Неестественный отбор

Товарные биржи, сосредоточившиеся на государственных закупках, рискуют остаться не у дел с изменением законодательства

Неестественный отбор

Биржевой товарный рынок развивается не первый год. Тем не менее биржи никак не могут стать основной площадкой для реализации товаров и сырья. Сегодня оборот большинства товарных бирж дают госзакупки, хотя первоочередная их задача — помочь рядовым производителям продать товар по рыночной стоимости и без посредников.

Пока же госзакупки остаются самым простым способом получения дохода. Но и его биржи могут вскоре лишиться. Новый законопроект «О государственных закупках», уже представленный в сенат парламента, намерен разрешить товарным биржам проводить госзакупки лишь по перечню биржевых товаров, которых всего двенадцать. А поскольку не все биржи накопили «жирок» для выполнения рыночных функций, большинство из них прекратит существование. В результате «неестественного отбора» на рынке останется лишь несколько игроков. Это плохо с точки зрения сокращения рабочих мест, не говоря уже о снижении конкуренции на рынке. Еще хуже то, что у оставшихся игроков нет стимула качественно развиваться, поскольку уже другой действующий закон «О товарных биржах» не требует от них таких усилий.

В списках не значатся

Громадный экспортный потенциал Казахстана реализовался бы в полной мере при наличии в стране современной биржевой инфраструктуры. Тогда иностранный покупатель из любой точки земного шара мог бы подать заявку в тенге на покупку казахстанского зерна или угля. Ликвидность локальных товарного и валютного рынков выросла бы в разы. Брокеры получили бы новых клиентов, торговые площадки — обороты, государство — налоги, товаропроизводители — готовых покупателей. Но если для иностранцев вариант с биржевой торговлей привычный и удобный, для нас это скорее картина из будущего.

Биржевой спот-рынок пробивается с трудом. Крупным товаропроизводителям привычнее и комфортнее работать по контрактной системе. Средние и мелкие компании боятся показывать через биржу реальные объемы, чтобы не привлечь к себе внимание рейдеров. Чтобы хоть как-то стимулировать биржевую торговлю, Министерство индустрии и торговли в 2009 году подготовило перечень из 12 товаров, реализация которых должна происходить исключительно через биржу.

Но принятие списка не изменило ситуацию к лучшему. Он оказался слишком коротким, к тому же в него не попали стратегические товары: нефтепродукты, полезные ископаемые и металлы, за которыми на биржу потянулся бы покупатель. Производители-монополисты этих товаров против того, чтобы цену на их продукцию диктовал рынок, а у них сильное лобби и в правительстве, и в парламенте.

К тому же закон «О товарных биржах» не запрещает проводить с товарами из перечня так называемые адресные сделки, которые заключаются вне торговой площадки, и контрагенты приходят на биржу лишь для регистрации уже заключенной сделки. Биржи получают комиссию, что называется, «на ровном месте». Все это привело к тому, что свыше 90% оборота товарных бирж составляют госзакупки (за исключением ЕТС, у которой госзакупки составляют меньше 1% оборота).

Биржа или сайт

С внесением изменений в законодательство о госзакупках правила игры на товарном рынке вновь меняются. Во-первых, это уже упоминавшееся требование осуществлять госзакупки через товарные биржи только по перечню биржевых товаров, хотя раньше ассортимент товаров, продаваемых через биржу по госзакупкам, так строго не ограничивался и выходил за пределы утвержденного перечня. Если сейчас на сайтах бирж в разделе «Госзакупки» висят огромные списки разнообразных товаров — от бумажных полотенец до дорожной техники, после принятия поправок количество названий сократится до двенадцати, притом что вопрос расширения обязательного перечня хотя и поднимается биржевиками, на деле не решается.

К чему это приведет? Большинству бирж будет экономически невыгодно осуществлять свою деятельность. «На сегодняшний день в Казахстане существует четырнадцать бирж и свыше четырехсот брокерских компаний, ориентированных в основном на государственные закупки. Многим биржам в среднем 1,5–2 года, и они еще не успели “встать на ноги”, чтобы осуществлять коммерческие торги как внутри страны, так и за ее пределами. Большинство из них может прекратить свою деятельность после вступления закона в силу»,  — считает первый заместитель председателя правления Казахстанской международной товарно-сырьевой универсальной биржи «Ел Қазына» Юрий Лопаткин.

Во-вторых, с 1 июня текущего года планируется все государственные закупки перевести в электронный режим, чтобы сделать прозрачным процесс проведения закупок и бюджеты заказчиков (на сегодняшний день в электронном формате проводились госзакупки лишь способом запроса ценовых предложений). В результате можно ожидать, что основной поток госзакупок пойдет через веб-портал «goszakup.gov.kz», разработанный Центром электронной коммерции по заказу Министерства финансов, выйти на который может любой поставщик. Портал предназначен не только для осуществления госзакупок, но и размещения информации о поставщиках и закупщиках.

Вместе с тем у биржи перед любым электронным порталом, даже при всех его системах защиты, есть техническое преимущество: у бирж существуют собственные технические центры, портал же хранит информацию на собственном сервере. К тому же портал, как правило, не гарантирует исполнения сделки ее участниками. Биржа перед участием в торгах проверяет поставщика вплоть до наличия заявленного товара, а также его финансовую состоятельность. «В случае необходимости биржа может запросить у поставщика дополнительные документы, например, авторизационное письмо от иностранного производителя с указанием компании-партнера на территории Казахстана. Бывали случаи, когда казахстанские поставщики на самом деле не являлись таковыми и не могли предоставить товар нужного качества, — рассказывает Юрий Лопаткин. — Биржа делает сделку прозрачной, проверяет “качество” поставщиков и проводит торги в быстром режиме в отличие от других способов государственных закупок, когда поставщики тратят время на сбор ненужных документов». В идеале, конечно же, надо дать право самим поставщикам товаров и услуг выбирать по своему усмотрению электронную площадку.

Меньше — не значит лучше

Можно согласиться с тем, что для нарождающегося казахстанского спот-рынка 14 товарных бирж все же много. Но, как нам представляется, нельзя прийти к качественному развитию биржевого рынка путем простого сокращения числа бирж.

В настоящее время казахстанские товарные биржи практикуют три вида торгов: голосовые (когда биржевые котировки читает вслух специалист биржи, затем открывается голосовой аукцион и заключается сделка), электронные (котировки выставляют в электронную торговую систему, которая сама подбирает контрпартнеров, исходя из цены и объема товара) и смешанные — голосовые и электронные. Большинство бирж применяют смешанные торги. Это финансово выгодно, зачем тратить деньги на современные биржевые и IT- технологии, если зарабатывать можно на госзакупках, фиксируя сделки на бирже, не делая капиталовложений в развитие бизнеса. Сокращение объема госзакупок приведет к тому, что торговля сфокусируется на наиболее крупных торговых площадках, часть из которых пойдет по пути развития электронных торгов, а часть так и останется на текущем техническом уровне, поскольку для развития нет должных оборотов.

«Государство, к сожалению, не оказывает должной поддержки биржам. Есть перечень товаров, обязательных для торговли через товарные биржи. Но на практике эта норма не работает, далеко не все производители указанных в перечне товаров торгуют через биржу. Рычагов воздействия на нарушителей нет, биржа не может постоянно обращаться с жалобами в прокуратуру, — отмечает г-н Лопаткин. — Хотя, например, в соседних России и Узбекистане к стимулированию поставщиков идти на биржу подключен Антимонопольный комитет. Там также есть обязательный перечень биржевых товаров, и, если они продаются не через биржу, закон наказывает производителей. У нас такой нормы нет. Зато есть минимальный перечень биржевых товаров, что практически прекращает государственные закупки товаров через товарные биржи».

Если к тому же Министерство индустрии и торговли отменит лицензирования товарных бирж, как этого боятся биржевики, на рынок может хлынуть поток непрофессионалов. В таком случае биржевой рынок рискует надолго остаться в нынешнем зачаточном состоянии.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее