Запад себе поможет

Прошедший 3 апреля в Атырау I региональный инвестиционно-экономический форум предпринимателей «Эксперт — Западный Казахстан» показал себя как открытая для дискуссий площадка

Запад себе поможет

Форум должны были посетить министр регионального развития Болат Жамишев и аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов, однако, очевидно, из-за смены премьер-министра, о которой стало известно буквально за день до мероприятия, они на нем не появились. Тем не менее конференция оказалась вполне представительной: на ней выступали вице-министр регионального развития Серик Жумангарин, председатель правления АО «Цеснабанк» Даурен Жаксыбек, председатель ФРП «Даму» Ляззат Ибрагимова, гендиректор «Тенгизшевройл» Тим Миллер, первый заместитель акима Актюбинской области Нурмухамбет Абдибеков

На мероприятии «Эксперт РА Казахстан» презентовал свой рейтинг инвестпривлекательности четырех областей, опубликованный в прошлом номере «Эксперта Казахстан».

Практически все участники конференции сошлись на том, что у западного региона Казахстана его сильная и слабая стороны заключены в одном и том же явлении: мощном нефтегазовом секторе. Если про весь Казахстан можно сказать, что республика поражена голландской болезнью, то запад республики находится в последней ее стадии. Не раз на форуме звучала мысль, что «нефтянка» оттягивает лучших молодых людей, обескровливая другие отрасли. То же самое можно сказать и об инвестициях: по этому показателю запад Казахстана безусловный лидер, но если отсечь ресурсные проекты, картина окажется не столь радужной.

В своем докладе Ляззат Ибрагимова привела такой пример. В то время как в прошлом году по республике выпуск продукции малыми и средними предприятиями увеличился на 3,3%, то в Атырауской области только на 2,1%, а совокупно в четырех западных областях — на 2,6%. В структуре экономики Атырауской области в сфере малого и среднего бизнеса 32% — это услуги. Для сравнения: в республике в целом речь идет о 22%. Такая высокая цифра опять же объясняется гипертрофированной «нефтянкой»: в области много нефтесервисных предприятий.

Впрочем, области справляются с нефтяным проклятием с разной степенью успеха. Больше в этом преуспели Актюбинская и Западно-Казахстанская, в меньшей — Мангистауская и Атырауская.

Со сцены прозвучало такое яркое замечание. Есть бизнесмены, которые хотят зарабатывать на западе Казахстана, их много. Но мало кто из них хочет здесь жить. А при таком отношении рассчитывать на действительно качественное развитие трудно. Мнения о том, будет ли лучше для западного региона привлекать инвестиции и менеджмент из Алматы и Астаны или все же предпочтительнее выращивать свои компании, разделились. Генеральный директор «Эксперт РА Казахстан» Адиль Мамажанов был уверен, что четырем областям необходимо призвать к себе инвесторов из столиц, выманивая их большими перспективами этих рынков. Другие участники говорили, что здешние предприниматели должны созреть сами и сами диверсифицировать региональную экономику.

Очевидно, что в ситуации разыгравшейся голландской болезни местным властям непросто переломить ситуацию. Например, представители акиматов жаловались, что достичь поставленных для всех областей целей по доле инвестиций в несырьевой сектор невозможно, просто потому что инвестиции в сырьевой сектор здесь огромны. Тем не менее что-то удается сделать.

Позитивным примером стал кейс компании «Батыс транзит», представленный на форуме председателем правления этого акционерного общества Курмангазы Ибрагимовым. Это первый и пока единственный случай государственно-частного партнерства в республике, который имеет все шансы закончиться благополучно для всех сторон: и государства, и жителей региона, и самой компании.

Заместитель председателя НПП Жаннат Ертлесова вручила на форуме Курмангазы Ибрагимову грамоту за развитие ГЧП

Исторически электрические сети Актюбинской области не имели прямой связи с единой энергосистемой Казахстана и зависели от поставок электроэнергии из России. Минэнерго в 2005 году провело конкурс на строительство ЛЭП между Жетикарой в Костанайской области и Актобе, который выиграло ТОО «Мехэнергострой», образовавшее совместно с АО «KEGOC» новую компанию «Батыс транзит». Правительством с нею было заключено концессионное соглашение. Для финансирования были выпущены инфраструктурные облигации, приобретенные в основном пенсионными фондами, а также взят кредит в Евроазиатском банке развития. Строительство линии длиной почти 500 км было завершено в 2008 году, однако проект столкнулся с проблемами. С одной стороны, ставка по облигациям общества рассчитывается по формуле «индекс потребительских цен плюс 0,5%». А как все мы помним, в какой-то момент инфляция в Казахстане взлетела. С другой стороны, обещанные изначально государством объемы энергии потребителями не выбирались. Как следствие — компания допустила технический дефолт. Однако вскоре выход был найден. «Батыс-транзит» заключил договор с крупным клиентом, «Казхромом», проложив две дополнительные линии до Актюбинского завода ферросплавов.

Потребители в итоге получили тариф на электроэнергию на 15–20% ниже российского, при этом защитив сети, которые, будучи монополистами, не могут произвольно менять тарифы, от колебаний курса рубля по отношению к тенге. Был предупрежден энергодефицит области: производственные компании здесь могут свободно развиваться, не боясь остаться без электроэнергии. Облигационеры за 6 лет получили выплаты на сумму свыше 12 млрд тенге. Ну а государство присоединило область к единой энергосистеме, причем линии будут ему переданы в 2022 году.

Дмитрий Гришанков, генеральный директор «Эксперт РА», модерировавший сессию, посоветовал казахстанским властям начать тиражировать этот опыт, поскольку инфраструктура во всех постсоветских странах требует инвестиций.

Об инфраструктуре на I региональном инвестиционно-экономическом форуме в Атырау участники говорили много. А точнее, об одном их виде: отвратительных автомобильных дорогах, соединяющих областные центры. Например, первый замакима Актюбинской области не рискнул ехать из Актобе в Атырау по прямой трассе, поскольку она разбита. Он предпочел сделать крюк в несколько сотен километров через Уральск. В ужасающем состоянии находится и дорога, соединяющая Атырау с Астраханью. Участники форума, особенно местные, дружно выражали надежду на то, что государство найдет деньги, чтобы привести дороги в регионе в порядок — это дало бы мощный стимул развитию бизнеса, поскольку существенно упростило бы и удешевило логистику. Возможно, неразвитость отрасли торговли в регионе во многом объясняется разрушенными автотрассами.

Любопытным оказался короткий спич представителя французской компании Vallourec. Это известный в мире производитель бесшовных труб, в основном для нефтегазовой отрасли, с оборотом 24 млрд евро и 24 тысячами сотрудников в 20 странах мира. Компания пожелала вложить в Казахстан 50 млн евро, построив новый завод, но была шокирована условиями работы с «Тенгизшевройлом». Оказалось, что для западных инвесторов стали неожиданностью условия СРП-контракта, по которому оператор проекта имеет право беспошлинно ввозить те же трубы из-за границы. В результате дешевле обходится приобретать их за пределами Казахстана, брать же их у местных производителей просто невыгодно. Как следствие — главным потребителем труб Vallourec, которые будут выпускаться новым предприятием, судя по всему, станет «Казмунайгаз», с которым французы подписали меморандум и который должен проводить таможенную очистку оборудования.

«Тенгизшевройл» был раскритикован Ляззат Ибрагимовой из «Даму». Та сообщила, что эта компания запустила программу по поддержке малого бизнеса и часто говорит об этом, однако в прошлом году по этой программе было прокредитовано всего две фирмы, что трудно считать полноценной поддержкой бизнеса.

Зато активно наращивает кредитование Цеснабанк, причем на необычных для казахстанских финансовых институтов условиях. Этот банк, к слову, выступил соорганизатором форума. На мероприятии, вероятно, два десятка раз с трибуны было произнесено словосочетание «Цесна-Контракт». Речь идет о новой программе банка, стартовавшей совсем недавно, но уже давшей отличные результаты. Столичный банк начал выдавать займы предприятиям малого и среднего бизнеса, принимая, если так можно выразиться, в качестве обеспечения контракты с крупными корпорациями. Речь идет о нацкомпаниях, входящих в «Самрук-Казыну», о «Тенгизшевройле», о KPO и т.д. По сути, это первый шаг отечественной финансовой системы к цивилизованному банкингу, базирующемуся не на оценке залогов, стоимость которых в действительности, как показал опыт последних лет, может резко упасть, а на реальной оценке бизнеса заемщика, его существующего и будущего денежного потока.

Прозвучали на форуме и новости, важные не только для западных областей, но и для всех. Их озвучили представители Минрегионразвития. Они сообщили, что вскоре из Нацфонда будет выделен обещанный президентом триллион тенге на развитие отечественного бизнеса. Очевидно, программа поддержки на этот раз не будет ограничиваться только предприятиями обрабатывающего сектора, но дополнится и сервисными компаниями. Все это будет происходить на фоне уменьшения количества лицензий и разрешений, причем процедура введения новых разрешений будет зарегулирована. Также многие функции ведомств будут переданы саморегулирующимся организациям. Все это внушает оптимизм.

Форум показал, что у западного региона, конечно, масса проблем, в первую очередь связанных с диверсификацией экономики. Но важно то, что они начали открыто обсуждаться.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики