Оперетта в опере

В театре оперы и балета им. Абая состоялась премьера комической оперы Сыдыка Мухамеджанова «Айсулу», олицетворяющей праздник любви и молодости.

Оперетта в опере

Впервые комическая опера была поставлена на сцене театра оперы и балета им. Абая в Алма-Аты в 1964 году. Из четырех опер, созданных казахским композитором Сыдыком Мухамеджановым, опера «Айсулу» принесла ему наибольшую известность как автору первой комической оперы в казахском музыкальном искусстве. Некоторые арии и отдельные музыкальные фрагменты из этой оперы стали популярными — такие, как «Каватина Серке», «Ария Айсулу» и вальс из первого акта.

«В репертуаре нашего театра, к сожалению, не так много казахских национальных оперных спектаклей, и в основном они трагического характера. Обратите внимание: в опере “Биржан и Сара” Биржан умирает, в опере “Кыз Жибек” Тулегена убивают, в опере “Абай” Айдара отравили… Было бы несправедливо оставить без внимания единственную, пожалуй, казахскую комическую оперу, созданную Сыдыком Мухамеджановым»,— рассказывает режиссер-постановщик этой оперы Мурат Шалабаев.

В основе новой постановки оперы лежит сюжет из жизни современной молодежи то ли 80-х годов века двадцатого, то ли десятых — уже двадцать первого. Авторами первого либретто 1964 года были Канабек Байсеитов и Куандык Шангитбаев, вторая версия выполнена в 2014 году, авторами ее стали Асхат Маемиров и Мурат Шалабаев. И, надо заметить, она существенно отличается.

Сюжет спектакля повествует о жизни молодых людей в тот период, когда они ищут свою вторую половинку, свою любовь. Главная героиня Айсулу, уехав на конкурс красоты без согласия своего молодого человека, понимает, что все карьерные взлеты — ничто, если рядом нет любимого. Через песни, исполняемые Айсулу, можно почувствовать чистоту и наивность девушки.

Партию Айсулу исполняет заслуженная артистка Майра Мухамедкызы. «У нашего театра богатый репертуар, но мало современных опер на казахском языке. Поэтому я с большим удовольствием пою в этой опере, душа радуется. На мой взгляд, это больше оперетта — легкая, веселая. Моя героиня молода, красива. Я счастлива выступать в роли Айсулу. В детстве, как и все девочки, я мечтала когда-нибудь принять участие в конкурсе красоты. Я стала певицей, и моя детская мечта сейчас осуществляется на сцене. У меня молодой, красивый, талантливый партнер в роли Серке»,— рассказала она.

«У Сыдыка Мухамеджанова очень красивые мелодии. Весь спектакль пронизан любовью к городу Алматы, передается ощущение 80-х годов. Хотелось бы, чтобы эту оперу также услышали в отдаленных аулах Казахстана»,— делится своими впечатлениями Майра Мухамедкызы.

Музыкальный язык Сыдыка Мухамеджанова обладает красотой казахской традиционной музыки, ее напевностью, мелодичностью и неповторимостью. Мелодии выражают все чувства, испытываемые героями оперы — грусть, радость, любовь, восхищение. Они вызывают некоторую степень ностальгии из-за отсутствия таких музыкальных произведений в настоящее время.

В новой постановке трудно выделить главную мужскую роль, но если выбирать из мужских персонажей, то это Серке, партию которого исполнил солист театра Дулат Токанов.

Есть несколько персонажей в этой опере, которые, несмотря на то что не являются главными действующими лицами, ключевые в постановке. Они прекрасно играют свои роли и только одним своим появлением, своими движениями и танцами вызывают улыбку и смех, как, к примеру, Ришат Ахметов в роли Абдыкадыра или Дархан Жолдыбаев в роли Майбатыра.

Заслуженный артист Мурат Шалабаев дебютировал в этой опере в качестве режиссера-постановщика. Ему удалось создать спектакль, который будет интересен всем — как юным, так и более взрослым зрителям. Дирижером-постановщиком оперы является Ерболат Ахмедьяров — музыкант, который в очередной раз продемонстрировал свой яркий талант и вдохновение.

Каждая новая оперная или балетная постановка предполагает создание новых костюмов и декораций. Художники-постановщики этой оперы — уже известный нам по опере «Биржан и Сара», кантате-балету «Кармина Бурана» тандем Павел Драгунов и Софья Тасмагамбетова. «Наш главный замысел при создании декорации заключался в том, чтобы она была вне конкретного времени»,— подчеркивают авторы. И на самом деле у каждого зрителя возникают свои ассоциации: у кого-то это 70-е годы, а у других — 80-е годы прошлого столетия.

Декорации этой постановки достаточно скромны для современного конкурса красоты, во время которого разворачиваются все действия. Если только это конкурс не провинциального городка, там не хватает блеска, стразов и гламура: скромный конкурс красоты, за исключением красивого занавеса с изображением короны, выполненной из казахских узоров в золоте. Но в то же время отдельные наряды персонажей выполнены так, что вызывают улыбку у зрителя: забавные мужские костюмы из ткани в клетку, жилет рекламного агента, ретроавтомобиль, восстановленный работниками театра.

К слову, не владеющие казахским могут понять, что происходит, читая на мониторах субтитры на русском и английском языках.

Премьера комической оперы прошла с большим успехом. Прекрасная музыка Мухамеджанова и комизм ситуаций определенно доставили удовольствие публике. Эта премьера — выразительное начало серии праздничных мероприятий, приуроченных к 80-летию театра оперы и балета имени Абая.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики