Конец монополии «Монополии»

Проникнутый реализмом казахстанский аналог «Монополии» обучит наш бизнес экономической географии и привьет стремление внедрять инновации, чтобы встретить 2017 год столичным «зеленым» предприятием

Конец монополии «Монополии»

Первую в Казахстане настольную экономическую игру разработала и запустила шымкентская ученая, 38-летний доктор экономических наук, профессор Алтын Есиркепова. Игру под названием «Кәсіпкер kz», знакомящую с азами ведения бизнеса, экономикой и географией страны, действующими госпрограммами по поддержке предпринимательства, можно использовать как в обучающих целях, так и для досуга. Весьма реалистично отражающая реалии казахстанского бизнеса, игра стимулирует делать вещи, пока нашему предпринимателю в массе не свойственные: реинвестировать прибыль в производство, внедрять инновации, создавать «зеленые» предприятия.

Что наша экономика? Игра!

Идея создания игры у Алтын Есиркеповой родилась несколько лет назад, когда она читала лекции по программе «Бизнес-советник» в районах Южно-Казахстанской области для начинающих предпринимателей. Тогда у нее появилась мысль преподнести основы экономики через игру: помимо увлекательности и большей доступности для обучающихся эта форма позволяет вырабатывать необходимое предпринимателям умение выстраивать тактику и стратегию.

К играм г-жа Есиркепова относится серьезно. Кроме того что она известный профессионал в своей сфере, она возглавляет НИИ проблем региональной экономики ЮКГУ им. М. Ауэзова, удостоена многочисленных наград и регалий, побеждала в различных конкурсах регионального и республиканского уровня, издала десятки монографий, учебных пособий и электронных учебников, запатентовала разработки. До научной карьеры она прославилась как титулованная шахматистка — мастер Международной шахматной федерации, девятикратная чемпионка Казахстана среди девушек и женщин, участница и победительница международных турниров, олимпиад, спартакиад, чемпионатов Азии и мира. Одно время Алтын Есиркепова входила в десятку сильнейших шахматисток планеты.

Сомнения, а примут ли, поймут ли, разделят ли ее ставку на новую игру, развеялись в 2012 году во время поездки в Израиль на семинар для женщин-предпринимателей, на котором использовались игры. «Тогда я подумала: если столь известные авторитетные тренеры используют эту форму, почему мне нельзя сделать то же,— вспоминает Алтын. — Уже по дороге домой я ехала с непоколебимой уверенностью, что создам игру. После того как оформилось общее видение игры, я начертила рукотворный вариант, сыграла несколько туров с домашними. Потом дело стало за финансированием, я подумывала о кредите. Но в этот момент как раз объявили о конкурсе инновационных проектов, я обратилась к координатору этой партнерской программы — в ТОО “Шымкент инновация”. Мой проект был одобрен региональным координационным советом ЮКО, и в декабре прошлого года я получила государственный грант в размере трех миллионов тенге на его реализацию».

Игра максимально реалистична

Путешествие из Алматы в Астану

Так как игра посвящена экономике Казахстана, игровым полем является карта республики, на которую нанесены все области, расположенные в них полезные ископаемые (автоматически игроки изучают географию республики и регионов) и отражающие специализацию регионов предприятия — их-то и нужно будет осваивать игрокам.

На карте также размещены отечественные курорты и кафе: в течение одного круга-пути игроки обязательно должны подкрепиться и отдохнуть — как же в Казахстане без этого. В противном случае придется заплатить 500 тысяч тенге за последствия голодания и столько же потратить на лекарства за перезагрузку и срыв нервов. Бизнес бизнесом, а обед и отдых у казахстанского бизнесмена должны проходить строго по расписанию.

В игре могут участвовать от двух до четырех человек, и они друг для друга — конкуренты: выигрывает тот, кто первый наберет необходимую сумму в 400 миллионов тенге для построения на финишной дороге в Астане (это завершающая точка) предприятия на принципах «зеленой» экономики. К примеру, это может быть завод по выпуску солнечных батарей или безотходное биотехнологическое производство. Их инвестиционный выбор стимулируется наибольшей доходностью — 30% в год, а также экологичностью — не загрязняя окружающую среду, они будут функционировать по принципу достижения полной гармонии с природой.

Материальные шансы для достижения цели у всех игроков равные: при входе каждому выдается по 200 млн тенге — четырьмя карточками номиналом в 50 миллионов (остальные средства разложены в госбюджете, хранилище и коммерческих банках, общая совокупность всей денежной массы игры — 2,8 млрд тенге).

В более выигрышном положении оказывается ходящий первым: им становится тот, кому выпадет наибольшее число при бросании игральных кубиков. Установив свою фишку в исходном пункте — Алматы, он снова бросает кубики и начинает движение в соответствии с выпавшим значением, а за ним — остальные игроки по очередности слева. При остановке фишки на поле, где указана фирма, игрок может купить ее, цена предприятий указана примерно в пределах реальных.

Один круг, в котором все игроки сделали свои ходы, считается кварталом. Четыре круга-оборота принимаются за год. После четырех оборотов игроки получают прибыль от собственных предприятий в размере 10% от их стоимости. И сразу же платят в государственный бюджет налоги — 10% от прибыли. Формирование у предпринимателей понимания необходимости следованить непреложному принципу «получил прибыль — заплати налог» разработчица игры считает чрезвычайно важным.

Если некоторые игроки вначале избегают инвестирования, то потом убеждаются в непреложном законе бизнеса: деньги должны работать, поэтому их лучше вкладывать, покупка будет приносить прибыль — как минимум 10% в год. В конце концов, предприятие в любой момент можно будет продать. Игроки могут покупать фирмы за рубежом в приграничных странах (в России, Китае, Узбекистане, Кыргызстане) — зарубежные активы приносят стабильный ежегодный доход в 20%. Но за их приобретение игрок расплачивается четырьмя пропущенными ходами.

Сначала нужно пройти таможню (кроме России — этим попутно пропагандируется выгодность Таможенного союза и подчеркивается сложность бизнес-процессов в соседних странах, с которыми таможенная граница осталась), потом после проверки документов зайти на территорию другой страны для покупки предприятия, потом — снова таможня и только на следующий ход — возвращение в Казахстан.

Предприятия в Астане игроки имеют право купить только по истечении трех лет (прохождения трех кругов) с начала игры. В этом ограничении, во-первых, заложена мысль о том, что большой капитал, как и опыт, приходит с годами. Во-вторых, по времени финал выпадает на 2017 год — это увязка с EXPO-2017.

Бизнес в игре, как и в жизни, не застрахован от непредсказуемых ситуаций. Эта неизбежность отражается при попадании на поле «Смена ситуации». Беря верхнюю карточку из колоды, игрок, а в случае смены ситуации для всех все игроки выполняют условия. А перемены предлагаются разные. К примеру, рост мировых цен на нефть, снижение банковских процентных ставок до 5%, субсидирование процентных ставок предприятиям металлургической промышленности по программе «Дорожная карта бизнеса-2020», возмещение затрат по выводу продукции на внешние рынки по программе «Экспортер-2020» и так далее. Активная представленность в этом сегменте мер по поддержке бизнеса со стороны государства сделана намеренно, чтобы начинающие предприниматели знали об их существовании и активнее ими пользовались.

«Игра “Ксіпкер kz” учит правильному ведению бизнеса,— резюмирует Алтын Есиркепова. — Помимо того что это доступный способ обучения экономике, она развивает предпринимательское логическое мышление, помогает закреплению знаний по географии и экономике регионов, учит мгновенной реакции на нестандартные ситуации, в том числе макроэкономические, этике бизнеса. Игроки узнают о действующей в Казахстане системе налогообложения и кредитования, государственных программах по поддержке бизнеса».

В общем, даже проигрышное инвестиционное путешествие из Алматы в Астану будет небесполезным: оно станет своего рода ликбезом для начинающего бизнесмена.

В отличие от «Монополии», наша игра, помимо развития бизнес-навыков, позволяет участникам узнать побольше о Казахстане, его географии, специфике регионов

Переходим на «Кәсіпкер kz»?

После презентации «Кәсіпкер kz» в Шымкенте ее стали сравнивать с «Монополией» и называть то аналогом, то казахстанской версией известной игры. «Конечно, мне как автору лестно упоминание и сравнение со всемирно известной игрой “Монополия”, которая является абсолютным лидером настольных игр,— отметила по этому поводу профессор Есиркепова. — Но на нее, равно как и на израильскую обучающую игру, я не ориентировалась. Да, это тоже настольная игра, и здесь тоже поле, игровые кубики, которые бросаешь и ходишь, но это атрибуты почти любой настольной игры. А вот цели, задачи и содержание у “Кәсіпкер kz” совершенно другие. В нашей игре главный акцент — образовательный, причем ведется обучение честному и этичному бизнесу. Она полностью привязана к Казахстану».

Оригинальность казахстанского продукта подтверждает и директор ТОО «Шымкент инновация» Абзал Дарибаев: «“Кәсіпкер kz” — это инновационный проект, такой познавательной игры нет ни в Казахстане, ни за рубежом. В отличие от “Монополии”, наша игра, помимо развития бизнес-навыков, позволяет участникам узнать побольше о Казахстане, его географии, специфике регионов в экономическом плане. Причем очень нестандартным способом. В этом отношении она представляет собой прекрасную образовательную игру с полезным и интересным способом донесения информации».

Г-н Дарибаев уверен, «Кәсіпкер kz» сможет закрепиться на отечественном рынке и получить популярность. А использовать игру можно как в учебных целях — для обучения учащихся старших классов школ, студентов колледжей и вузов, так и на досуге. По его признанию, собираясь с друзьями, он теперь предпочитает «Монополии» «Кәсіпкер kz».

В качестве учебной игры, применяемой на практических занятиях по экономике, и семейного объединяющего досуга видит предназначение «Кәсіпкер kz» и автор. Пока она сама занимается поштучной реализацией игры, планируя на начальном этапе выпускать до 200 экземпляров в месяц. Алтын Есиркепова надеется, что ее игра со временем покорит Казахстан и будет продаваться в книжных магазинах наряду и наравне с той же «Монополией».

Игра «Кәсіпкер kz», рассчитанная и на взрослую аудиторию, и на школьников, уже зарабатывает популярность. Есиркеповой звонят коллеги, преподаватели экономики, представители фирм, ученые не только из ЮКО, но и других регионов страны. Игра вызвала заинтересованность министра регионального развития РК Болата Жамишева: «Кәсіпкер kz» представили его вниманию во время недавней рабочей поездки в ЮКО. Возможно, одним интересом дело не ограничится.

Появление первой отечественной экономической игры воодушевленно оценил директор департамента развития человеческого капитала Национальной палаты предпринимателей РК в Астане Аскар Абубакиров, до этого работавший заместителем директора по социальным вопросам палаты предпринимателей ЮКО, кстати, определивший «Кәсіпкер kz» как казахстанскую игру в «Монополию».

«Одна из главных задач НПП — создание и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, вовлечение населения в создание новых видов бизнеса,— поделился он своим мнением с нашим изданием. — Для этого мы разработали первый в Казахстане бизнес-справочник “100 проектов для малого бизнеса” — своего рода готовые бизнес-планы малых проектов, где расписаны все технологии, маркетинг, финансы и условия поддержки со стороны государства. Отрадно, что разработанный специалистами из Южно-Казахстанской области новый формат игры также послужит новым инструментом вовлечения, особенно молодежи, в предпринимательство».

Главная цель игры — повышение предпринимательского, логического, аналитического мышления через имитацию экономической жизни в условиях Казахстана, приближенных к настоящим реалиям. Можно смело назвать эту игру одним из новых, креативных инструментов вовлечения населения в предпринимательство. Благодаря «Кәсіпкер kz» у нас будет расти количество казахстанцев, не просто желающих заниматься бизнесом, а уже имеющих определенные представления о том, как надо это делать».

Пока эксперты прочат «Кәсіпкер kz» большие перспективы, разработчица инновационной игры намерена ее запатентовать и зарегистрировать собственный товарный знак. В дальнейших планах экономиста — разработка адаптированных версий «Кәсіпкер kz»: облегченной для детей и усложненной для экономистов, а также аналогичных продуктов. Г-же Есиркеповой уже предложили создать нечто похожее для пропаганды туристических достопримечательностей Казахстана. В ТОО «Шымкент инновация» заверили, что готовы поддерживать автора первой казахстанской экономической игры в любых ее начинаниях.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее