Красочный мир

Казахстанские производители лакокрасочных материалов отмечают стабильный рост спроса на свою продукцию

Красочный мир

Мировая тенденция сейчас такова, что традиционные, сформировавшиеся рынки ЛКМ растут медленно, а вот рынки развивающихся стран показывают заметный рост. И Казахстан здесь не исключение. Хотя в определенной мере этому способствуют невысокие базовые показатели.

Красить будем

Потребление краски на душу населения в Казахстане, по оценке участников рынка, около 4–5 литров в год (речь идет о декоративных и общестроительных материалах). Для сравнения, западноевропейский показатель — до 20 литров в год на человека. «Если говорить о росте рынка в РК, то темпы тут действительно быстрее, нежели в Европе и даже в России. Это объясняется низким насыщением, ведь на данный момент потребление архитектурных ЛКМ на человека в Казахстане значительно ниже потребления в России и странах Европы»,— говорит Оксана Кузнецова, директор бренда лакокрасочной продукции Alina Paint, оценивая рост объема рынка архитектурных лакокрасочных покрытий РК в среднем на 12% в год.

В числе крупных производителей лакокрасочной продукции в РК — Alina Paint, Gaudi, Радуга, Kaizer, в целом же производством ЛКМ занимается несколько десятков компаний. Небольшие казахстанские производители лакокрасочных материалов зачастую нацелены в первую очередь на работу со своим, региональным, рынком. Например, карагандинский завод строительных материалов «Скиф» производит продукцию из расчета на покупателей преимущественно Карагандинского и Акмолинского регионов. Несмотря на довольно высокую конкуренцию на рынке, ежегодно в Казахстане появляются новые предприятия — производители ЛКМ. Правда, как отметила представитель завода строительных материалов «Скиф» Назира Садыкова, не стоит забывать о числе предприятий, которые после непродолжительного существования прекращали свою деятельность.

Помимо казахстанских производителей активно работают на казахстанском рынке и зарубежные компании, в лидерах — Sniezka и Tikkurila. Но объемы импорта лакокрасочных материалов понемногу начинают сокращаться, поскольку собственный производитель удовлетворяет все больше запросов казахстанских потребителей. «На сегодняшний день основными поставщиками ЛКМ для РК являются Россия, Германия, Финляндия и Дания. Но так как импортируемая продукция дорогая, то объемы импорта сокращаются. Если рассматривать только водно-дисперсионные ЛКМ, то импорт составляет около 50%»,— так оценивает ситуацию с импортом генеральный директор Gaudi Paint Толеген Аршабаев, а исполнительный директор этой же компании Жаксылык Курманалин отмечает: «Дорогая краска импортируется не потому, что в РК ее не производят, а потому, что потребители все еще сомневаются, что в Казахстане может производиться качественная, дорогая краска. Если говорить относительно импорта дешевой краски, то казахстанские производители в силу малого объема рынка не могут производить дешевую краску настолько дешево, как это делается в России и в Китае. Тем не менее рынок ЛКМ в РК конкурентен в достаточной степени, чтобы клиент мог получить качественный продукт за адекватную цену. Конкуренция особенно выросла за последние пять-шесть лет, и со вступлением РК в Таможенный союз конкуренция только обострилась и, по нашим наблюдениям, продолжает обостряться».

Фото: Азиз Мамиров

Пользы для

Основные тенденции растущего потребительского спроса на лакокрасочные материалы, отмечают участники рынка, следующие: покупатели все чаще отдают предпочтение продукции более высокого качества и все больше интересуются экологичными и безопасными красками на водной основе. «Одной из ярких тенденций является расширение доли лакокрасочной продукции на водной основе, и в особенности это относится к категории эмалей. Данный тренд объясняется повышенными требованиями покупателей к экологичности продуктов. Этот вопрос стоит остро: все чаще краски, эмали, лаки, изготовленные из экологически небезопасных материалов, являются причиной различных заболеваний, и в особенности страдают дети»,— отмечает г-жа Кузнецова. По мнению исполнительного директора Gaudi Paint Жаксылыка Курманалина, спрос на экологически чистые материалы растет, в том числе и по причине растущего уровня качества жизни в целом. Стоит отметить, что в мировом масштабе в структуре потребления архитектурных ЛКМ доля водорастворимых красок — порядка 80%.

При этом Оксана Кузнецова не скрывает: «Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда производители, пробивающиеся в низкий ценовой сегмент, стремятся обеспечить низкую цену, жертвуя качеством. И мы, и наши крупные конкуренты, естественно, готовы бороться за рынок — но не ценой здоровья потребителя. А вот мелкие компании, порой и вовсе однодневки, как казахстанские, так и из других стран СНГ, такими вещами, к сожалению, нередко не озабочены. У фирм-однодневок ни о какой экологичности и безопасности и речи быть не может». В соседней России крупные производители для борьбы с товаром плохого качества создали Ассоциацию качества краски. В Казахстане, считает г-н Аршабаев, создание подобной ассоциации большого смысла не имеет: обеспечить эту функцию может и недавно созданное Агентство по защите прав потребителей, и правильнее было бы говорить о личной социальной ответственности каждого из представителей рынка ЛКМ.

Покупатели все чаще предпочитают товары из среднего ценового сегмента, а не из низкого. Производители ЛКМ эту тенденцию объясняют тем, что потребитель начал понимать: краска нужна не только для красоты. «Заблуждение, что краска — необязательное украшение и, например, после белой шпатлевки стены красить вовсе не обязательно, бытовало много лет. Сегодня потребитель грамотнее, и уже понимает, что в первую очередь качественная краска — это защитный слой поверхности. Если краска некачественная и подобную защиту поверхности не гарантирует, то следующий ремонт не только потребуется значительно раньше, но и может оказаться гораздо более серьезным — например, придется не просто перекрасить стены, но и заново все оштукатурить»,— объясняет Оксана Кузнецова. Практически все крупные казахстанские производители ЛКМ значительно расширили портфель в категории декоративных штукатурок и красок за счет того, что спрос в этом сегменте рынка растет и потребителю нужно дать возможность проявить индивидуальность.

Участники рынка отмечают, что не вполне корректно ставить знак равенства между экологической безопасностью продукта и более высокой ценой, настаивая на том, что экологичность — это сегодня обязательный фактор для серьезного производителя и обеспечивается он в первую очередь инновациями и качественной работой исследовательских лабораторий компании. Но при этом генеральный директор Gaudi Paint все же уверен: качественная, безопасная, а главное, долговечная краска не может быть дешевой.

Фото: Азиз Мамиров

Премиум класс тоже для нас

Анализируя свои продажи, в Gaudi Paint готовы утверждать: можно сказать, что объем рынка качественных ЛКМ не такой уж и маленький. Структура продаж именно этой компании выглядит следующим образом: дешевые ЛКМ составляют около 40% продаж, ЛКМ высокого качества в среднем ценовом диапазоне составляют около 30% продаж и остальные 30% занимают лакокрасочные материалы высокого качества и высшей ценовой категории. Правда, несмотря на то что, по собственным оценкам компании, ТОО «Smash LTD» с торговой маркой Gaudi Paint имеет свыше 10% рынка ЛКМ в Казахстане, проецировать эти данные на весь рынок нельзя. Причина в том, что довольно много небольших казахстанских производителей изначально ориентированы на дешевую и менее качественную краску. «В целом рост спроса в дорогом сегменте зависит от основных двух показателей: во-первых, это осознание действующих потребителей ЛКМ, что в Казахстане тоже производится качественная, дорогая лакокрасочная продукция, которая не уступает импортным аналогам. Во-вторых — рост благосостояния населения Казахстана, особенно в регионах Алматы и Астаны на сегодняшний день являются основными (чуть ли не единственными) потребителями дорогой лакокрасочной продукции. Если поднять уровень благосостояния в регионах, то там есть очень хороший потенциал для роста продаж более качественной и дорогой продукции»,— считает г-н Курманалин.

Каналы реализации лакокрасочной продукции в РК — от фирменных магазинов компаний-производителей, крупных строительных магазинов (в том числе и сетевых), интернет-магазинов и региональных дилеров до строительных рынков. Причем на последние приходится до 70% продаж ЛКМ в Казахстане. Такие цифры озвучивают игроки, отмечая, что население до сих пор уверено: на базаре дешевле, хотя именно там производитель никак не может контролировать цены на свою продукцию. Тем не менее, по предположениям казахстанских производителей, уже в ближайшие 3–4 года ситуация с форматами торговли изменится, и основная часть продаж будет приходиться на большие строительные супермаркеты. Если говорить об экспорте, то он понемногу растет, и крупные казахстанские производители планируют увеличивать экспортные объемы. Хотя в Gaudi Paint, например, отмечают определенные сложности в этом вопросе. «В ближайшие страны — Китай, Россию — сложно экспортировать, потому что у них рынок куда более развит, чем у нас, и конкуренция там сильная. В Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан сложно экспортировать, поскольку наша продукция для их рынка является дорогой. На сегодня мы имели не очень хороший опыт продаж в Кыргызстане. Но в прошлом году начали пробный экспорт в Россию. Думаем, там хорошие перспективы, несмотря на все трудности»,— комментирует ситуацию с экспортными продажами исполнительный директор Gaudi Paint.

Рост спроса на прогрессивные и экологичные лакокрасочные материалы будет способствовать тому, что лидеры рынка станут чаще использовать инновационные решения при производстве и выводить на рынок новинки. «Мы уже вывели на рынок такие новинки, как инновационная краска, розовая при нанесении и белоснежная при высыхании, что позволяет избежать «непрокрасов», или новая матовая эмаль на водной основе, безопасная и неаллергенная, специально для экономсегмента. Планируется выпуск серии атласных красок для сегмента премиум и расширение линейки декоративных красок и эмалей»,— говорит г-жа Кузнецова. «Наша компания намерена расширить ассортимент продукции, выпустив к 15-летию 2 вида интерьерной краски. Также планируется выпуск санирующего материала и двух новинок, не имеющих аналога среди казахстанских производителей»,— поделился планами коммерческий директор Gaudi Paint Алибек Джандарбеков.

Растущий рынок ЛКМ В Казахстане, несмотря на уже существующую на нем конкуренцию, все еще выглядит достаточно привлекательно для новых игроков. Но, как предполагают старожилы рынка, новички будут успешно развиваться, только если они предложат рынку что-то новое.

Азия красит

По прогнозам аналитиков Global Industry Analysts Inc., подъем глобального рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) продлится до 2017 года — его емкость к этому времени составит порядка 8,7 млрд литров, или 107 млрд долларов в стоимостном выражении. На рост производства лакокрасочных материалов до 2017 года будут влиять многие обстоятельства: развитие строительной индустрии, увеличение конкуренции, появление уникальных рецептур, технологий и разработок.

Лидером по потреблению, согласно прогнозам, станет Азиатско-Тихоокеанский регион (в первую очередь Китай, Индия и Индонезия) и уже за ними будут следовать Европа и США.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так