Оперетта в опере

В театре оперы и балета им. Абая состоялась премьера комической оперы Сыдыка Мухамеджанова «Айсулу», олицетворяющей праздник любви и молодости.

Оперетта в опере

Впервые комическая опера была поставлена на сцене театра оперы и балета им. Абая в Алма-Аты в 1964 году. Из четырех опер, созданных казахским композитором Сыдыком Мухамеджановым, опера «Айсулу» принесла ему наибольшую известность как автору первой комической оперы в казахском музыкальном искусстве. Некоторые арии и отдельные музыкальные фрагменты из этой оперы стали популярными — такие, как «Каватина Серке», «Ария Айсулу» и вальс из первого акта.

«В репертуаре нашего театра, к сожалению, не так много казахских национальных оперных спектаклей, и в основном они трагического характера. Обратите внимание: в опере “Биржан и Сара” Биржан умирает, в опере “Кыз Жибек” Тулегена убивают, в опере “Абай” Айдара отравили… Было бы несправедливо оставить без внимания единственную, пожалуй, казахскую комическую оперу, созданную Сыдыком Мухамеджановым»,— рассказывает режиссер-постановщик этой оперы Мурат Шалабаев.

В основе новой постановки оперы лежит сюжет из жизни современной молодежи то ли 80-х годов века двадцатого, то ли десятых — уже двадцать первого. Авторами первого либретто 1964 года были Канабек Байсеитов и Куандык Шангитбаев, вторая версия выполнена в 2014 году, авторами ее стали Асхат Маемиров и Мурат Шалабаев. И, надо заметить, она существенно отличается.

Сюжет спектакля повествует о жизни молодых людей в тот период, когда они ищут свою вторую половинку, свою любовь. Главная героиня Айсулу, уехав на конкурс красоты без согласия своего молодого человека, понимает, что все карьерные взлеты — ничто, если рядом нет любимого. Через песни, исполняемые Айсулу, можно почувствовать чистоту и наивность девушки.

Партию Айсулу исполняет заслуженная артистка Майра Мухамедкызы. «У нашего театра богатый репертуар, но мало современных опер на казахском языке. Поэтому я с большим удовольствием пою в этой опере, душа радуется. На мой взгляд, это больше оперетта — легкая, веселая. Моя героиня молода, красива. Я счастлива выступать в роли Айсулу. В детстве, как и все девочки, я мечтала когда-нибудь принять участие в конкурсе красоты. Я стала певицей, и моя детская мечта сейчас осуществляется на сцене. У меня молодой, красивый, талантливый партнер в роли Серке»,— рассказала она.

«У Сыдыка Мухамеджанова очень красивые мелодии. Весь спектакль пронизан любовью к городу Алматы, передается ощущение 80-х годов. Хотелось бы, чтобы эту оперу также услышали в отдаленных аулах Казахстана»,— делится своими впечатлениями Майра Мухамедкызы.

Музыкальный язык Сыдыка Мухамеджанова обладает красотой казахской традиционной музыки, ее напевностью, мелодичностью и неповторимостью. Мелодии выражают все чувства, испытываемые героями оперы — грусть, радость, любовь, восхищение. Они вызывают некоторую степень ностальгии из-за отсутствия таких музыкальных произведений в настоящее время.

В новой постановке трудно выделить главную мужскую роль, но если выбирать из мужских персонажей, то это Серке, партию которого исполнил солист театра Дулат Токанов.

Есть несколько персонажей в этой опере, которые, несмотря на то что не являются главными действующими лицами, ключевые в постановке. Они прекрасно играют свои роли и только одним своим появлением, своими движениями и танцами вызывают улыбку и смех, как, к примеру, Ришат Ахметов в роли Абдыкадыра или Дархан Жолдыбаев в роли Майбатыра.

Заслуженный артист Мурат Шалабаев дебютировал в этой опере в качестве режиссера-постановщика. Ему удалось создать спектакль, который будет интересен всем — как юным, так и более взрослым зрителям. Дирижером-постановщиком оперы является Ерболат Ахмедьяров — музыкант, который в очередной раз продемонстрировал свой яркий талант и вдохновение.

Каждая новая оперная или балетная постановка предполагает создание новых костюмов и декораций. Художники-постановщики этой оперы — уже известный нам по опере «Биржан и Сара», кантате-балету «Кармина Бурана» тандем Павел Драгунов и Софья Тасмагамбетова. «Наш главный замысел при создании декорации заключался в том, чтобы она была вне конкретного времени»,— подчеркивают авторы. И на самом деле у каждого зрителя возникают свои ассоциации: у кого-то это 70-е годы, а у других — 80-е годы прошлого столетия.

Декорации этой постановки достаточно скромны для современного конкурса красоты, во время которого разворачиваются все действия. Если только это конкурс не провинциального городка, там не хватает блеска, стразов и гламура: скромный конкурс красоты, за исключением красивого занавеса с изображением короны, выполненной из казахских узоров в золоте. Но в то же время отдельные наряды персонажей выполнены так, что вызывают улыбку у зрителя: забавные мужские костюмы из ткани в клетку, жилет рекламного агента, ретроавтомобиль, восстановленный работниками театра.

К слову, не владеющие казахским могут понять, что происходит, читая на мониторах субтитры на русском и английском языках.

Премьера комической оперы прошла с большим успехом. Прекрасная музыка Мухамеджанова и комизм ситуаций определенно доставили удовольствие публике. Эта премьера — выразительное начало серии праздничных мероприятий, приуроченных к 80-летию театра оперы и балета имени Абая.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее