Неизведанное дистанционное поле

Нишу дистанционного обучения в Казахстане занимают пока российские и западные игроки

Неизведанное дистанционное поле

В наши дни одним из перспективных и популярных способов получения образования является дистанционное обучение. Некоторые с помощью такого вида обучения желают выучить язык, другие — повысить профессиональную квалификацию, пройдя курсы, а кто-то и вовсе решается на освоение более глубокой программы — MBA. Но в чем преимущество дистанционного образования перед заочной и очной формами обучения?

Между корочкой и знаниями

Основным преимуществом дистанционного образования, по мнению начальника отдела маркетинга «ЕШКО-Казахстан» (Европейская школа корреспондентского обучения) Эльмиры Асылбековой, является выработка самодисциплины, благодаря которой изученный материал действительно запоминается. На ее взгляд, в сравнении с заочным образованием, дающим весьма скудные познания, дистанционное обучение предполагает обширную программу и множество кейсов. Г-жа Асылбекова уверена, что, в отличие от заочного обучения, дистанционное образование не выбирают только ради получения «корочки»: обучаться по нему студенты начинают для восполнения тех или иных пробелов в знаниях и навыках. Кроме того, среди его преимуществ начальник отдела маркетинга «ЕШКО-Казахстан» выделяет экономию денежных средств и времени ввиду отсутствия необходимости посещения занятий. Что касается методики проведения дистанционных курсов в ЕШКО, в ее основе лежит метод Edutainment (Education — образование + Entertainment — развлечение), то есть образование в легкой игровой форме. Эта методика впервые была применена более 25 лет назад в Нидерландах и, по мнению г-жи Асылбековой, ее популярность не угасает благодаря эффективности.

Кроме того, к преимуществам обучения в ЕШКО-Казахстан Эльмира Асылбекова относит методику передачи учебных материалов по почте, благодаря чему возможность обучаться есть у людей из разных регионов страны. «Таким образом, получается охватить даже самые дальние аулы, в отличие от компаний, у которых дистанционное обучение можно проходить только онлайн»,— считает г-жа Асылбекова.

Противоположное мнение об эффективности дистанционного образования высказал менеджер The Open Business school (OBS), который предпочел остаться неназванным. На его взгляд, польза от обучения зависит не от его формы, а от применяемых технологий. И если их построить нужным образом, заочная форма может оказаться значительно эффективнее дистанционной. Что касается технологии образования в OBS, то она совмещает в себе элементы очного, заочного и дистанционного обучения, которые основываются на британской технологии Blended-learning. В ее основе лежит совмещение самостоятельного изучения материалов с групповыми занятиями в аудитории под руководством тьютора — практикующего менеджера, сертифицированного британским университетом The Open University. Тьютор проверяет и комментирует письменные задания студентов, консультирует и руководит учебой, а также проводит интернет-конференции по учебной программе.

Технология, как уверяют ее создатели, позволяет обучаться без отрыва от работы, при постоянной поддержке администратора и координатора в течение всего периода прохождения программы. Администратор при этом организует и сопровождает учебный процесс, включая информационные потоки между слушателями и тьютором. А работа координатора заключается в проведении мониторинга успеваемости и поддержке связи со студентами.

По словам менеджера OBS, такая программа требует обязательного, полного погружения в обучение. Если обучающийся не будет прилагать усилий, то после трех месяцев учебы он может значительно отстать от программы.

Менеджер OBS заявляет, что «классическая» дистанционная программа неэффективна, ведь полученные навыки закрепляются только тогда, когда человек в процессе учебы применяет их на практике. Если же обучение не предусматривает практических занятий, то в конечном итоге полученное образование оказывается малоэффективным. Что касается blended-learning, технология, в противовес дистанционному обучению, направлена на практику, благодаря чему приобретенные навыки можно впоследствии с легкостью применять в работе.

Куда податься?

Среди видов обучения, которые предлагает OBS, есть курсы и программы MBA. Все они делятся на собственные и совместные с учебными заведениями других стран — таких, как The Open University (Великобритания); AFW — Академия управления и экономики (Германия), ISMA — Высшая школа менеджмента информационных систем (Латвия), МИМ ЛИНК (Россия).

Программы и курсы включают только управленческие специальности в сфере менеджмента на разных уровнях: оперативный менеджмент, менеджмент для менеджеров среднего звена и топ-менеджеров.

Чтобы начать обучение по программе MBA, требуется обязательное наличие высшего образования. Те, для кого наличие диплома первостепенного значения не имеет, могут вместо MBA выбрать годовые программы повышения квалификации и после их окончания получить профессиональный сертификат международного образца. Так, начальник отдела может пройти курсы линейного менеджера и менеджера среднего звена и обрести необходимые для работы навыки управления. А для директора компании или топ-менеджера более подходящей станет программа MBA. Однако кандидатами на поступление могут стать только те, кто имеет за плечами трехлетний управленческий опыт. Если же такового нет, можно сначала пройти годовые программы, а уже после них начать обучение по программе MBA. Преимущество MBA в том, что наличие диплома ценится работодателями больше, в сравнении с сертификатом о повышении квалификации, и это увеличивает долю шансов получить желаемую должность.

Стоимость программ, по данным менеджера OBS, варьируется в зависимости от статуса учебного заведения, совместно с которым была разработана. Так, британская программа МВА является наиболее дорогой и ввиду высокой стоимости (4,5 млн тенге за 3 года обучения, без учета дополнительных затрат) и жестких требований к знанию языка особой популярностью в Казахстане не пользуется.

Наибольшим же спросом среди всех видов MBA в OBS пользуются российские программы МВА, аккредитованные Международной ассоциацией «AMBA» (международная организация, занимающаяся аккредитацией бизнес-школ и программ MBA). Их стоимость за два года обучения составит 2 млн 400 тыс. тенге, однако, по словам менеджера, для поступающих предусмотрены скидки, в зависимости от даты подачи заявки на обучение. Что касается стоимости годовых программ, то в OBS она варьируется от 600 до 900 тыс. тенге.

Если же говорить о дистанционных языковых курсах, то, согласно проведенному анализу Эльмиры Асылбековой, они пользуются популярностью. Кроме курсов английского языка, которые на протяжении всего периода существования компании «ЕШКО» в Казахстане пользовались большим спросом, в последние годы значительно выросла потребность в изучении казахского языка. Кроме того, значительная доля продаж приходится на курсы по финансовому учету — МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), туристическому бизнесу, а также менеджменту и маркетингу. А в сфере красоты и здоровья популярны курсы по парикмахерскому искусству и массажу.

В среднем языковые курсы в «ЕШКО» длятся 20 месяцев, а профессиональные — около 12 месяцев. Средняя цена курсов за месяц составляет 3 тыс. тенге, а стоимость полного комплекта обучения на 20 месяцев варьируется от 30 до 35 тыс. тенге.

Инструмент для обучения

По оценке менеджера OBS, компании, предлагающие сегодня образование на рынке Казахстана, можно разделить на несколько видов. Среди них казахстанские государственные вузы, которые, по его мнению, не имеют ни методик, ни средств, ни программ, ни технологий обучения. Уровень частных вузов, на его взгляд, колеблется «от никудышнего до среднего». Иностранные образовательные учреждения имеют как средний, так и относительно хороший уровень. А что касается частных посредников, отправляющих студентов обучаться за границу, менеджер OBS называет их «торговцами путевками».

Самый массовый сегмент дистанционного обучения строится по схеме «чем ниже цена, тем лучше». О каком — то соотношении и соизмерении цены и качества речи пока не идет

По его данным, самый массовый сегмент дистанционного обучения руководствуется принципом «чем ниже цена, тем лучше». О каком-то соотношении и соизмерении «цены — качества» речи пока не идет. Он уверен: аудитория сегодня не готова платить за качественное образование. Люди, стремящиеся его получить, отправляются за границу и в конечном итоге там остаются. Те же, кто намерен работать в Казахстане, не видят надобности в получении качественного образования.

«Сегмент дистанционного образования в Казахстане не превышает 25–30% от общего образовательного рынка»,— считает ведущий инженер Central Asia Tech Михаил Поташко. По его наблюдениям, на дистанционное обучение постепенно переходят как корпоративный сектор для поддержания на соответствующем уровне квалификации своих сотрудников, так и университеты, а также школьные образовательные учреждения.

Именно для них Central Asia Tech предлагает продукт Sakai. Он представляет собой набор программных инструментов, некую платформу для организации дистанционного обучения. По мнению Михаила Поташко, качественная система дистанционного обучения (СДО) должна иметь необходимый контент, состоящий из лекций, тестов на подтверждение квалификации, возможности проведения видеоконференций. Sakai систематизирует все необходимые программы, чтобы они работали бесперебойно. А учебный центр или организация могут сами добавить в СДО нужный контент для обучения или повышения квалификации.

Для того чтобы использовать систему, не требуется никаких специальных знаний (к примеру, знаний языка HTML). Однако г-н Поташко подчеркивает, что знание современных технологий, безусловно, облегчит работу в Sakai.

В рамках Sakai для дистанционного обучения может быть создан сайт учебного курса (course worksite), где студенты, во-первых, могут ознакомиться с программой и календарем курса, во-вторых — получить доступ к материалам занятий и проходить тесты, письменные экзамены, отправлять работы преподавателю. С помощью такого сайта можно проводить интерактивные онлайн-занятия с использованием аудио- и видеоконференцсвязи и виртуальной классной доски. То есть на сайте, созданном посредством Sakai, можно сосредоточить весь процесс взаимодействия преподавателя со студентами.

Ввиду того что этот продукт позволяет вести целый спектр курсов, начиная от технических, заканчивая управленческими специальностями, он широкое применяется на Западе в таких университетах, как Йельский, Колумбийский и Стэнфордский. В наших вузах Sakai на этапе внедрения.

Что касается корпоративного сектора, по прогнозам Михаила Поташко, в ближайшие три года систему Sakai будут использовать 30–35% организаций. Насколько быстро она проникнет в образовательный сектор Казахстана, ведущий инженер Central Asia Tech ответить затрудняется, поскольку степень внедрения названного продукта зависит от решений министерства образования.

Таким образом, можно предположить, что со временем дистанционная форма получения знаний в Казахстане если и не заменит другие формы обучения, то постепенно глубоко проникнет в систему образования и станет ее неотъемлемой частью. Вот только когда конкретно это произойдет, судить еще рано.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?