Иномарки становятся российскими

Автомобили российской сборки, но с нероссийскими корнями, на нашем рынке продаются все активнее

Иномарки становятся российскими

Сегодня для крупных автомобильных концернов характерно стремление размещать производство своих автомобилей как можно ближе к рынкам сбыта, зачастую это позволяет им максимально выигрывать благодаря возможному сокращению транспортных расходов, порой дешевой рабочей силе, лояльности властей. Так, неуклонно растет производство иномарок в России, продажи которых за прошлый год выросли здесь на 9%. Что же до такого небольшого рынка, как казахстанский, иномарки российской сборки здесь замещают своих собратьев, произведенных в других регионах мира. Впрочем, в ближайшем будущем они едва ли смогут составить серьезную конкуренцию российским маркам.

Первые автозаводы полного цикла, занимающиеся сборкой иномарок, стали появляться в России еще в середине первого десятилетия 2000-х годов. Существенным стимулом для дальнейшего развития этого производства стало повышение пошлин на импортные авто в 2009 году. Таким образом, уже в 2010 году количество проданных на российском рынке иномарок отечественной сборки превысило количество импортированных иномарок.

Многие автоконцерны уже наладили сборку своих авто на территории России. В их числе Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, KIA, Volkswagen и многие другие. В общей сложности на территории России сейчас собирают 83 модели автомобилей от 22 различных производителей. Российские сборочные производства есть в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Калужской области, Таганроге, Татарстане, в Поволжье и на Дальнем Востоке. Производства, осуществляющие сборку автомобилей на территории России, работают в основном в режиме промышленной сборки, позволяющей импортировать компоненты для нее из других стран; при этом, с одной стороны, им гарантированы низкие таможенные ставки, а с другой — на предприятие накладывается обязательство по локализации производства.

Существенным стимулом для организации производства иномарок на территории России, по данным аналитического агентства АВТОСТАТ, являются льготные условия для ввоза автокомпонентов, необходимых для промышленной сборки, однако эти льготы будут отменены в 2020 году. Тогда производители вынуждены будут использовать более дорогие автокомпоненты российского производства, что, вероятно, скажется и на цене готовой продукции.

Однако на этой почве у РФ возникли проблемы с подготовкой к вступлению в Всемирную торговую организацию: такие меры поддержки автопрома противоречат правилам Первого генерального соглашения по тарифам и торговле, а значит, для вступления в ВТО России необходимо пересмотреть существующие сегодня условия по поддержке промышленной сборки автомобилей. Изначально в 2012 году планировалось, что все меры, не соответствующие правилам ВТО, такие, как преференциальные тарифы, применяемые в соответствии с режимом промышленной сборки, будут отменены к 1 июля 2018 года. Однако в 2013 году эта стратегия была пересмотрена в пользу полной отмены режима промышленной сборки к середине 2018 года, что должно способствовать росту конкурентоспособности российской автомобильной промышленности.

Поступление на казахстанский рынок автомобилей российской сборки выгодно многим иностранным концернам

Кроме того, ожидается, что таможенные пошлины в 2018 году достигнут своих предельных уровней. Ожидается, что эти меры серьезно ударят по российской автомобильной индустрии и цены на иномарки российской сборки могут вырасти, поэтому предлагается сохранить ранее установленные государством таможенные льготы для автопроизводителей, осуществляющих промышленную сборку после 1 июля 2018 года до 31 декабря 2020 года. К тому же производителям будут компенсированы затраты, которые возникнут у них в связи с повышением ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты, применяемые для промышленной сборки, в форме субсидий из федерального бюджета.

Nissan Teana, выпущенный Санкт-Петербургским заводом
Фото: Интерпресс / photoxpress.ru

Иномарки недальнего зарубежья

Часть импортируемых казахстанским рынком автомобилей марки Nissan с 2014 года будет собираться в России. Об этом сообщил генеральный директор ТОО «Автомир Мотор Каз» Андрей Исеев: «Новое поколение Nissan Teana будет приходить из России, как и ряд других моделей. То есть в 2014 году у нас помимо выхода новых моделей произойдет релокация производства, то есть если сейчас все модели, которые продаются в Казахстане, собираются в Англии, Мексике или Японии, то в 2014 году сюда добавится еще и Россия». Кроме того, в следующем году на казахстанский рынок поступят еще две модели: Nissan Pathfinder, родом из Санкт-Петербурга, а также Nissan Sentra ижевского производства.

По словам г-на Исеева, поступление на казахстанский рынок автомобилей российской сборки выгодно по многим причинам: «Российское производство ближе, доступнее, более прогнозируемое, и вопрос о продаже в Казахстане автомобилей российской сборки в Nissan уже решен. В первую очередь это выгодно самому покупателю, так как российское производство позволит сделать автомобили Nissan более доступными для казахстанцев».

Toyota также не отстает от других концернов в стремлении локализовать производство своих авто на территории СНГ. Как рассказал начальник департамента маркетинга «Тойота Мотор Казахстан» Асылбек Алиев, Toyota Camry уже собирается на заводе Toyota Motor Manufacturing Russia в Санкт-Петербурге и экспортируется в Казахстан, а в прошлом году началась сборка автомобилей Toyota Prado на Дальнем Востоке, однако эта модель в Казахстан еще не поставляется. Также у «японцев» есть планы по локализации производства других моделей на территории России, которые потенциально могут поставляться на казахстанский рынок. Параллельно концерн Toyota планирует наладить сборку автомобилей на территории Казахстана: как рассказал наш собеседник, уже в конце весны или начале лета в Казахстане начнут собирать первые автомобили модели Toyota Fortuner. Отметим, что за 2013 год из 35 тысяч автомобилей Toyota Camry российской сборки в Казахстан было отправлено более 3 тысяч.

Но не все автобренды спешат налаживать поставку своей продукции с российских заводов на казахстанский рынок. Как сообщили «Эксперту» представители компании «Автоцентр-Бавария», официального дилера BMW в Казахстане, вся продукция этой марки импортируется в Казахстан из Германии и США, хотя на калининградском заводе «Автотор» осуществляется сборка нескольких моделей BMW.

Несмотря на то что значительную часть казахстанского авторынка занимают модели российских отечественных брендов, далеко не во всех сегментах его продукция лидирует. По мнению г-на Алиева, несмотря на то, что конкурировать на казахстанском рынке становится все сложнее, продукция концерна Toyota на казахстанском рынке соперничает не столько с автомобилями российских отечественных марок, сколько с иномарками, собираемыми на территории РФ: «Мы не конкурируем с российским автопромом, поскольку наша продукция находится в разных ценовых сегментах. Российские авто — это нижний ценовой сегмент, конкурирующий на нашем рынке больше с китайскими или узбекскими автомобилями, нежели с нами. Если же говорить про иностранные бренды, собираемые в России, то, конечно, они составляют очень сильную конкуренцию»,— разъясняет спикер.

Обрусевшие иномарки

Стоит отметить, что иномарки российского производства располагаются в основном в среднем ценовом сегменте казахстанского автомобильного рынка: по данным АКАБ, средняя цена на иномарки российской сборки на казахстанском рынке составила примерно 18 тыс. долларов. Хотя до успеха отечественных брендов РФ на казахстанском рынке иномаркам российской сборки еще далеко, некоторые модели уже поднимаются достаточно высоко в общем рейтинге импорта и продаж. Наибольший объем импорта иномарок из России в 2013 году пришелся на марки Lada, Hyundai и Gaz, при этом из числа автомобилей российского производства, импортированных в Казахстан, примерно 27% пришлось на иномарки. Наиболее востребованными оказались машины марок Hyundai и Renault: на первичном авторынке эти бренды составили более половины всех завезенных из РФ машин. При этом, как сообщила «Эксперту» пресс-служба, более 98% автомобилей Renault, поставленных на казахстанский рынок в 2013 году, были собраны в России.

А в январе 2014 года, по данным «БИПЭК авто», в десятку наиболее продаваемых в Казахстане автомобилей вошли Kia Rio (336 ед.) и Hyundai Accent (323 ед.) российской сборки.

Общее количество импортируемых из России иномарок за последние пять лет, по данным пресс-службы АКАБ, выросло более чем в 50 раз: если в 2009 году был завезен всего 441 автомобиль, то в прошлом году эта цифра достигла 24 161 авто. За эти годы увеличилось не только количество ввозимых машин, но и их ассортимент: с 2010 года концерны Volkswagen, Toyоta и Renault начали поставлять в Казахстан свои авто, собранные на российских заводах, Hyundai — с 2011 года, а KIA и Mercedes-Benz с 2012 года. Но некоторые иномарки, наоборот, перестали поступать из России в Казахстан: так, в 2011 году с нашего рынка пропали легковые автомобили марки Chevrolet российской сборки, а в прошлом году коммерческие автомобили Isuzu.

Между тем дольше всего на казахстанский рынок из России поставляются иномарки Skoda, Chevrolet и Renault — с 2004–2005 годов. Что же касается стратификации по категориям, то большая часть российских иномарок на отечественном рынке представлена легковыми автомобилями: в 2013 году их было завезено более 18 тысяч, хотя до 2011 года лидировали внедорожники.

Хотя на отечественном рынке последние 5 лет наблюдался существенный рост количества иномарок российского производства, неизвестно, как недавняя девальвация в Казахстане и грядущие перемены в жизни российского автопрома скажутся на этом процессе, к тому же стремительное падение с ним уже случалось. Так, импорт российских иномарок снизился с 2234 автомобилей в 2007 году до 441 машины в 2009 году. «В рамках действия единого Таможенного союза действуют упрощенные процедуры таможенного ввоза, что позволяет нам предлагать казахским клиентам автомобили по доступным ценам за счет отсутствия дополнительных таможенных пошлин. Тем не менее в настоящий момент сложная экономическая ситуация в стране и сильная девальвация тенге привели к необходимости повышения цен»,— рассказывает «Эксперту» руководитель службы по продуктовым коммуникациям Renault в России Василий Минаков.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики