Чужая мебель

Производство мебели в Казахстане растет, но пока еще не способно конкурировать с импортом

Чужая мебель

Несмотря на то что за последние несколько лет мебельная промышленность Казахстана выросла вдвое и занимает около 30% отечественного рынка, большей частью казахстанцы потребляют зарубежную продукцию, импорт которой растет с каждым годом.

Ветер с севера

Казахстанская мебельная промышленность работает в основном на внутренний казахстанский рынок, но и он заполняется в основном продукцией, поставляемой из России, Украины и Белоруссии. «Импортной продукции мы пока, конечно, проигрываем в ассортименте и отчасти в качестве,— рассказывает президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Михаил Глухов. — Технологии производства у нас еще не так хорошо развиты, как хотелось бы. Но мы добиваемся поддержки для казахстанских производителей. Сейчас для нас важно, чтобы возникли региональные мебельные кластеры — например, алматинский». На южную столицу приходится более 50 процентов всей производимой в стране мебели. Следом за Алматы идут Западно-Казахстанская, Павлодарская, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области.

Главным поставщиком этого товара длительного пользования на казахстанский рынок остается Россия. Даже несмотря на то что в 2013 году в РФ было отмечено снижение производства мебели, а экспорт российской мебельной продукции упал на 12,5%, в Казахстане этого не заметили. При этом казахстанские мебельщики пока и не помышляют о том, чтобы продавать свою продукцию в РФ: «На ежегодных выставках в Москве я видел один-два стенда казахстанских компаний, но, на мой взгляд, войти на этот рынок сложно,— делится наблюдениями руководитель компании “Экспортный отдел.KZ” Асет Оспанов. — Во-первых, “задавят” ценами, да и своих производителей в РФ более чем достаточно. И, что немаловажно, российский стиль работы с клиентом достаточно агрессивен, он отработан до мелочей, применяются разные технологии активных продаж, а мебельные компании вкладываются в развитие своих сотрудников, организовывают ежеквартальные тренинги, нанимают консалтинговые компании…» В общем, эксперты сходятся во мнении, что экспорт пока является непосильной задачей для казахстанской мебельной промышленности, да и на своей-то территории им бороться с россиянами непросто.

По мнению менеджера «Экспериментального завода №1», вступление Казахстана в ТС создало местным производителям большие проблемы: «Предприятия терпят убытки, связанные с экспортом дешевой, порой некачественной продукции. Крупные игроки вынуждены поднимать цены, чтобы получить хоть 1% прибыли, при этом перекупщики и мелкие производители, имеющие незначительные расходы, зарабатывают на некачественной продукции хорошую маржу»,— негодует мебельщик.

Впрочем, глава отраслевой ассоциации Михаил Глухов видит и плюсы от объединения с Россией и Белоруссией: «Для импортеров и экспортеров были созданы равные условия, у нас согласованы почти все позиции по пошлинам. Упрощены многие процедуры по торговле сырьем, а наши производители мебели мебельные плиты, например, большей частью закупают в странах ТС. Серый импорт мебели также удалось остановить благодаря созданию союза. В целом условия для работы предприятий мебельной промышленности сегодня благоприятные»,— констатирует г-н Глухов.

Поддержка не тех

Государственная поддержка для мебельного производства, о которой упоминал г-н Глухов, осуществляется, как правило, в форме требований о казсодержании при государственных закупках и тендерах нацкомпаний. Однако, по словам начальника коммерческого отдела ТОО «Экспериментальный завод № 1» Бориса Олло, такая помощь не всегда способствует развитию отрасли. Камень преткновения — это принципы функционирования системы закупок, в которой главным критерием является цена. «Представьте себе такую ситуацию: я — директор школы, я получил какую-то сумму на оснащение классов мебелью, я объявляю тендер,— приводит пример комментатор. — Мне поставляют мебель с гарантией один год, на нее есть вроде сертификаты, все документально верно, а я сэкономил деньги. Я — молодец! Но проходит полгода, и мебель начинает ломаться, а поставщик не отвечает на телефонные звонки, и что я делаю? Прикрывая себя, я выжидаю гарантийный год и на следующий запрашиваю еще сумму на оснащение других классов, заменяя сломанную мебель новой. Через три года таких приключений чиновники приходят к нам как к экспертам, чтобы оформить списание и подтвердить неисправность мебели. И опять ищут самого дешевого поставщика, опять поставщик испаряется… Где экономия? Более крупные игроки, которые своим качеством заработали себе имя, остаются за бортом, потому что не дают низкой цены! А более мелкие, не заботясь о качестве и расширении, получают поддержку государства».

С одной стороны, мебельная промышленность получает определенную помощь и стимул к развитию от государства, с другой — из-за несовершенства системы закупок и контроля над их результатами в этой сфере процветает коррупция. Крупные производители поставляют качественную, сертифицированную мебель с гарантией, но главным критерием при закупках является цена.

Тулпар Мансуров, менеджер ТОО «ЮСКО Мебель», одной из крупнейших компаний, специализирующихся на сегменте офисной мебели, подтверждает, что система госзакупок и тендеров нацкомпании, мягко говоря, несовершенна.

В целом понятно, что конкуренция на рынке усиливается, так что выживать будут зрелые компании, которые способны контролировать свои издержки. Мебельщиков поддерживают все не снижающиеся объемы вводимого ежегодно частного сектора, но по-настоящему свободно они вздохнут, только если в стране начнется очередной бум многоэтажного строительства. Если этого не случится, рост рынка скоро упрется в потолок.

Часть цепи

Мебельный рынок обладает рядом специфических особенностей. Он в большой степени зависит от общеэкономических показателей и в еще большей — от состояния строительной индустрии.

Отечественное производство мебели зависит от материалов, поставляемых из-за рубежа. Деревообрабатывающая промышленность Казахстана сравнительно невелика и с трудом может обеспечить мебельное производство необходимым сырьем: около 70% древесины, использующейся для мебельной промышленности, — импорт. Фурнитура для мебели в основном представлена немецкой, турецкой и китайской продукцией. Нередко мебельные компании в Казахстане занимаются отверточной сборкой готовых мебельных комплектов, поставляемых из других стран, и назвать их в полном смысле производителями нельзя.

Средний срок запуска новой серии изделия на крупных мебельных заводах может составить от 7 до 15 месяцев. Производство мебели, как правило, требует значительного запаса оборотных средств. При этом стоимость сырья и фурнитуры непосредственно влияет на цену конечной продукции. Фурнитура зачастую — это 10–20% от себестоимости мебели.

Специализация и индивидуальность

Казахстанский мебельный рынок не только растет, но и меняет свой облик в соответствии с новыми предпочтениями покупателей, считает директор одного из основных импортеров итальянской мебели на казахстанском рынке — салона «Акниет» Ирина Ким:

— Как вы оцениваете развитие мебельного рынка в Казахстане?

— Раньше большим спросом пользовались услуги по восстановлению мебели, сейчас потребитель обычно просто меняет старую мебель на новую. Перестали покупать мебель «на века». Ее рассматривают как составную часть стилевого решения интерьера, и подбор мебели осуществляется еще на стадии проекта.

— Какую долю рынка занимает казахстанская мебельная продукция? Как вы оцениваете ее качество?

— Рынок сейчас стремится к специализации. Производители стараются сосредоточиться на выпуске конкретного вида мебельной продукции. Это дает возможность сосредоточиться на качестве, эргономике, дизайне и т.д. Один из наиболее перспективных сегментов отечественного мебельного рынка — производство встроенной мебели, а также мебели из стекла, мягкой мебели и мебели для встроенного оборудования.

— С какими проблемами сталкивается сегодня мебельный рынок?

— Отсутствие профессиональных кадров. Существенно на потребительский спрос повлияла девальвация тенге. Это приводит к тому, что мебельные салоны обращаются к различным маркетинговым стратегиям: обещают бесплатную доставку и сборку мебели, консультации дизайнера, постпродажное гарантийное обслуживание.

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках