роста своих сотрудников в условиях инновационной культуры. Кроме того, образовательная работа «Кселл» сосредоточена на работе с молодежью. В рамках сотрудничества с партнерами — учебными заведениями — студентам создают условия для карьерного обогащения, мотивируя и показывая возможности работы в передовой телекоммуникационной компании. Проект помогает студентам быстрее освоиться в мире бизнеса. «Кселл» также стремится внести посильный вклад в поддержку и сохранение национального культурного наследия, в пропаганду здорового образа жизни и популяризацию массового спорта среди населения Казахстана.

Предоставляя общественности финансовую отчетность за первый квартал 2014 года, «Кселл» с оптимизмом смотрит в будущее, соизмеряя и связывая возможности личного роста с перспективами развития национальной экономики и казахстанского общества.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?