По лужам шагаю, доходы считаю

Казахстанский производитель обуви из полихлорвинила более десяти лет успешно работает и расширяет ассортимент

По лужам шагаю, доходы считаю

Резиновые сапоги за последнее десятилетие плавно перекочевали из разряда «забытое старое» в «модное новое». Но век моды короток — и такую обувь уже не видно на подиумах. «Если Кейт Мосс сняла сапоги, это не значит, что дождя больше не будет»,— шутят в казахстанской компании «Арго», занимающейся изготовлением непромокаемой обуви, и падения спроса на свою продукцию не прогнозируют. Тем более что основной объем производства компании приходится не на модные новинки, а на классическую бытовую обувь, сапоги и галоши, и обувь специализированную — производственную.

В ногу со временем

«Алматинский завод по производству резиновой обуви». Ориентируясь на такие указатели, мы добираемся до ППК «Арго», расположенного в промышленной зоне южной столицы. Строго говоря, «резиновая обувь», «резиновые сапоги» — это уже просто устоявшиеся названия. На самом деле сапоги из резины сейчас скорее исключение, чем правило. Такую обувь куда чаще делают из более современного материала поливинилхлорида (ПВХ) — это пластик, а не резина. «ПВХ подвержен рециклингу, более экологичен, чем резина, и экономически более выгоден: например, если рассматривать с точки зрения расхода электроэнергии, то гораздо дешевле производить обувь из ПВХ, чем из резины. При этом, обладая практически теми же свойствами, что и резина, ПВХ более технологичен. Резину сложнее сделать цветной или придать ей какие-то особые свойства — например, негорючесть. Конечно, можно добавить антипирены и получить негорючую резину, но ПВХ является самозатухающим продуктом. Единственный плюс резины по сравнению с ПВХ — высокая температура плавления. Резина практически не плавится при высоких температурах — ну, скажем, выше 200 градусов, а ПВХ при 200 градусах уже размягчается. Но это уж очень экстремальные условия»,— объясняет плюсы поливинилхлорида Олег Ковальчук, технический директор ТОО ПКК «Арго».

История «Арго» началась в 2003 году. «Увидели пустую нишу и заняли ее»,— объясняют в компании, и до сих пор это единственный заметный казахстанский производитель ПВХ обуви (сообщения о начале производства подобной продукции где-то еще на территории РК время от времени появляются, но продолжения, как правило, не следует). Основные конкуренты казахстанского производителя на казахстанском же рынке — Китай и Россия. «Мощность нашего предприятия позволяет полностью обеспечить потребность Казахстана в резиновой обуви. Прецеденты были: сложности на границе с Китаем совпали с такой ситуацией, что и из России не могли завезти продукцию; мы нарастили мощности по выпуску и смогли перекрыть потребность практически на 80%. Сейчас наш годовой объем — сотни тысяч пар. В течение месяца-двух мы можем в два-три раза увеличить производительность нашего предприятия и довести объем производства до одного-двух миллионов пар»,— утверждает техдиректор «Арго» и добавляет, что сегодня при существующей на рынке в сегменте резиновой обуви конкуренции вопрос о резком увеличении объемов не стоит. Скорее, стоит вопрос о диверсификации производства, способной сгладить сезонные осенне-весенние пики спроса на продукцию, а это больное место всех производителей резиновой обуви. Именно поэтому компанией была приобретена машина, позволяющая изготавливать обувь из этиленвинилацетата (ЭВА), и в ассортименте «Арго» появились невесомые ЭВА, значительно легче ПВХ, сланцы, сабо, сандалии и детские сапожки из ЭВА под брендом «Аргоша». У казахстанского производителя есть еще один свой бренд — «Мерген», это обувь для охотников и рыболовов. Но все же основные направления деятельности компании — бытовая обувь и защитная спецобувь. Если еще лет пять назад 80% объема производства занимали обычные сапоги и калоши, то сейчас им пришлось потесниться в пользу продукции для нефтяников, горняков и строителей — промышленная обувь «Арго» в объемах производства держит паритет с обувью бытовой.

От сырья до литья

Технология производства обуви из ПВХ может быть выражена одним словом: литье. Если чуть подробнее, то сначала плавится гранулированное сырье, потом оно впрыскивается под давлением в пресс-форму, кристаллизуется при температуре 90 градусов. «Если температура оказалась выше или ниже — значит, этим сапогам прямая дорога в мусорный контейнер»,— комментирует г-н Ковальчук. Затем изделие остывает в форме до 40 градусов, после чего его вешают на так называемую «елку» (специальную стойку для обуви); спустя непродолжительное время упаковщица проводит тест на качество обуви и упаковывает проверенную пару. Общий принцип изготовления обуви из ЭВА примерно такой же.

Мощность предприятия «Арго» позволяет полностью обеспечить потребность Казахстана в резиновой обуви

«Львиная доля сырья у нас — российская, хотя используем какие-то компоненты и итальянские, и австрийские, например красители. Сырья местного производства у нас нет — его либо не производят в РК вообще, либо оно — вот те же красители — очень низкого качества»,— сетует Олег Ковальчук. Претензии есть не только к местным производителям: в «Арго» рассматривали все возможные варианты поставок сырья, в том числе из Кореи, Индии, Китая, Турции. Корейское устраивало по качеству, но длинное логистическое плечо заставило отказаться от такого варианта. Поставки из Китая проще с точки зрения логистики, но тут подкачало качество. «Непостоянство заявленных характеристик от заводов-производителей не позволило нам с ними работать. Мы брали мелкие партии сырья для пробы — эти партии обуви даже в продажу не вышли. Гигиенические свойства оставляли желать лучшего, да просто тактильные ощущения от той обуви были неприятными. И выглядела эта обувь так, как та, что продается на барахолке, сваленная кучами». Олег Ковальчук рассказывает, что на предприятии есть небольшая лаборатория, где апробируются все новые продукты. Из каждой партии сырья делаются тестовые образцы материала, потом тестовые образцы обуви — они проходят проверку как на тестовых установках, так и в «боевых» условиях: обувь бесплатно отдают потребителям для использования по прямому назначению с условием, что она вернется в лабораторию через три месяца. И только после этого обувь выходит на рынок.

В цехах «Арго» несколько машин-полуавтоматов российского производства и известной немецкой фирмы DESMA. Последняя сейчас предлагает оборудование нового поколения, роботизированные комплексы, но стоимость такой машины — просто космическая по сравнению со стоимостью той обуви, которую она выпускает, говорят представители казахстанской компании, отмечая, что зарабатывает предприятие не за счет космической маржи, а именно за счет валового производства качественной обуви из качественных материалов. «Мы работаем на такого конечного потребителя, который готов приобретать качественный товар, но соотношение цена — качество должно быть адекватным»,— объясняет технический директор ТОО ПКК «Арго». Судя по тому, что предприятие существует и развивается уже более десяти лет, выдерживать соотношение цена — качество казахстанскому производителю обуви из ПХВ и ЭВА удается.

Мощность предприятия «Арго» позволяет полностью обеспечить потребность Казахстана в резиновой обуви

Тише едешь — дальше будешь

Галоши садовые от 200 тг, детские сланцы от 220 тг, сапоги резиновые женские — около 1000 тг. С точки зрения дизайна — аккуратно, но без особых изысков. На вопрос, а не было идеи сделать что-то ультрамодное, продавать ощутимо дороже и заработать на волне популярности резиновых сапог, Олег Ковальчук отвечает строго «нет». Он рассказывает, что специально покупал за 28 тысяч тенге брендовые резиновые сапоги одной из итальянских фирм, на предприятии их изучили от и до, в буквальном смысле разрезав на кусочки. И пришли к выводу: сапоги такого качества и класса сделать на «Арго» можно, заказав новые пресс-формы, особый ПВХ, довольно дорогой внутренний чулок и соответствующие аксессуары — отпускная цена на новинку будет 50 долларов. Но только в том случае, если продавать сапоги десятками тысяч пар, что объективно нереально в казахстанских условиях. Если делать небольшую партию, то стоимость модных сапожек вырастет до 500 долларов и вероятность их реализации опять же оказывается невысокой. Тем не менее небольшой бонус от веяний с подиума казахстанский производитель получил: пока резиновые сапоги были на пике моды, очень хорошо продавалась женская модель из прозрачного ПВХ и цветного итальянского чулка. Сейчас, отмечают в «Арго», интерес со стороны молодых девушек к этой модели снизился, но сапоги (и галоши) позитивных расцветок с удовольствием приобретают дачницы.

В планах «Арго» новые материалы и новые рынки. Идет работа по выводу продукции в ближнее зарубежье — Россию и Киргизию. Новым направлением может стать производство продукции из полиуретана (обувь из него получается такой же легкой, как из ЭВА, но более прочной). Однако для развития этого направления требуется приобрести новое оборудование, а под новое оборудование нужны новые помещения. «Направление капиталоемкое, поэтому внедрять его нужно обдуманно, трезво и с опаской»,— уверен технический директор ППК «Арго». Казахстанский производитель обуви из ПВХ и ЭВА демонстрирует обдуманный и осторожный подход к бизнесу, делая действительно «ту обувь, которая нужна всем» — этот слоган можно увидеть на каждой коробке с обувью производства «Арго». Пока этот подход себя оправдывает.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом