В красках и смыслах

Речь пойдет не о далеких от грамматики и культуры хулиганах, уродующих все, что под руку попадется, а о представителях уличного искусства, стремящихся не только декорировать серую городскую среду, но и осмыслить социальную реальность

В основном преобладает картинка в хорошием исполнении, но бессмысленная для зрителя
В основном преобладает картинка в хорошием исполнении, но бессмысленная для зрителя

Каждый день, выходя на улицу, видишь серые будни, мрачные лица и тихое незаметное слияние нас с этой навязанной обыденностью, но кому-то это даже нравится. Схожесть с массой делает твою жизнь проще, но ты не замечаешь, как индивидуальность превращается в штамп, ты плывешь по течению как планктон, когда мог бы стать крупной рыбой! Но есть все же те, кто противостоит устоявшимся канонам. Они освещают темноту и дают задуматься о главном. Для нас люди-невидимки, которые оставляют лишь подпись — ник на своем опасном и недолговечном творчестве. Их никто не видел, никто не знает, их главная цель  — самовыражение, а не эпатаж и популярность. Они — райтеры, в руках которых оживают улицы, переулки, дома, заборы и стены. Они работают для того, чтобы сделать наш мир ярче, чище, красивее.

Искусство — в жизнь

Street Art — одно из направлений современного искусства и выступает главной составляющей Public Art (искусства в общественном пространстве). Собственно, праформы Public Art и отдельные проявления существовали всегда. Но во все времена главным условием была активность общества. Его способность анализировать и влиять на окружающие социально-политические процессы. Население современных западных мегаполисов сильно дифференцированно, существуют самые различные социальные группы по интересам, образу жизни, роду деятельности, социально-политическим взглядам и т.д. Многие люди никогда не посещают галереи и никак не соприкасаются с искусством. Поэтому одна из главных задач Public Art — привнесение искусства в их жизнь. Заказчиками искусства могут быть как государственные органы, так и частные структуры, не только компании, но и общественные организации. И каждая из этих структур пытается сказать что-то людям. Влиять на общественное мнение через Public Art легче, чем через галереи и музеи, поскольку эти заведения рассчитаны в основном на элиту. Галереи и Public Art должны дополнять друг друга. Хотя их цели и функции совершенно различны. Конечно, многое зависит и от понимания радикальности. С помощью обычной наклейки можно навязанный обществу угнетающий мир корпоративной культуры превратить в социальный диалог. И это будет уже своего рода радикальной переменой.

От закорючек к картинам

В Казахстане не часто можно встретить образчики стрит-арта, но можно увидеть неплохие граффити—вариации шрифта. Как правило, райтеры сначала учатся «писать» теги — замысловатые надписи в одной цветовой гамме. Потом они тренируются рисовать классические граффити. В какой-то момент пышные округлые буквы сменяются рисунками. Затем все зависит от личности и таланта художника. Не каждый райтер способен вступить в игру или диалог с окружающей социальной средой, или выйти за границы двухмерного изображения. Описанный эволюционный путь начинается с закорючек на стенах. Это и есть история искусства под названием Street Art. А ведь всего 40 лет назад все затеял Taki 183 — 16-летний отпрыск греков оставил свои знаки на станции метро Нью-Йорка, тем самым положив начало эре граффити. Никто не предполагал, что у него появится масса последователей и их деятельность выльется в самостоятельное направление. Любое подлинное искусство должно выходить за собственные границы. Тем более если эти границы установлены кем-то, не важно, официально признанными авторитетами или безымянными гениями улиц. Пока же казахстанские художники понимают стрит-арт больше как граффити — надписи-рисунки и трафаретные изображения, начиная с беззаботных мальчишеских банальнастей и заканчивая не менее банальными социально-политическими высказываниями взрослых. Но встречаются и любопытные трафаретные изображения, содержащие разнообразные культурные коннотации.

Свое слово

Каковы герои сегодняшнего дня? Многое, если не все, объясняет современный фильм «Выход через сувенирную лавку», рассказывающий о западных художниках стрит-арта. Суть кинодейства — выходки и манипуляции райтеров, а итоговый вывод прост — не важно, продает ли автор свои картины, главное не это, а творчество. Картина снята в Лос-Анджелесе. Она рассказывает о представителях уличного искусства живым документальным языком, но при этом очень походит на шутку и фарс. Один из главных героев фильма — Ba ksy, знаменитый мастер стрит-арта, специализирующийся на урбанистической социальной провокации. Что касается второго героя по имени Гетта — то так и непонятно, становится ли он художником граффити и не является ли картина талантливой подделкой?

Помимо упомянутых героев фильма есть еще несколько известных имен стрит-арта: Андре Джайнт — самый яркий представитель направления стрит-арт; 123Kla  — группа французских уличных художников, рисующих стрит-арт с 1992 года; BlekLeRat первый начал использовать трафареты для стрит-арт; аргентинский уличный художник Андреа Мартиньони (A dreaMartig o i), или просто Muto, и его друзья из одноименной группы MUTO.

[inc pk='1242' service='media']

А как же выглядит наш казахстанский герой? Удивительно, но и у нас есть человек, который снял короткометражный фильм в 2011году об уличном искусстве. Это Даулет Тукаев, студент-первокурсник астанинского КазНУИ, который показал и рассказал нам историю, тронувшую сердца многих посетителей социальных сетей. Творчество Даулета дает надежду на профессиональность, креативность и особую индивидуальность молодого начинающего режиссера. И это не просто слова, ведь он уже дает интервью, он популярен, им заинтересованы не только в Казахстане, но и на Украине, «поступило предложение принять участие в фестивале братьев Тарковских». Неудивительно, лично у меня после просмотра его работы «Скажи» проснулось забытое чувство режущей правды и приходит понимание того, что голос молодого поколения открыт и предельно доступен, с несомненной претензией на злободневность и собственным взглядом на социальную проблематику. Через главного героя, который страдает дефектом речи и может общаться с миром через стрит-арт, режиссер дает понять, что безликость и молчание каждого из нас — это трусость. Что даже юноша с баллончиком в руках, преследуемый сотрудниками правоохранительных органов, может бороться за свое личное мнение и представление о жизни. Хотя фильм снимался в Караганде на Ca o  D550 с общим бюджетом в 500 тенге, это никак не умалило достоинство картины, даже, напротив, превзошло все ожидания.

По пути стереотипов

Если оценивать казахстанский уличный арт, то обнаруживается неопытность. Профессиональное самовыражение присутствует в трафаретном исполнении или же в граффити. Нередко преобладает картинка с хорошим исполнением, но порой она бывает бессмысленна для зрителя, поскольку интересы автора ограничены его узким жизненным миром и он не стремится отразить значимые социальные явления. Узок круг тех, кто приближен к его творчеству и понимает смысл его работ. Еще чаще потребительская форма казахстанских граффити превалирует над содержанием. Это просто красивый натуралистичный рисунок-реклама, за которым не стоит никакой идеи, и авторское исполнение не слишком оригинально. В то время как суть искусства в общественном пространстве — призывать к гражданскому участию, когда люди перестают быть пассивными и осознают, что могут выразить свое мнение и влиять на происходящие вокруг процессы. Возможно, это зависит от социально-политической и культурной среды и индивидуальных способностей самих райтеров. Но все же такие казахстанские уличные художники, как SAP, DMN, Simba, Reko , MORRO, рисуя на стенах, заборах города Алматы, предоставляют возможность обывателям частично соприкоснуться с миром искусства. Если взять в пример работу DMN и его друга, где изображены глаза панды на выброшенных камнях, на одном из пересечений центральных улиц Алматы, то она глубоко символична, как кричащий знак SOS: «люди, берегите природу!». Каждодневное уничтожение всего живого становится делом привычным и недостойным разумной человеческой цивилизации. Современное молодежное движение выбирает искусство, нежели распитие алкогольных напитков и употребление наркотиков. Конечно, не о каждой работе можно смело заявить, что это шедевр, но все же среди них есть как коммерческие, так и авторские. Но чаще это массовая молодежная культура, основанная на подражании популярным образцам, а не на стремлении создать что-то свое, оттолкнувшись от конкретных социальных реалий.

Но что отличает стрит-арт от мазни на стенах и позволяет считать его передовой разновидностью современного городского искусства? Уличный художник максимально социален и злободневен, он выражает авторскую рефлексию на окружающую действительность. Их послания также могут иметь неоднозначное прочтение в зависимости от места своего расположения. Эти художники экспериментируют со средой и работают на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются, а также сталкивании контрастных образов или размещении их в необычной перспективе. Сейчас улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и всякого рода персонажей — логотипов уличных художников. Практически в каждой стране уже сформировался свой самобытный стиль. Хочется, чтобы и у нас создался наш, индивидуальный, уникальный стиль уличного арта. Но чтобы такое искусство прижилось в Казахстане и обрело свои специфические формы, у большинства рядовых горожан должна быть активная жизненная позиция, которая появится только тогда, когда общество сможет влиять на происходящие процессы. В противном случае оно приобретет фасадный, декоративный характер. Например, та же нью-йоркская акция от Джи Ли с расклеиванием пузырей-стикеров на переполненных рекламой улицах города, у нас может превратиться в банальщину и нецензурщину. Хотя это может стать своего рода социологическим тестом, по которому можно будет судить об уровне культуры и развитости гражданского сознания алматинцев.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности