На 50 процентов готово

Подготовка молодых кинематографистов должна учитывать проблемы отечественной кинореальности

На 50 процентов готово

Для того чтобы казахская киноиндустрия развивалась успешно и приносила доходы, необходимо решить проблемы, связанные с законодательством в сфере кино, с подготовкой кадров, с созданием центра дистрибуции и с поддержкой отечественного проката, а также с созданием рынков сбыта кинопродукции.

Наши киношколы

Бауржан Шукенов, директор киноцентра «Арман», полагает, что в Казахстане на сегодня достаточно учебных заведений, готовящих кадры для кино, причем речь идет как о среднем, так и о высшем кинематографическом образовании. Но нет институтов, ни государственных, ни частных, которые занималась бы дебютным кино. Кино — это сфера, где без достаточных финансов ничего не сделаешь, и молодым выпускникам трудно справиться с этой задачей в одиночку. Многие разочаровываются и уходят из профессии, так и не проявив свои таланты. Поэтому или выпускающий вуз, или государство путем создания специальных фондов или каким-то другим образом должны помогать дебютантам.

Он также подчеркнул, что кинематограф интересен, когда в нем творят индивидуальности, со своим стилем, со своим особым видением, подходом. Процесс формирования таких творческих личностей должен быть бережным и аккуратным. У нас есть такие личности в кинематографе — как среди режиссеров, продюсеров, операторов, так и среди актеров. Многие из них преподают в школах кино. Но главное — осуществить передачу своих знаний, своего опыта, профессиональных секретов своим ученикам. Часто говорят, правда, что те времена, когда ходили в кино только на имя, на личность актера, уже прошли — в связи с прогрессом технологий и сильной конкуренцией между кино и другими аудиовизуальными средствами развлечения. Но в действительности без мастерства в кино делать нечего, особенно если речь идет о небольших бюджетах.

Кроме того, необходимы профессиональные менеджеры кино, которых у нас практически не готовят, хорошо знающих всю цепочку создания фильма от сценария до его выпуска. То есть нам нужно создавать класс продюсеров. «На сегодня имеются отдельные успешные продюсеры, которые хорошо знают весь процесс, от замысла фильма до его продвижения и продажи на мировых рынках; например, к таким продюсерам можно отнести Гульнар Сарсенову. Но в целом школа продюсеров в нашей киноиндустрии еще не сформирована»,— делится своим мнением г-н Шукенов.

Cледовательно, обучение специалистов кино не должно быть оторванным от реальности, которая их ждет после выпуска из вуза. Время, в котором им предстоит творить, требует, чтобы они владели не только азами своей профессии, но и понимали бизнес-процессы кинопроизводства, а также знали современное состояние казахстанского кино. Это очень интересная и сложная профессия. Слова мастера Андрея Эшпая подтверждают вышесказанное: «В профессии кинорежиссера заранее всегда сложно и опасно делать прогнозы, слишком непредсказуема эта профессия, она связана с таким огромным количеством объективных факторов, что порой отдельная личность не в состоянии преодолеть эти барьеры. Но при этом я могу сказать, что у меня в группе есть замечательные ребята. Должен заметить, что, во всяком случае, недостатка в талантливых, пытливых умах и пылких сердцах не ощутил. А это самое главное, что требуется в нашей профессии».

«Студент» Дарежана Омирбаева переносит героев Достоевского в современную казахскую реальность

До сих пор на перепутье

Подготовка молодых специалистов кино состоит не только в приобщении их к сокровищам мировой кинокультуры и знанию истории отечественного кино, но и к пониманию современного состояния казахстанского кино и его проблем. Так, например, казахский киновед Баубек Ногебек считает, что сегодня казахское кино стоит на перепутье. Перед ним, как всегда, три пути развития: авторское кино, народное и коммерческое. Вот как определяет эти направления киновед Баубек Ногебек: «Авторское кино отражает жизненную позицию автора фильма — режиссера, несет его идею. Это кино не гонится за кассовыми сборами. Коммерческое кино главным образом направлено на рентабельность, то есть получение прибыли с проката. Народное кино, как правило, это фильмы, снятые о народе, близкие пониманию народа».

Кроме того, киновед отмечает, что в казахском кино в последнее время наметилась тенденция к созданию кинофильмов по мотивам русских и зарубежных классиков. Это фильмы Дарежана Омирбаева — «Студент» 2012 года, снятый по мотивам романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», фильм «О любви» 2006 года, по рассказам Антона Чехова. Это «Шуга» 2007 года — по роману Толстого «Анна Каренина». Фильм Ермека Турсунова «Шал» 2012 года, по мотивам повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. Сложно однозначно сказать, чем вызвана эта тенденция. Так, к примеру, Дарежан Омирбаев в одном из своих интервью сказал, что он в последние годы экранизирует классику, потому что у него пропал интерес снимать фильмы по своим сценариям, о себе, о своем видении мира.

В отличие от мнения Баубека Ногебека, другой известный киновед и кинокритик Гульнара Абикеева выделяет два направления в современном казахстанском кино. Это коммерческое направление, которое призвано развлекать зрителей и собирать кассовые сборы, к нему можно отнести такие жанры, как комедия, мелодрама, фильмы ужасов, боевики и т.д. К успешным коммерческим фильмам на русском языке за последние годы можно отнести «Рэкетира» Ахана Сатаева, «Ойпырмай, или Дорогие мои дети» Жанны Исабаевой, «Он и Она» Сакена Жолдаса, «Сказ о розовом зайце» Фархата Шарипова. Из фильмов на казахском языке — «Коктейль для двоих» Аскара Узабаева, «Жаужурек Мын бала» Акана Сатаева.

Второе направление — это артхаус: интеллектуальное кино, которое не имеет жанров, а затрагивает социальные, психологические и драматические темы. Здесь уже представлены произведения казахского кино, которые участвуют в международных фестивалях и известны за рубежом. Это фильмы таких режиссеров, как Дарежан Омирбаев, Жанна Исабаева, Ермек Турсунов, Нариман Туребаев, Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин, и других. Хотя «Шал» Ермека Турсунова получил и неплохую кассу.

Что же касается так называемого народного кино, то она не считает его отдельным направлением: на ее взгляд, оно является разновидностью коммерческого кино, которое выросло из любительского. Это фильмы, имеющие маленький бюджет, призванные развлекать, где зритель может и поплакать, и посмеяться.

Также она подчеркнула, что, согласно статистике, кассовые сборы от отечественного кино в Казахстане в основном делаются за счет казахскоязычных фильмов, а значит — казахской аудитории. Городской зритель смотрит в основном американские, российские и европейские фильмы. «Для того чтобы казахское кино было узнаваемым и известным в мире, в прокат ежегодно должно выпускаться как минимум до 50 казахских фильмов; сегодня же выпускается только около 20 фильмов, из них в прокат попадают лишь 8–10 фильмов. Тогда как в Киргизии выпускается 40 фильмов ежегодно, а в Узбекистане — 60 фильмов; в основном это малобюджетные фильмы»,— выражает свое мнение киновед Абикеева.

По морям, по волнам

Гульнара Абикеева делит казахский кинематограф на четыре так называемые волны. Она подчеркивает, что в казахстанском кинематографе можно выделить наиболее яркие периоды работы кинематографистов — это четыре совершенно разных поколения режиссеров, «Первая волна» (60-е годы) — это режиссеры старшего поколения, которые отражали такие проблемы, как коллективизация, джут, национальное самосознание казахского народа (Шакен Айманов, Султан Ходжиков, Мажит Бегалин и др.), «Вторая волна» — это 80–90-е годы, так называемая казахстанская «Новая волна». Благодаря представителям этой волны — Дарежану Омирбаеву, Рашиду Нугманову, Серику Апрымову, Ардаку Амиркулову и многим другим — картины казахских режиссеров воспринимались как «истинный арт-хаус высшей пробы». Эти фильмы прославили Казахстан на мировом уровне — на таких фестивалях, как Каннский, Берлинский, Токийский.

«Третья волна» берет свое начало в 2000-е годы и характеризуется погружением в российское культурное пространство. К картинам третьей волны Гульнара Абикеева относит российско-казахский фильм Акана Сатаева «Ликвидатор», а также работы таких режиссеров, как Рустем Абдрашов, Ануар Райбаев, Серикбол Утепбергенов, и других. И, наконец, «Четвертая волна казахстанского кино» (с 2010 года и до настоящего времени) — «дети независимости», которые отличаются смелостью, нестандартностью, яркостью мышления (Эмир Байгазин, Ермек Турсунов, Адильхан Ержанов и другие). Одной из картин «Четвертой волны» она называет «Сказ о розовом зайце» Фархата Шарипова.

Как пояснила в интервью г-жа Абикеева, «подобная периодизация принята для удобства и наглядности, чтобы было сразу ясно и понятно, о чем идет речь». Режиссеры каждого отдельного десятилетия имеют свои особенности и отличаются от режиссеров другого десятилетия. Периодов в казахском кино больше, чем четыре, но она выделила наиболее яркие. Подобная периодизация существует и в других странах: так, в российской кинематографии говорят «кино 50-х годов, 60-х годов» и т.д. А в Китае принята периодизация по поколениям: например, там говорят «4-е поколение (китайские режиссеры 70–80-х годов), 5-е поколение (режиссеры 80–90-х годов), 6-е поколение (90-х –2000-х годов)» и так далее.

Обучение специалистов кино не должно быть оторванным от реальности, которая требует, чтобы они владели не только азами своей профессии, но и понимали бизнес-процессы кинопроизводства, а также знали современное состояние казахского кино

Шире прокат

Закон о кино, разработка и принятие которого слишком затянулись, должен решить комплекс проблем, стоящих перед казахстанским кинематографом, в частности — вопросы, связанные с прокатом фильмов. Казахские фильмы выходят в прокат наравне с другими зарубежными на одну или полторы недели. Это американские стандарты, для нас они не совсем приемлемы. У нас должен быть свой стандарт для проката фильмов. Закон о кино призван защищать деятельность во всех сферах киноиндустрии — производстве, прокате, дистрибуции. Он должен стимулировать развитие казахского кинематографа. «Кино является на сегодня самым востребованным видом искусства по сравнению с литературой, живописью, театром. И, несмотря на трудности, которые существуют, оно будет привлекать талантливых, амбициозных людей, желающих высказать свое мнение и быть услышанными»,— считает киновед Абикеева.

Некоторые проблемы в казахском кинематографе более ясно выражены, а это значит, что их решение можно и нужно осуществлять. Как известно, все этапы в кинопроизводстве взаимосвязаны. Казахстанский кинематограф нуждается в протекционизме со стороны государства, подобно российскому, где принят закон о государственной поддержке отечественного кинематографа. «Фильмов отечественного производства недостаточно на наших экранах. Их доля должна быть намного выше»,— полагает г-н Шукенов. Он сравнил это с импортозамещением в других отраслях экономики, где такая же картина: до тех пор пока будет ввозиться в больших количествах импортная продукция из-за рубежа, не будет развиваться свое местное производство.

В казахской киноиндустрии, по его мнению, на сегодня следующая ситуация: одна ее часть, касающаяся сферы кинотеатров, сформирована, существует достаточное количество современных и оснащенных кинотеатров для показа фильмов; что же касается остальных компонентов киноиндустрии — таких, как кинопроизводство, продвижение, продажа фильмов, эти составляющие совсем не развиты, можно сказать, находятся на нулевом уровне. Также настало время для развертывания серьезной борьбы с пиратством и проведения «кинофикации отдаленных регионов страны».

В Казахстане нет своих центров дистрибуции ни в кино, ни на телевидении. Центры дистрибуции располагаются в России и на Украине, мы берем у них фильмы на условиях договора субдистрибуции. Однако пять голливудских киностудий, так называемые мейджеры (это Paramount, Disney, Warner Brothers, Sony Pictures, Universal), занимаются дистрибуцией своих фильмов на территории СНГ самостоятельно, через свои представительства в России, а также независимые компании и студии, производящие независимое кино, продают свои картины сами на различных кинорынках. «Но для того чтобы покупать их фильмы, во-первых, нужны деньги, во-вторых, мы должны уметь их продавать, у нас должен быть развитый первичный рынок — кинотеатры и вторичный рынок (телевидение, интернет, выпуск DVD и т.п.), который находится в Казахстане также на нулевом уровне. Таким образом, — продолжает г-н Шукенов, — отсутствие казахстанского дистрибьютора на рынке является проблемой, которая требует своего решения».

Закон и порядок

Развитие казахского кино неразрывно связано с процессами в глобальном мировом кино, а также с прогрессом технологии во всех аспектах жизни общества. Есть страны, которые могли бы послужить примером для изучения их опыта в сфере киноиндустрии. К ним можно отнести Францию. Правительство Франции с 1946 года отрегулировало продуманным законом о кино все механизмы и аспекты кинопроизводства, сбора налогов и т.д. Доля собственных фильмов на экранах Франции не бывает ниже 45%, а в 2013 году она составила 53%. «У них очень серьезное отношение к кино, которое способствует открытости и развитию французского общества»,— высказывает свое мнение г-Шукенов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности