Эффект масштаба

БИПЭК укрепляет свое доминирование на авторынке страны, интенсифицируя работу на внутреннем рынке и не теряя из виду экспортный потенциал

Эффект масштаба

Конкуренция на казахстанском автомобильном рынке нарастает: карта дилерских центров становится пестрее, новые бренды вступают в борьбу за потребителя, теснят друг друга проекты в автопроме. Парадоксально, но конкурентное давление лишь укрепляет олигополию крупнейших игроков отрасли. На его долю приходится 53% продаж и 83% автопроизводства в стране. Топ-менеджмент «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» рассказал, что в ближайшие годы ждет холдинг, а значит, и автомобильную индустрию республики.

Идут на рывок

В минувшем году каждый 50-й работающий житель республики приобрел новый легковой автомобиль. Число таких граждан за год выросло на 72%, до рекордных 163 тысяч. Более половины из них предпочли совершить свой выбор в одном из филиалов ТОО «БИПЭК АВТО», работа которых сегодня обеспечивает казахстанцев доступными автомобилями: «78% всех автомобилей по цене до 12 тыс. долларов жители страны покупают в филиалах “БИПЭК АВТО”. Более 57 тыс. автомобилей,— рассказывает генеральный директор “БИПЭК АВТО Казахстан” Игорь Потапов. — В целом же 86,8 тыс. казахстанцев приобрели у нас новую технику в минувшем году. Девять из десяти — рядовые автовладельцы, физические лица, и большинство из них — жители регионов».

Рассмотрев карту филиальной сети «БИПЭКа», начинаешь понимать, как этой компании удалось за последнее десятилетие привлечь свыше четверти миллиона покупателей. Автомобили Lada, Chevrolet, Kia и Skoda сегодня можно купить в 26 городах. Только за 2013 год филиалы холдинга открылись в Каскелене, Кульсары, Жанаозене, Рудном, Хромтау и Экибастузе. «Сегодня мы идем в города с населением менее 100 тысяч человек. На очереди ввод автоцентра в Шымкенте, дилерских комплексов в Астане и Актау. Столичный автоцентр займет площадь 14 га — в нашей стране таких не было. Строятся монобрендовые модули Renault и KIA в Усть-Каменогорске. В планах на ближайшие 10 лет — создание 70 автоцентров, порядка 40 млн долларов инвестиций»,— поясняет г-н Потапов.

На доставку автомобилей в города, где авторетейл и «не ночевал», работают 320 железнодорожных вагонов и 37 автовозов. Это собственный парк «БИПЭКа». Выручка в 1,3 млрд долларов только по итогам прошлого года позволяет холдингу инвестировать в логистику и развитие производства. Проектная мощность конвейера АО «АЗИЯ АВТО» на сегодня составляет 60 тыс. единиц, и если в прежние годы компании не хватало логистических возможностей, оборотных средств, других ресурсов, то сегодня эти вопросы решены, и «БИПЭК» готов к рывку.

«Низкая стоимость займов плюс “эффект масштаба” дают нам пространство для нового броска. У нас свой вагонный парк. У нас свои автовозы. У нас уникальная сеть. Компания прозрачна для партнеров. Наша отчетность идет за подписью Ernst&Young и PWC,— констатирует председатель совета директоров “БИПЭК АВТО” Анатолий Балушкин. — Если помните, мы — первая и единственная автомобильная компания, которая вышла на фондовый рынок. Просроченных обязательств нет. Репутация позволяет нам привлекать финансовые ресурсы за рубежом». Как отмечает спикер, только 18,2% заемного капитала компании имеет казахстанскую «прописку» и на 81,8% работа завода финансируется компаниями, которые сопровождают его технологических партнеров, KIA, General Motors, Skoda Auto.

Пробный шар

«Знаете, что произошло 1 января? Мы радикально сократили цены на массовые модели»,— рассказал г-н Балушкин. Судя по цифрам, казахстанский потребитель отреагировал на ценовое предложение компании. Несмотря на «февральские события» в валютном секторе, по итогам I квартала «БИПЭКу» удалось прирастить продажи на 20%, до 17,8 тыс. машин. Покупателями компании стали почти 54% казахстанцев, решивших купить новый автомобиль в январе-марте 2014 г.

Отечественный рынок остается приоритетным для холдинга. В то же время «АЗИЯ АВТО» стал первым казахстанским производителем, вышедшим на просторы Таможенного союза: в минувшем году компания успешно прошла процедуры омологации одной из своих моделей на российском рынке и отправила пилотную партию. «Это пробный шар. Пока мы сфокусированы на удовлетворении спроса внутри страны. Задача-минимум — свести к нулю очереди на наиболее популярные модели,— сообщил президент “АЗИЯ АВТО” Ерик Сагымбаев. — Ни много ни мало, но 5 из 20 самых продаваемых в Казахстане автомобилей выпускаются в Усть-Каменогорске. В целом за прошлый год с конвейера сошло более 31 тыс. машин. В первом квартале мы отгрузили 8,3 тыс. — на четверть больше, чем в январе-марте 2013 года. Это 88 процентов всех легковых автомобилей, произведенных в стране».

Стоит добавить, что работа тысячного коллектива «АЗИЯ АВТО» заметна уже за пределами автоиндустрии как таковой. В 2013 году объемы отечественного машиностроения достигли 853,9 млрд тенге. 101,4 млрд тенге обеспечила работа усть-каменогорского конвейера. Сегодня завод — в тройке крупнейших предприятий машиностроительной отрасли по объемам выпуска. По показателям эффективности — первый. При целевом показателе производительности по добавленной стоимости 52 тыс. долларов на одного работника, заложенном в ГПФИИР, завод завершил 2013 год с результатом 186 тыс. долларов.

Полный цикл еще впереди

Впрочем, производственные амбиции холдинга заметно превосходят упомянутые цифры. 10 ноября 2013 года замминистра промышленности РФ Глеб Никитин и вице-министр индустрии и новых технологий РК Альберт Рау дали официальный старт строительству мощностей полного цикла в Усть-Каменогорске. Это крупнейший объект промышленного строительства в регионе за весь период независимости.

«Это цель, к которой мы идем с начала 2000-х. В ближайшие годы рынок достигнет масштабов, необходимых для ее реализации,— делится планами генеральный директор “АЗИЯ АВТО Казахстан” Ержан Мандиев. — “В чистом поле” нам предстоит разместить цеха сварки, окраски, сборки и технопарк по выпуску автокомпонентов. В общей сложности 262 тыс. квадратных метров. Порядка 500 млн долларов будет инвестировано в базовые мощности. Еще 630 млн долларов потребуется на создание смежных производств».

Ожидается, что с выходом на объемы 120 тыс. автомобилей в год компания сможет создать до 12 тыс. новых рабочих мест. Уже в процесс строительства будет вовлечено 2 тыс. человек. По консервативным оценкам, прирост республиканского ВВП за счет работы новых мощностей составит 185 млрд тенге. Сегодня уже завершается значительная часть подготовительных работ. Ведется планировка и устройство временных дорог, инженерных коммуникаций, и во втором квартале строительные работы войдут в активную фазу.

Выбор технологического партнера проекта г-н Балушкин называет решающим фактором: «Мы говорим “рынок” — подразумеваем Таможенный союз. Альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ сегодня контролирует 30 процентов сбыта на рынке России. В бюджетном сегменте — более половины. В Казахстане три бренда альянса занимают 42 процента рынка. В самой крупной нише, до 20 тыс. долларов — все 49 процентов. Второго такого игрока нет ни на российском рынке, ни на казахстанском». Сегодняшний рынок России оценивается в 2,6 млн автомобилей. Учитывая то, что эта цифра будет расти, уже к 2017 году альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ планирует выйти на производство 1,2 млн единиц под четырьмя брендами. Скромный вклад «АЗИЯ АВТО Казахстан» составит десятую часть этих объемов. Более половины из них будет отгружаться жителям Сибири и Дальнего Востока.

«Это не наши грезы. Есть стратегический план развития альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ, есть карта размещения его мощностей. Важная точка на ней — производство в Усть-Каменогорске»,— разъясняет г-н Балушкин.

В наивности и прекраснодушии менеджеров «БИПЭК АВТО» упрекнуть действительно сложно. Уже сегодня пять тысяч работников компании приносят в бюджет республики 19,5 млрд тенге. За плечами акционеров — ни одного провального проекта, а холдинг год за годом лишь цементирует свой статус крупнейшего участника казахстанской автоиндустрии. И речь не только о масштабах выручки. Скорее  о масштабах и смелости идей.

Основные данные о заводе полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан»

Начало строительства: ноябрь 2013 года

Запуск первой очереди: 2017 год

Проектная мощность: 120 тыс. автомобилей в год

Объем инвестиций:

мощности сварки, окраски и сборки автомобилей — 500 млн долл.

в технопарк по выпуску автокомпонентов — 630 млн долл.

Новые рабочие места:

в период строительства: 2 000

мощности сварки, окраски, сборки: 4 000

смежные производства (технопарк): 8 000

Экспорт: свыше 70 тыс. автомобилей в год

Доля в продукции машиностроения РК: свыше 20%

Прирост ВВП РК: 1,1 млрд долл.

Суммарный прирост налоговых платежей в бюджет до 2022 г.: 542 млн долл.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики