Неестественный отбор

Товарные биржи, сосредоточившиеся на государственных закупках, рискуют остаться не у дел с изменением законодательства

Неестественный отбор

Биржевой товарный рынок развивается не первый год. Тем не менее биржи никак не могут стать основной площадкой для реализации товаров и сырья. Сегодня оборот большинства товарных бирж дают госзакупки, хотя первоочередная их задача — помочь рядовым производителям продать товар по рыночной стоимости и без посредников.

Пока же госзакупки остаются самым простым способом получения дохода. Но и его биржи могут вскоре лишиться. Новый законопроект «О государственных закупках», уже представленный в сенат парламента, намерен разрешить товарным биржам проводить госзакупки лишь по перечню биржевых товаров, которых всего двенадцать. А поскольку не все биржи накопили «жирок» для выполнения рыночных функций, большинство из них прекратит существование. В результате «неестественного отбора» на рынке останется лишь несколько игроков. Это плохо с точки зрения сокращения рабочих мест, не говоря уже о снижении конкуренции на рынке. Еще хуже то, что у оставшихся игроков нет стимула качественно развиваться, поскольку уже другой действующий закон «О товарных биржах» не требует от них таких усилий.

В списках не значатся

Громадный экспортный потенциал Казахстана реализовался бы в полной мере при наличии в стране современной биржевой инфраструктуры. Тогда иностранный покупатель из любой точки земного шара мог бы подать заявку в тенге на покупку казахстанского зерна или угля. Ликвидность локальных товарного и валютного рынков выросла бы в разы. Брокеры получили бы новых клиентов, торговые площадки — обороты, государство — налоги, товаропроизводители — готовых покупателей. Но если для иностранцев вариант с биржевой торговлей привычный и удобный, для нас это скорее картина из будущего.

Биржевой спот-рынок пробивается с трудом. Крупным товаропроизводителям привычнее и комфортнее работать по контрактной системе. Средние и мелкие компании боятся показывать через биржу реальные объемы, чтобы не привлечь к себе внимание рейдеров. Чтобы хоть как-то стимулировать биржевую торговлю, Министерство индустрии и торговли в 2009 году подготовило перечень из 12 товаров, реализация которых должна происходить исключительно через биржу.

Но принятие списка не изменило ситуацию к лучшему. Он оказался слишком коротким, к тому же в него не попали стратегические товары: нефтепродукты, полезные ископаемые и металлы, за которыми на биржу потянулся бы покупатель. Производители-монополисты этих товаров против того, чтобы цену на их продукцию диктовал рынок, а у них сильное лобби и в правительстве, и в парламенте.

К тому же закон «О товарных биржах» не запрещает проводить с товарами из перечня так называемые адресные сделки, которые заключаются вне торговой площадки, и контрагенты приходят на биржу лишь для регистрации уже заключенной сделки. Биржи получают комиссию, что называется, «на ровном месте». Все это привело к тому, что свыше 90% оборота товарных бирж составляют госзакупки (за исключением ЕТС, у которой госзакупки составляют меньше 1% оборота).

Биржа или сайт

С внесением изменений в законодательство о госзакупках правила игры на товарном рынке вновь меняются. Во-первых, это уже упоминавшееся требование осуществлять госзакупки через товарные биржи только по перечню биржевых товаров, хотя раньше ассортимент товаров, продаваемых через биржу по госзакупкам, так строго не ограничивался и выходил за пределы утвержденного перечня. Если сейчас на сайтах бирж в разделе «Госзакупки» висят огромные списки разнообразных товаров — от бумажных полотенец до дорожной техники, после принятия поправок количество названий сократится до двенадцати, притом что вопрос расширения обязательного перечня хотя и поднимается биржевиками, на деле не решается.

К чему это приведет? Большинству бирж будет экономически невыгодно осуществлять свою деятельность. «На сегодняшний день в Казахстане существует четырнадцать бирж и свыше четырехсот брокерских компаний, ориентированных в основном на государственные закупки. Многим биржам в среднем 1,5–2 года, и они еще не успели “встать на ноги”, чтобы осуществлять коммерческие торги как внутри страны, так и за ее пределами. Большинство из них может прекратить свою деятельность после вступления закона в силу»,  — считает первый заместитель председателя правления Казахстанской международной товарно-сырьевой универсальной биржи «Ел Қазына» Юрий Лопаткин.

Во-вторых, с 1 июня текущего года планируется все государственные закупки перевести в электронный режим, чтобы сделать прозрачным процесс проведения закупок и бюджеты заказчиков (на сегодняшний день в электронном формате проводились госзакупки лишь способом запроса ценовых предложений). В результате можно ожидать, что основной поток госзакупок пойдет через веб-портал «goszakup.gov.kz», разработанный Центром электронной коммерции по заказу Министерства финансов, выйти на который может любой поставщик. Портал предназначен не только для осуществления госзакупок, но и размещения информации о поставщиках и закупщиках.

Вместе с тем у биржи перед любым электронным порталом, даже при всех его системах защиты, есть техническое преимущество: у бирж существуют собственные технические центры, портал же хранит информацию на собственном сервере. К тому же портал, как правило, не гарантирует исполнения сделки ее участниками. Биржа перед участием в торгах проверяет поставщика вплоть до наличия заявленного товара, а также его финансовую состоятельность. «В случае необходимости биржа может запросить у поставщика дополнительные документы, например, авторизационное письмо от иностранного производителя с указанием компании-партнера на территории Казахстана. Бывали случаи, когда казахстанские поставщики на самом деле не являлись таковыми и не могли предоставить товар нужного качества, — рассказывает Юрий Лопаткин. — Биржа делает сделку прозрачной, проверяет “качество” поставщиков и проводит торги в быстром режиме в отличие от других способов государственных закупок, когда поставщики тратят время на сбор ненужных документов». В идеале, конечно же, надо дать право самим поставщикам товаров и услуг выбирать по своему усмотрению электронную площадку.

Меньше — не значит лучше

Можно согласиться с тем, что для нарождающегося казахстанского спот-рынка 14 товарных бирж все же много. Но, как нам представляется, нельзя прийти к качественному развитию биржевого рынка путем простого сокращения числа бирж.

В настоящее время казахстанские товарные биржи практикуют три вида торгов: голосовые (когда биржевые котировки читает вслух специалист биржи, затем открывается голосовой аукцион и заключается сделка), электронные (котировки выставляют в электронную торговую систему, которая сама подбирает контрпартнеров, исходя из цены и объема товара) и смешанные — голосовые и электронные. Большинство бирж применяют смешанные торги. Это финансово выгодно, зачем тратить деньги на современные биржевые и IT- технологии, если зарабатывать можно на госзакупках, фиксируя сделки на бирже, не делая капиталовложений в развитие бизнеса. Сокращение объема госзакупок приведет к тому, что торговля сфокусируется на наиболее крупных торговых площадках, часть из которых пойдет по пути развития электронных торгов, а часть так и останется на текущем техническом уровне, поскольку для развития нет должных оборотов.

«Государство, к сожалению, не оказывает должной поддержки биржам. Есть перечень товаров, обязательных для торговли через товарные биржи. Но на практике эта норма не работает, далеко не все производители указанных в перечне товаров торгуют через биржу. Рычагов воздействия на нарушителей нет, биржа не может постоянно обращаться с жалобами в прокуратуру, — отмечает г-н Лопаткин. — Хотя, например, в соседних России и Узбекистане к стимулированию поставщиков идти на биржу подключен Антимонопольный комитет. Там также есть обязательный перечень биржевых товаров, и, если они продаются не через биржу, закон наказывает производителей. У нас такой нормы нет. Зато есть минимальный перечень биржевых товаров, что практически прекращает государственные закупки товаров через товарные биржи».

Если к тому же Министерство индустрии и торговли отменит лицензирования товарных бирж, как этого боятся биржевики, на рынок может хлынуть поток непрофессионалов. В таком случае биржевой рынок рискует надолго остаться в нынешнем зачаточном состоянии.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом