Конец монополии «Монополии»

Проникнутый реализмом казахстанский аналог «Монополии» обучит наш бизнес экономической географии и привьет стремление внедрять инновации, чтобы встретить 2017 год столичным «зеленым» предприятием

Конец монополии «Монополии»

Первую в Казахстане настольную экономическую игру разработала и запустила шымкентская ученая, 38-летний доктор экономических наук, профессор Алтын Есиркепова. Игру под названием «Кәсіпкер kz», знакомящую с азами ведения бизнеса, экономикой и географией страны, действующими госпрограммами по поддержке предпринимательства, можно использовать как в обучающих целях, так и для досуга. Весьма реалистично отражающая реалии казахстанского бизнеса, игра стимулирует делать вещи, пока нашему предпринимателю в массе не свойственные: реинвестировать прибыль в производство, внедрять инновации, создавать «зеленые» предприятия.

Что наша экономика? Игра!

Идея создания игры у Алтын Есиркеповой родилась несколько лет назад, когда она читала лекции по программе «Бизнес-советник» в районах Южно-Казахстанской области для начинающих предпринимателей. Тогда у нее появилась мысль преподнести основы экономики через игру: помимо увлекательности и большей доступности для обучающихся эта форма позволяет вырабатывать необходимое предпринимателям умение выстраивать тактику и стратегию.

К играм г-жа Есиркепова относится серьезно. Кроме того что она известный профессионал в своей сфере, она возглавляет НИИ проблем региональной экономики ЮКГУ им. М. Ауэзова, удостоена многочисленных наград и регалий, побеждала в различных конкурсах регионального и республиканского уровня, издала десятки монографий, учебных пособий и электронных учебников, запатентовала разработки. До научной карьеры она прославилась как титулованная шахматистка — мастер Международной шахматной федерации, девятикратная чемпионка Казахстана среди девушек и женщин, участница и победительница международных турниров, олимпиад, спартакиад, чемпионатов Азии и мира. Одно время Алтын Есиркепова входила в десятку сильнейших шахматисток планеты.

Сомнения, а примут ли, поймут ли, разделят ли ее ставку на новую игру, развеялись в 2012 году во время поездки в Израиль на семинар для женщин-предпринимателей, на котором использовались игры. «Тогда я подумала: если столь известные авторитетные тренеры используют эту форму, почему мне нельзя сделать то же,— вспоминает Алтын. — Уже по дороге домой я ехала с непоколебимой уверенностью, что создам игру. После того как оформилось общее видение игры, я начертила рукотворный вариант, сыграла несколько туров с домашними. Потом дело стало за финансированием, я подумывала о кредите. Но в этот момент как раз объявили о конкурсе инновационных проектов, я обратилась к координатору этой партнерской программы — в ТОО “Шымкент инновация”. Мой проект был одобрен региональным координационным советом ЮКО, и в декабре прошлого года я получила государственный грант в размере трех миллионов тенге на его реализацию».

Игра максимально реалистична

Путешествие из Алматы в Астану

Так как игра посвящена экономике Казахстана, игровым полем является карта республики, на которую нанесены все области, расположенные в них полезные ископаемые (автоматически игроки изучают географию республики и регионов) и отражающие специализацию регионов предприятия — их-то и нужно будет осваивать игрокам.

На карте также размещены отечественные курорты и кафе: в течение одного круга-пути игроки обязательно должны подкрепиться и отдохнуть — как же в Казахстане без этого. В противном случае придется заплатить 500 тысяч тенге за последствия голодания и столько же потратить на лекарства за перезагрузку и срыв нервов. Бизнес бизнесом, а обед и отдых у казахстанского бизнесмена должны проходить строго по расписанию.

В игре могут участвовать от двух до четырех человек, и они друг для друга — конкуренты: выигрывает тот, кто первый наберет необходимую сумму в 400 миллионов тенге для построения на финишной дороге в Астане (это завершающая точка) предприятия на принципах «зеленой» экономики. К примеру, это может быть завод по выпуску солнечных батарей или безотходное биотехнологическое производство. Их инвестиционный выбор стимулируется наибольшей доходностью — 30% в год, а также экологичностью — не загрязняя окружающую среду, они будут функционировать по принципу достижения полной гармонии с природой.

Материальные шансы для достижения цели у всех игроков равные: при входе каждому выдается по 200 млн тенге — четырьмя карточками номиналом в 50 миллионов (остальные средства разложены в госбюджете, хранилище и коммерческих банках, общая совокупность всей денежной массы игры — 2,8 млрд тенге).

В более выигрышном положении оказывается ходящий первым: им становится тот, кому выпадет наибольшее число при бросании игральных кубиков. Установив свою фишку в исходном пункте — Алматы, он снова бросает кубики и начинает движение в соответствии с выпавшим значением, а за ним — остальные игроки по очередности слева. При остановке фишки на поле, где указана фирма, игрок может купить ее, цена предприятий указана примерно в пределах реальных.

Один круг, в котором все игроки сделали свои ходы, считается кварталом. Четыре круга-оборота принимаются за год. После четырех оборотов игроки получают прибыль от собственных предприятий в размере 10% от их стоимости. И сразу же платят в государственный бюджет налоги — 10% от прибыли. Формирование у предпринимателей понимания необходимости следованить непреложному принципу «получил прибыль — заплати налог» разработчица игры считает чрезвычайно важным.

Если некоторые игроки вначале избегают инвестирования, то потом убеждаются в непреложном законе бизнеса: деньги должны работать, поэтому их лучше вкладывать, покупка будет приносить прибыль — как минимум 10% в год. В конце концов, предприятие в любой момент можно будет продать. Игроки могут покупать фирмы за рубежом в приграничных странах (в России, Китае, Узбекистане, Кыргызстане) — зарубежные активы приносят стабильный ежегодный доход в 20%. Но за их приобретение игрок расплачивается четырьмя пропущенными ходами.

Сначала нужно пройти таможню (кроме России — этим попутно пропагандируется выгодность Таможенного союза и подчеркивается сложность бизнес-процессов в соседних странах, с которыми таможенная граница осталась), потом после проверки документов зайти на территорию другой страны для покупки предприятия, потом — снова таможня и только на следующий ход — возвращение в Казахстан.

Предприятия в Астане игроки имеют право купить только по истечении трех лет (прохождения трех кругов) с начала игры. В этом ограничении, во-первых, заложена мысль о том, что большой капитал, как и опыт, приходит с годами. Во-вторых, по времени финал выпадает на 2017 год — это увязка с EXPO-2017.

Бизнес в игре, как и в жизни, не застрахован от непредсказуемых ситуаций. Эта неизбежность отражается при попадании на поле «Смена ситуации». Беря верхнюю карточку из колоды, игрок, а в случае смены ситуации для всех все игроки выполняют условия. А перемены предлагаются разные. К примеру, рост мировых цен на нефть, снижение банковских процентных ставок до 5%, субсидирование процентных ставок предприятиям металлургической промышленности по программе «Дорожная карта бизнеса-2020», возмещение затрат по выводу продукции на внешние рынки по программе «Экспортер-2020» и так далее. Активная представленность в этом сегменте мер по поддержке бизнеса со стороны государства сделана намеренно, чтобы начинающие предприниматели знали об их существовании и активнее ими пользовались.

«Игра “Ксіпкер kz” учит правильному ведению бизнеса,— резюмирует Алтын Есиркепова. — Помимо того что это доступный способ обучения экономике, она развивает предпринимательское логическое мышление, помогает закреплению знаний по географии и экономике регионов, учит мгновенной реакции на нестандартные ситуации, в том числе макроэкономические, этике бизнеса. Игроки узнают о действующей в Казахстане системе налогообложения и кредитования, государственных программах по поддержке бизнеса».

В общем, даже проигрышное инвестиционное путешествие из Алматы в Астану будет небесполезным: оно станет своего рода ликбезом для начинающего бизнесмена.

В отличие от «Монополии», наша игра, помимо развития бизнес-навыков, позволяет участникам узнать побольше о Казахстане, его географии, специфике регионов

Переходим на «Кәсіпкер kz»?

После презентации «Кәсіпкер kz» в Шымкенте ее стали сравнивать с «Монополией» и называть то аналогом, то казахстанской версией известной игры. «Конечно, мне как автору лестно упоминание и сравнение со всемирно известной игрой “Монополия”, которая является абсолютным лидером настольных игр,— отметила по этому поводу профессор Есиркепова. — Но на нее, равно как и на израильскую обучающую игру, я не ориентировалась. Да, это тоже настольная игра, и здесь тоже поле, игровые кубики, которые бросаешь и ходишь, но это атрибуты почти любой настольной игры. А вот цели, задачи и содержание у “Кәсіпкер kz” совершенно другие. В нашей игре главный акцент — образовательный, причем ведется обучение честному и этичному бизнесу. Она полностью привязана к Казахстану».

Оригинальность казахстанского продукта подтверждает и директор ТОО «Шымкент инновация» Абзал Дарибаев: «“Кәсіпкер kz” — это инновационный проект, такой познавательной игры нет ни в Казахстане, ни за рубежом. В отличие от “Монополии”, наша игра, помимо развития бизнес-навыков, позволяет участникам узнать побольше о Казахстане, его географии, специфике регионов в экономическом плане. Причем очень нестандартным способом. В этом отношении она представляет собой прекрасную образовательную игру с полезным и интересным способом донесения информации».

Г-н Дарибаев уверен, «Кәсіпкер kz» сможет закрепиться на отечественном рынке и получить популярность. А использовать игру можно как в учебных целях — для обучения учащихся старших классов школ, студентов колледжей и вузов, так и на досуге. По его признанию, собираясь с друзьями, он теперь предпочитает «Монополии» «Кәсіпкер kz».

В качестве учебной игры, применяемой на практических занятиях по экономике, и семейного объединяющего досуга видит предназначение «Кәсіпкер kz» и автор. Пока она сама занимается поштучной реализацией игры, планируя на начальном этапе выпускать до 200 экземпляров в месяц. Алтын Есиркепова надеется, что ее игра со временем покорит Казахстан и будет продаваться в книжных магазинах наряду и наравне с той же «Монополией».

Игра «Кәсіпкер kz», рассчитанная и на взрослую аудиторию, и на школьников, уже зарабатывает популярность. Есиркеповой звонят коллеги, преподаватели экономики, представители фирм, ученые не только из ЮКО, но и других регионов страны. Игра вызвала заинтересованность министра регионального развития РК Болата Жамишева: «Кәсіпкер kz» представили его вниманию во время недавней рабочей поездки в ЮКО. Возможно, одним интересом дело не ограничится.

Появление первой отечественной экономической игры воодушевленно оценил директор департамента развития человеческого капитала Национальной палаты предпринимателей РК в Астане Аскар Абубакиров, до этого работавший заместителем директора по социальным вопросам палаты предпринимателей ЮКО, кстати, определивший «Кәсіпкер kz» как казахстанскую игру в «Монополию».

«Одна из главных задач НПП — создание и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, вовлечение населения в создание новых видов бизнеса,— поделился он своим мнением с нашим изданием. — Для этого мы разработали первый в Казахстане бизнес-справочник “100 проектов для малого бизнеса” — своего рода готовые бизнес-планы малых проектов, где расписаны все технологии, маркетинг, финансы и условия поддержки со стороны государства. Отрадно, что разработанный специалистами из Южно-Казахстанской области новый формат игры также послужит новым инструментом вовлечения, особенно молодежи, в предпринимательство».

Главная цель игры — повышение предпринимательского, логического, аналитического мышления через имитацию экономической жизни в условиях Казахстана, приближенных к настоящим реалиям. Можно смело назвать эту игру одним из новых, креативных инструментов вовлечения населения в предпринимательство. Благодаря «Кәсіпкер kz» у нас будет расти количество казахстанцев, не просто желающих заниматься бизнесом, а уже имеющих определенные представления о том, как надо это делать».

Пока эксперты прочат «Кәсіпкер kz» большие перспективы, разработчица инновационной игры намерена ее запатентовать и зарегистрировать собственный товарный знак. В дальнейших планах экономиста — разработка адаптированных версий «Кәсіпкер kz»: облегченной для детей и усложненной для экономистов, а также аналогичных продуктов. Г-же Есиркеповой уже предложили создать нечто похожее для пропаганды туристических достопримечательностей Казахстана. В ТОО «Шымкент инновация» заверили, что готовы поддерживать автора первой казахстанской экономической игры в любых ее начинаниях.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности