Закон джунглей

Устройства, имеющие встроенный монитор, пришли на рынок 2–2,5 года назад с расчетом полностью заменить традиционные стационарные ПК в дальнейшем

Закон джунглей

По данным старшего аналитика компании IDC Даурена Курмангалиева, основными поставщиками моноблоков в Казахстане являются те же мировые вендоры, которые доминируют на рынке десктопов и ноутбуков, а именно Acer, Apple, Asus, Lenovo и HP. По мнению экспертов, именно на этих игроков приходится более 80% рынка в денежном выражении. 

«Если разделить весь отечественный сегмент моноблоков на офисные и домашние, то офисные машины в основном представлены брендами с ОС Windows, а вот домой зачастую берут Apple»,— говорит маркетинг-директор компании ALSI Алибек Жанайдаров.

Согласно данным GfK, средневзвешенная цена на моноблок в текущем году составила более 1100 долларов. Это более чем в два раза выше стоимости обычного настольного ПК. Кроме встроенного монитора, на цену моноблоков влияют несколько составляющих: наличие более специфичных комплектующих, лицензионной операционной системы, установленной практически на все модели, и функции touchscreen, также характерной для многих моделей.

«Учитывая ценовую политику, сегмент не входит в категорию экономкласса»,— уверен Алибек Жанайдаров. По его мнению, офисные моноблоки, представленные на казахстанском рынке, можно условно разделить на три категории в зависимости от стоимости и технических характеристик: «стандарт», «премиум» и «специалист». Исходя из этого, по мнению г-на Жанайдарова, продажи моноблоков составляют 3–4% от стационарных настольных ПК и 9–10% от рынка ноутбуков.

По данным GfK, доля моноблоков в общем розничном секторе в сегменте настольных персональных компьютеров в 2014 году (с января по февраль) составила 13%. И это на 2% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Продажи моноблоков в натуральном исчислении показывают отрицательную динамику, как и сегмент настольных ПК в целом. Однако, в отличие от последнего, падение продаж моноблоков произошло в меньшей степени: они снизились более чем на 15% в указанном периоде. Десктопы же в целом ушли в минус более чем на 30%. Сегмент моноблоков начал проседать еще в январе текущего года, до девальвации. И он, по мнению старшего консультанта GfK Тагира Мустафина, скорее всего, уже не выйдет в плюс, испытывая конкуренцию со стороны ноутбуков, планшетов и смартфонов. Таким образом, моноблоки становятся все более нишевым продуктом.

Коммерческий директор розничного отдела АО «Логиком» Роман Балясников также считает, что пик продаж моноблоков миновал. Он относит к нему декабрь 2013 года: именно в тот период, по его данным, объем продаж составил около 2 млн долларов. В то же время г-н Балясников отмечает, что рынок планшетов, в отличие от моноблоков, еще не достиг пика продаж, этого не произойдет и в текущем году.

Степень надежды на рост

Противоположного мнения придерживается генеральный директор PROFIT Online Александр Васильев. Он считает, что планшетный бум уже прошел и сегодня три устройства — смартфон, планшет и ноутбук — модифицировались в новые гибриды. Среди них и модели смартфонов с увеличенными диагоналями экранов, и планшеты, имеющие клавиатуру в качестве дополнительного аксессуара, и ноутбуки-трансформеры с отсоединяющейся клавиатурой.

Что касается моноблоков, по мнению г-на Васильева, на этот формат в последнее время вновь обратили внимание многие производители, включая корейские компании Samsung и LG, известные своим агрессивным маркетингом. Он уверен: моноблоки — хорошая альтернатива традиционным настольным компьютерам, как в офисах, так и дома. Но темпы их проникновения, на его взгляд, полностью зависят от маркетинговой политики производителей, которые пока делают акцент на других сегментах.

Алибек Жанайдаров также видит перспективу роста сегмента моноблоков. Согласно приведенным данным исследовательских компаний IDC и Gartner, мировой рынок моноблоков в 2013 г. увеличился вдвое (с 4,1% в 2011-м до 14,4% в 2013 году). За тот же период продажи моноблоков у компании ALSI, по ее собственной информации, выросли в 3 раза.

По данным Даурена Курмангалиева, основной объем поставок моноблоков в 2012–2013 годах пришелся на образовательный сектор, чему способствовали технологические характеристики этих устройств. Большая диагональ, качественный экран, высокие графические характеристики, стационарное использование наряду с эргономичностью заставляли выбирать именно моноблоки для оборудования учебных классов.

По наблюдениям Алибека Жанайдарова, моноблоки прочно обосновались на рынке стационарных компьютеров. Их используют во фронт-офисах клиентоориентированных компаний, на рабочих местах руководителей и высокооплачиваемых специалистов, в приемных. В то же время маркетинг-директор компании ALSI подчеркивает, что увеличение спроса на этот сегмент зависит от ценовой политики: если производителям удастся сравнять стоимость моноблоков со стоимостью настольных ПК, то в офисах компаний может начаться массовая замена стандартных ПК на моноблоки. Эксперт отмечает, что рынок ноутбуков при этом серьезно не пострадает, поскольку моноблоки прежде всего являются эргономичными, стационарными персональными компьютерами.

Г-н Жанайдаров уверен: несмотря на то что доля моноблоков на рынке в текущий период относительно невелика, продажи будут расти. И, учитывая негативные тенденции на более емких рынках (стационарных компьютеров и ноутбуков), спрос на моноблоки будет балансироваться предложением со стороны более дешевых традиционных ПК и более функциональных ноутбуков.

Даурен Курмангалиев считает, что в ближайшие годы на увеличение поставок моноблоков повлияют устойчивые продажи в корпоративном секторе. А на их уменьшение — стагнация потребительского сектора на фоне технологической конкуренции со стороны мобильных устройств.

Тем не менее, несмотря на такие противоречивые прогнозы, многие производители продолжают ставить на моноблоки. Буквально на днях свои произведения публике представила китайская компания Huntкey, до того знаменитая в основном своими блоками питания.

Александр Васильев уверенно заявляет, что Huntkey не стоит рассчитывать на большую долю рынка ввиду приведенных им выше обоснований. Алибек Жанайдаров также считает, что перспективы взрывного роста нового бренда сомнительны, поскольку на рынке «домашних» моноблоков ему придется потеснить Apple, что практически невозможно. А на рынке офисных машин конкуренция станет еще выше, и это будет связано с востребованностью замещающих товаров (ноутбуков) и созданием решений на базе «тонких клиентов» от производителей стационарных ПК.

В то же время старший аналитик IDC не отрицает возможности того, что новый класс моноблоков Huntkey вполне может занять нишу на казахстанском рынке по ряду причин. Во-первых, они дешевле традиционных моноблоков (AIO). Во-вторых, они имеют возможность модернизации системы, не предусмотренную в традиционных моноблоках. И третьим привлекающим фактором является современный дизайн и стандартная «начинка» названных устройств. Время покажет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики