Красочный мир

Казахстанские производители лакокрасочных материалов отмечают стабильный рост спроса на свою продукцию

Красочный мир

Мировая тенденция сейчас такова, что традиционные, сформировавшиеся рынки ЛКМ растут медленно, а вот рынки развивающихся стран показывают заметный рост. И Казахстан здесь не исключение. Хотя в определенной мере этому способствуют невысокие базовые показатели.

Красить будем

Потребление краски на душу населения в Казахстане, по оценке участников рынка, около 4–5 литров в год (речь идет о декоративных и общестроительных материалах). Для сравнения, западноевропейский показатель — до 20 литров в год на человека. «Если говорить о росте рынка в РК, то темпы тут действительно быстрее, нежели в Европе и даже в России. Это объясняется низким насыщением, ведь на данный момент потребление архитектурных ЛКМ на человека в Казахстане значительно ниже потребления в России и странах Европы»,— говорит Оксана Кузнецова, директор бренда лакокрасочной продукции Alina Paint, оценивая рост объема рынка архитектурных лакокрасочных покрытий РК в среднем на 12% в год.

В числе крупных производителей лакокрасочной продукции в РК — Alina Paint, Gaudi, Радуга, Kaizer, в целом же производством ЛКМ занимается несколько десятков компаний. Небольшие казахстанские производители лакокрасочных материалов зачастую нацелены в первую очередь на работу со своим, региональным, рынком. Например, карагандинский завод строительных материалов «Скиф» производит продукцию из расчета на покупателей преимущественно Карагандинского и Акмолинского регионов. Несмотря на довольно высокую конкуренцию на рынке, ежегодно в Казахстане появляются новые предприятия — производители ЛКМ. Правда, как отметила представитель завода строительных материалов «Скиф» Назира Садыкова, не стоит забывать о числе предприятий, которые после непродолжительного существования прекращали свою деятельность.

Помимо казахстанских производителей активно работают на казахстанском рынке и зарубежные компании, в лидерах — Sniezka и Tikkurila. Но объемы импорта лакокрасочных материалов понемногу начинают сокращаться, поскольку собственный производитель удовлетворяет все больше запросов казахстанских потребителей. «На сегодняшний день основными поставщиками ЛКМ для РК являются Россия, Германия, Финляндия и Дания. Но так как импортируемая продукция дорогая, то объемы импорта сокращаются. Если рассматривать только водно-дисперсионные ЛКМ, то импорт составляет около 50%»,— так оценивает ситуацию с импортом генеральный директор Gaudi Paint Толеген Аршабаев, а исполнительный директор этой же компании Жаксылык Курманалин отмечает: «Дорогая краска импортируется не потому, что в РК ее не производят, а потому, что потребители все еще сомневаются, что в Казахстане может производиться качественная, дорогая краска. Если говорить относительно импорта дешевой краски, то казахстанские производители в силу малого объема рынка не могут производить дешевую краску настолько дешево, как это делается в России и в Китае. Тем не менее рынок ЛКМ в РК конкурентен в достаточной степени, чтобы клиент мог получить качественный продукт за адекватную цену. Конкуренция особенно выросла за последние пять-шесть лет, и со вступлением РК в Таможенный союз конкуренция только обострилась и, по нашим наблюдениям, продолжает обостряться».

Фото: Азиз Мамиров

Пользы для

Основные тенденции растущего потребительского спроса на лакокрасочные материалы, отмечают участники рынка, следующие: покупатели все чаще отдают предпочтение продукции более высокого качества и все больше интересуются экологичными и безопасными красками на водной основе. «Одной из ярких тенденций является расширение доли лакокрасочной продукции на водной основе, и в особенности это относится к категории эмалей. Данный тренд объясняется повышенными требованиями покупателей к экологичности продуктов. Этот вопрос стоит остро: все чаще краски, эмали, лаки, изготовленные из экологически небезопасных материалов, являются причиной различных заболеваний, и в особенности страдают дети»,— отмечает г-жа Кузнецова. По мнению исполнительного директора Gaudi Paint Жаксылыка Курманалина, спрос на экологически чистые материалы растет, в том числе и по причине растущего уровня качества жизни в целом. Стоит отметить, что в мировом масштабе в структуре потребления архитектурных ЛКМ доля водорастворимых красок — порядка 80%.

При этом Оксана Кузнецова не скрывает: «Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда производители, пробивающиеся в низкий ценовой сегмент, стремятся обеспечить низкую цену, жертвуя качеством. И мы, и наши крупные конкуренты, естественно, готовы бороться за рынок — но не ценой здоровья потребителя. А вот мелкие компании, порой и вовсе однодневки, как казахстанские, так и из других стран СНГ, такими вещами, к сожалению, нередко не озабочены. У фирм-однодневок ни о какой экологичности и безопасности и речи быть не может». В соседней России крупные производители для борьбы с товаром плохого качества создали Ассоциацию качества краски. В Казахстане, считает г-н Аршабаев, создание подобной ассоциации большого смысла не имеет: обеспечить эту функцию может и недавно созданное Агентство по защите прав потребителей, и правильнее было бы говорить о личной социальной ответственности каждого из представителей рынка ЛКМ.

Покупатели все чаще предпочитают товары из среднего ценового сегмента, а не из низкого. Производители ЛКМ эту тенденцию объясняют тем, что потребитель начал понимать: краска нужна не только для красоты. «Заблуждение, что краска — необязательное украшение и, например, после белой шпатлевки стены красить вовсе не обязательно, бытовало много лет. Сегодня потребитель грамотнее, и уже понимает, что в первую очередь качественная краска — это защитный слой поверхности. Если краска некачественная и подобную защиту поверхности не гарантирует, то следующий ремонт не только потребуется значительно раньше, но и может оказаться гораздо более серьезным — например, придется не просто перекрасить стены, но и заново все оштукатурить»,— объясняет Оксана Кузнецова. Практически все крупные казахстанские производители ЛКМ значительно расширили портфель в категории декоративных штукатурок и красок за счет того, что спрос в этом сегменте рынка растет и потребителю нужно дать возможность проявить индивидуальность.

Участники рынка отмечают, что не вполне корректно ставить знак равенства между экологической безопасностью продукта и более высокой ценой, настаивая на том, что экологичность — это сегодня обязательный фактор для серьезного производителя и обеспечивается он в первую очередь инновациями и качественной работой исследовательских лабораторий компании. Но при этом генеральный директор Gaudi Paint все же уверен: качественная, безопасная, а главное, долговечная краска не может быть дешевой.

Фото: Азиз Мамиров

Премиум класс тоже для нас

Анализируя свои продажи, в Gaudi Paint готовы утверждать: можно сказать, что объем рынка качественных ЛКМ не такой уж и маленький. Структура продаж именно этой компании выглядит следующим образом: дешевые ЛКМ составляют около 40% продаж, ЛКМ высокого качества в среднем ценовом диапазоне составляют около 30% продаж и остальные 30% занимают лакокрасочные материалы высокого качества и высшей ценовой категории. Правда, несмотря на то что, по собственным оценкам компании, ТОО «Smash LTD» с торговой маркой Gaudi Paint имеет свыше 10% рынка ЛКМ в Казахстане, проецировать эти данные на весь рынок нельзя. Причина в том, что довольно много небольших казахстанских производителей изначально ориентированы на дешевую и менее качественную краску. «В целом рост спроса в дорогом сегменте зависит от основных двух показателей: во-первых, это осознание действующих потребителей ЛКМ, что в Казахстане тоже производится качественная, дорогая лакокрасочная продукция, которая не уступает импортным аналогам. Во-вторых — рост благосостояния населения Казахстана, особенно в регионах Алматы и Астаны на сегодняшний день являются основными (чуть ли не единственными) потребителями дорогой лакокрасочной продукции. Если поднять уровень благосостояния в регионах, то там есть очень хороший потенциал для роста продаж более качественной и дорогой продукции»,— считает г-н Курманалин.

Каналы реализации лакокрасочной продукции в РК — от фирменных магазинов компаний-производителей, крупных строительных магазинов (в том числе и сетевых), интернет-магазинов и региональных дилеров до строительных рынков. Причем на последние приходится до 70% продаж ЛКМ в Казахстане. Такие цифры озвучивают игроки, отмечая, что население до сих пор уверено: на базаре дешевле, хотя именно там производитель никак не может контролировать цены на свою продукцию. Тем не менее, по предположениям казахстанских производителей, уже в ближайшие 3–4 года ситуация с форматами торговли изменится, и основная часть продаж будет приходиться на большие строительные супермаркеты. Если говорить об экспорте, то он понемногу растет, и крупные казахстанские производители планируют увеличивать экспортные объемы. Хотя в Gaudi Paint, например, отмечают определенные сложности в этом вопросе. «В ближайшие страны — Китай, Россию — сложно экспортировать, потому что у них рынок куда более развит, чем у нас, и конкуренция там сильная. В Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан сложно экспортировать, поскольку наша продукция для их рынка является дорогой. На сегодня мы имели не очень хороший опыт продаж в Кыргызстане. Но в прошлом году начали пробный экспорт в Россию. Думаем, там хорошие перспективы, несмотря на все трудности»,— комментирует ситуацию с экспортными продажами исполнительный директор Gaudi Paint.

Рост спроса на прогрессивные и экологичные лакокрасочные материалы будет способствовать тому, что лидеры рынка станут чаще использовать инновационные решения при производстве и выводить на рынок новинки. «Мы уже вывели на рынок такие новинки, как инновационная краска, розовая при нанесении и белоснежная при высыхании, что позволяет избежать «непрокрасов», или новая матовая эмаль на водной основе, безопасная и неаллергенная, специально для экономсегмента. Планируется выпуск серии атласных красок для сегмента премиум и расширение линейки декоративных красок и эмалей»,— говорит г-жа Кузнецова. «Наша компания намерена расширить ассортимент продукции, выпустив к 15-летию 2 вида интерьерной краски. Также планируется выпуск санирующего материала и двух новинок, не имеющих аналога среди казахстанских производителей»,— поделился планами коммерческий директор Gaudi Paint Алибек Джандарбеков.

Растущий рынок ЛКМ В Казахстане, несмотря на уже существующую на нем конкуренцию, все еще выглядит достаточно привлекательно для новых игроков. Но, как предполагают старожилы рынка, новички будут успешно развиваться, только если они предложат рынку что-то новое.

Азия красит

По прогнозам аналитиков Global Industry Analysts Inc., подъем глобального рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) продлится до 2017 года — его емкость к этому времени составит порядка 8,7 млрд литров, или 107 млрд долларов в стоимостном выражении. На рост производства лакокрасочных материалов до 2017 года будут влиять многие обстоятельства: развитие строительной индустрии, увеличение конкуренции, появление уникальных рецептур, технологий и разработок.

Лидером по потреблению, согласно прогнозам, станет Азиатско-Тихоокеанский регион (в первую очередь Китай, Индия и Индонезия) и уже за ними будут следовать Европа и США.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности