Южная нестолица

После того как Алматы потерял статус столицы, ему стали уделять меньше внимания

Южная нестолица

К сегодняшнему дню некоторые сравнивают его с перенаселенной провинцией, другие — с «курицей, несущей золотые яйца», которая только этим и интересна власти, а третьи с ними не соглашаются и утверждают, что город продолжает развиваться.

У Алматы хватает проблем. Самая очевидная из них — это рост числа автолюбителей, ухудшивший экологию и приведший к возникновению постоянных заторов на дорогах. Но, несмотря на неутешительную картину, мегаполис продолжает оставаться лидером по сборам налогов. В государственную казну в 2013 году из Алматы с учетом таможенных платежей поступило 1 368,1 млрд тенге. Это неустанно подчеркивает и аким города Ахметжан Есимов на ежегодных отчетных встречах с населением Алматы. В конце февраля он представил общественности очередной отчет, результаты которого показывают, что акимат за год явно потрудился на славу: в мегаполисе возвели 5,7 млн квадратных метров жилья, открыли три новые школы на 3600 мест, четыре государственных и 17 частных детских садиков; отмечаются хорошие темпы роста в промышленности, транспорте, связи, торговле, сфере услуг; продолжается работа по развитию автотранспорта и дорожной инфраструктуры. Однако, в отличие от акима, независимое экспертное общество не позволяет себе столь оптимистичных выводов: оно обращает внимание на то, что социальная и культурная сферы практически не развиваются и по-прежнему остаются актуальными вопросы экологии.

Для того чтобы не возник процесс ложной урбанизации, важно создавать рабочие места и инфраструктуру в пригородной зоне 

Популярно также мнение, что государство рассматривает Алматы только в качестве «курицы, несущей золотые яйца», не желая полноценно участвовать в развитии мегаполиса. После того как столицей стала Астана, последняя начала оттягивать на себя офисы крупных компаний: после первой волны, когда туда переехало большинство нацкомпаний, пришла новая — в столицу не так давно перебрался телекоммуникационный оператор «КаР-Тел», в Интернете стали ходить слухи, что туда же собирается переезжать и Народный банк, но пока информация всеми опровергается. Однако, что гораздо хуже, потеря столичного статуса влияет и на культурную составляющую. В Астане открылся роскошный оперный театр, куда переманили лучших молодых солистов алматинской оперы. Там создан Nazarbayev University, финансируемый гораздо щедрее алматинских вузов.

Впрочем, на словах чиновники всегда выступают за развитие Алматы.

На днях глава государства Нурсултан Назарбаев провел специальное совещание, на котором заявил, что южная столица должна развиваться наравне с Астаной.

Еще в 2011 году правительством была утверждена программа «Развитие регионов», в которой оговаривались задачи, в частности, по созданию алматинской агломерации с целью решения многих социальных проблем перенаселенного города. Если планы осуществятся, то Алматы, по видению авторов, превратится в торгово-логистический и финансовый центр с развитой туристической отраслью (Шымбулак, Медеу, Табаган, Кок-Жайляу).

Разгрузка

В советское время проектировщики-градостроители допускали расселение в Алма-Ате 700 тысяч человек, но количество людей, проживающих в городе, уже давно превысило это число в два раза. Из-за перенаселенности бывшей столицы и ее пригородов возникли острые проблемы, связанные с критическим загрязнением воздушной среды и постоянно возникающими автомобильными заторами на дорогах. По официальной информации, в Алматы дымят выхлопными трубами больше 800 тысяч единиц автомашин ежедневно, учитывая и иногородние, и транзитные. И это при известной проблеме непродуваемости территории города.

Как следствие, в 2010 году мегаполис занял 25-е место в рейтинге самых экологически загрязненных городов мира, составленном международной рейтинговой компанией NYC Partnership Consulting. Еще раньше в рамках исследования «The World’s worst places to work», проведенного компанией ORC Worldwide для журнала Businessweek, выяснилось, что в рейтинге 55 городов, находящихся за пределами США, Канады и Западной Европы, Алматы вошел в пятерку худших городов мира для работы иностранцев. В том же исследовании к основным проблемам ORC Worldwide отнес высокий уровень загрязнения окружающей среды, угрозу заболеваний, низкий уровень медицинского обслуживания, недостаточную инфраструктуру, неудовлетворительные жилищные условия, преступность и трудности с коммуникациями.

Приняв во внимание крайнюю перенаселенность Алматы и остроту градостроительных, экологических и транспортных проблем города, глава государства в своем послании народу от 14 декабря 2012 года озвучил поручение «разгрузить» мегаполис за счет строительства городов-спутников G-4 City. Это проект строительства четырех городов-спутников вдоль трассы Алматы — Капшагай: Gate City (деловой и финансовый центр), Golden City (центр культуры и образования), Growing City (промышленный и логистический центр) и Green City (туристический центр).

Города-спутники с развитой социальной и инженерной инфраструктурой, градообразующими производственными объектами позволяют регулировать процессы роста и развития разрастающихся мегаполисов и агломераций. В мировой практике такие города, расположенные от крупных поселений на удалении, играют роль своеобразных контрмагнитов, оттягивающих на себя миграционные потоки.

Однако, по мнению некоторых казахстанских специалистов в сфере градостроительства и архитектуры, проблемам формирования градообразующей базы, обеспечения трудовой занятости населения в проекте строительства городов-спутников G-4 City не уделено должного внимания. Это в дальнейшем может привести к еще более резкому обострению уже имеющих проблем в южной столице.

Председатель наблюдательного совета общественного объединения «Казпотребнадзор» (в прошлом депутат маслихата города Алматы четвертого созыва) Талгат Абдижаппаров говорит, что, по его мнению, регион так и не стал уникальным туристическим или финансовым центром: «За шесть лет ни Алматы, ни Алматинская область не избавились от своих основных проблем, а наоборот, южная столица превратилась в котел, в котором накапливаются нерешенные вопросы. Это и латентная безработица, которая усиливается за счет миграции из близлежащих регионов, приводящая к росту показателей по преступности. Это перегруженность автотранспортом в часы пик и соответствующее резкое ухудшение экологии. Это рост цен на жилье и его аренду из-за перенаселенности мегаполиса»,— констатировал эксперт.

Причина всего этого, по его словам, кроется в том, что в Алматинской области и в городах-спутниках недостаточно развита инфраструктура для роста малого бизнеса, и по сравнению с Алматы качество образования и здравоохранения там ниже. «Но самое худшее, что в городе увеличиваются протестные настроения за счет роста тарифов на коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте, цен на продукты первой необходимости, что приводит к обеднению некоторой части населения»,— делится ощущениями наш собеседник.

Рецепт для решения этих проблем, по мнению г-на Абдижаппарова, заключается в создании благоприятной социальной ситуации и тепличных условий для масштабного развития бизнеса, открытия новых производств в агропромышленном секторе, переезда и создания образовательных кампусов на территории Алматинской области — по примеру университета имени Сулеймана Демиреля, который расположен в Каскелене. «Для этого в долгосрочных планах развития алматинской агломерации должно быть предусмотрено соответствующее финансирование социально-экономического развития — именно Алматинской области и городов-спутников Алматы. Тем более что транспортная инфраструктура, имеется в виду строительство участка дороги Западная Европа — Западный Китай, строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги, которое заложено в планы правительства РК, создаст все предпосылки для мощного развития»,— уверен он.

Вместе с тем Талгат Абдижаппаров также отмечает и плюсы в развитии алматинской агломерации и считает, что пятнадцатилетняя перспектива (разрабатываемый план развития агломерации рассчитан до 2030 года. — ЭК) позволит реализовать самые амбициозные планы и, быть может, кардинально изменит экологическое состояние города. Но опять же если будут выработаны подходы для решения насущных проблем — таких, как ухудшение экологии, миграционные потоки, перегруженность транспортной инфраструктуры и неравномерное развитие города и его окраин.

Не разделяет точку зрения предыдущего спикера начальник управления по вопросам молодежной политики акимата Алматы Санжар Бокаев, который уверен, что развитие агломерации — это вынужденная мера, способная при правильном планировании получить неплохие экономические дивиденды: «К примеру, Алматы за последние пять лет стал центром индустриально-инновационных технологий, туризма и торгово-логистической деятельности.

Об этом говорят цифры. Только за 2013 год сумма налогов в бюджет города Алматы составила 1,4 трлн тенге. Сравните с цифрой пятилетней давности.

Эта модель, которую претворяет в жизнь аким города Ахметжан Есимов, позволяет получить реальные экономические резервы. Всего 6 лет назад никто бы не поверил, что многие проблемные микроучастки, где никак не решались вопросы с самозахватчиками, превратятся в современный Алатауский район, в котором строятся новая индустриальная зона и олимпийская деревня к Универсиаде-2017».

Г-н Бокаев, к слову, обладатель степени PhD по политологии, также придерживается мнения, что «в нашем городе наблюдается неуправляемая внутренняя миграция: люди едут из регионов в Алматы в поисках работы и лучшей жизни. И для того чтобы не возник процесс ложной урбанизации — это когда стремительный рост численности городского населения не сопровождается достаточным ростом числа рабочих мест,— важно создавать рабочие места и инфраструктуру в пригородной зоне. Это всего лишь один пример,— отмечает Санжар Бокаев. — Второй немаловажный момент заключается в том, что все прилегающие к городу территории находятся на пересечении административно-территориальных единиц, что исключает прямое управление ими. Однако, как показывает опыт, в случае чрезвычайных ситуаций область по объективным причинам не успевает своевременно реагировать. Приходится подключать силы и средства города. И чтобы между различными центрами власти не уходило время на согласование, нужно четкое правовое оформление: присоединение или агломерирование».

Расширить нельзя оставить

В конце прошлого года сначала представители градостроительного совета Алматы, а потом и аким города сообщили, что возникла необходимость в изменении границ города с включением в его территорию части земель Талгарского и Карасайского районов Алматинской области. Изначально с этой инициативой выступили правоохранительные органы, которые заявляли, что управлять этими структурами из Алматы быстрее, чем из Талдыкоргана. По данным отдела управления земельных отношений Алматы, из Илийского района включается площадь в 604 гектара, где проживают 12 тысяч человек, а также присоединяется часть земель поселков Боролдай и Первомайский, 17 сел Карасайского района, граничащих с городом, и территория более 6,5 тысячи гектаров Талгарского района.

Почти каждый второй житель присоединяемых территорий (в совокупности — 52%) желает переехать в районы Алматы, расположенные ближе к центру города. Об этом говорит Санжар Бокаев, ссылаясь на данные социологического опроса, проведенного в октябре 2013 года акиматом южной столицы. Согласно опросу, 45% примыкающего к городу населения недовольны инфраструктурой своего района.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Махсат Сагимбеков поддерживает идею расширения границ города и считает, что эти меры дадут новые площадки для инвестиций, так как на новых территориях возможно развитие строительства недвижимости. При этом г-н Сагимбеков не сомневается, что для успешной реализации намеченных планов необходимо учитывать динамично растущий ежедневный автомобильный поток и не допускать загруженности новых дорог в рамках расширения территории города.

«Алматы плотно застроен, густо заселен и не имеет свободных площадей для своего развития, тем самым малоперспективен по пространственному размещению. Кроме того, обострение транспортной проблемы требует принятия кардинальных мер по разгрузке основных дорог»,— резюмирует старший аналитик.

Не все опрошенные нами эксперты к идее присоединения к городу новых территорий отнеслись оптимистично. Так, глава общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульнара Илеуова уверена, что если бы местная власть выполняла свои функции добросовестно и эффективно, то никто не говорил бы сейчас о расширении границ южной столицы: «Аргументы звучали разные. Однако один меня поразил больше всех: якобы первыми об этом попросили силовики после проведения антитеррористических операций, чтобы управление и координация действий в подобных случаях были более эффективными и оперативными. Если бы у нас было действительно работающее местное самоуправление, то проблемы местных сообществ решались бы самостоятельно,— полагает она. — К примеру, как выглядит агломерация во Франции? Как совокупность близко расположенных (иногда не видно границ) населенных пунктов, которые при этом сохраняют свою автономность и имеют свою систему управления, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы. У нас же якобы под предлогом, что в Талдыкоргане медленно принимаются решения в силу отдаленного расположения, таким образом могут к Алматы присоединить и другие территории».

Расширение границ города влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия. Это отмечает эксперт общественного фонда «Центр экономических исследований, оценки и мониторинга» Шолпан Айтенова: «К позитивным моментам можно отнести расширение экономической базы, как следствие — рост налоговых поступлений в городской бюджет. Также необходимо отметить, что расширение произойдет за счет территорий, которые уже имеют инфраструктуру (дороги, освещение, социально-культурные объекты), в отличие от того же микрорайона Шанырак. И поэтому местным властям не придется все усилия и средства направлять на благоустройство вновь присоединившихся территорий»,— перечисляет плюсы Шолпан Айтенова.

Негативные последствия эксперт видит в повышении энергопотребления, которое потребует дополнительных мощностей, вследствие этого повысится и нагрузка на городские службы жилищного коммунального хозяйства. Кроме того, высшие учебные заведения, деловая и культурная жизнь города сосредоточены в центре, и это означает, что еще больше увеличится транспортный поток за счет новых горожан. «Это неминуемо отразится на снижении качества городской среды, экологии, которая и так не на самом высоком уровне. Население города существенно вырастет, но это не обеспечит приток высококвалифицированных кадров. Городским властям уже сейчас необходимо разработать стратегию развития города с учетом расширения территории, которая бы включала смещение точек социальной и культурной инфраструктуры в спальные районы, увеличение количества социальных объектов, таких как детские сады, школы, повышение качества оказываемых государственных услуг, формируя среду, отзывчивую на потребности горожан»,— заключила Шолпан Айтенова.

Впрочем, с выводами эксперта, похоже, не во всем можно согласиться. Сегодня труднее всего устроить ребенка в детский сад именно в центре города, поскольку на периферии здания детсадов, построенных в советское время, до сих пор большей частью используются по назначению. Жители пригородов и так все работают в Алматы, так что формальное изменение границ вряд ли повлияет на маятниковую миграцию. Вместе с тем инфраструктура присоединяемых территорий все-таки в среднем находится в худшем состоянии, чем городская. Очевидно, именно эта проблема заставила отказаться от первоначального плана присоединения всей территории Илийского и даже Енбекшиказахского района, которые также интенсивно наращивают население. Многие жители этих районов также в большинстве работают в городе, но с инфраструктурой там еще больше проблем, из-за чего городской акимат не решился брать их на попечение. Но трудно не согласиться с тем, что в агломерации нужно создавать новые центры притяжения — и офисные, и промышленные, и культурные, и образовательные, и развлекательные.

Читайте редакционную статью: Новые границы для новой жизни

Не все так гладко

Председатель наблюдательного совета общественного объединения «Казпотребнадзор» Талгат Абдижаппаров считает, что в Алматы налицо серьезные изменения.

— Оживилось жилищное строительство, причем не только в центре города, но и на окраинах. Улучшается транспортная инфраструктура: открыто метро, введены в эксплуатацию Восточная объездная дорога, многочисленные развязки. Реконструированы объекты общегородского значения и заметна динамика развития малого бизнеса в сфере услуг. Соответственно вырос и бюджет города. Мегаполис по праву является экономическим локомотивом Казахстана и имеет перспективы и все возможности оставаться им в дальнейшем. Но стоит заметить, что в социальном плане Алматы стал городом контрастов: стал более заметен социальный разрыв между богатыми и бедными. В культурном плане город представляет собой разнобойный микс из коренных, многокоренных и не пустивших еще здесь корней алматинцев. В общем, от многочисленных поклонников Кайрата Нуртаса, популярного певца, до редеющих поклонников The Beatles. На сегодня Алматы пока не смог стать ни финансовым аналогом Гонконга, ни офшорно-туристическим раем по типу Кипра или Дубая. Приведу одно доказательство: в городе до сих пор нет концертного зала на 15–20 тысяч мест. Но это, естественно, не самая большая проблема Алматы. Однако стоит задуматься… Главное — чтобы по окончании реализации долгосрочных планов развития алматинской агломерации до 2030 года сформировался такой уникальный показатель, как социально-культурная общность горожан, включающая в себя толерантность и яркое желание прогресса и улучшения качества жизни вокруг себя.

Перенять мировой опыт

По мнению Санжара Бокаева, для успешной реализации намеченных планов необходимо изучить опыт формирования агломераций на Западе. Во-первых, по его мнению, нужно взять во внимание, что стереотипное деление на город и деревню сменяется акцентом на коммерческие, высокотехнологичные, деловые, научные и досуговые объекты. Во-вторых, все эти объекты должны строиться в пригороде и привлекать как бизнес, так и кадры, поскольку соответствуют новому духу инноваций. В-третьих, потоки высококвалифицированных работников все больше должны устремляться из центра в окраины. Например, 20% жителей Вены имеют рабочие места на периферии, тогда как из близлежащей сельской местности ездят на работу в город всего 12% жителей. А у нас 70–80% населения пригородных зон, это Каскелен, Талгар, Капчагай и другие, работают в Алматы и ежедневно сюда приезжают, создавая пробки на улицах и ухудшая экологию города. Тем более Алматы через агломерирование может использовать пригородную зону для размещения выгодных для себя производств. Но в этом случае Алматы может и не иметь прямой заинтересованности в улучшении ситуации в пригороде за счет собственного бюджета. Однако отказ от решения проблемы грозит в будущем мегаполису огромными косвенными издержками. Таковыми являются массовый приток сторонней рабочей силы, возникновение транспортных пробок, а также активизация преступных элементов из пригорода. Сегодня если не опасность, то определенную настороженность вызывает молодежь из села, наиболее социально уязвимая и чувствительная к деструктивным влияниям. И исправлять ситуацию нужно в пригородах, а не в центре города. Через создание условий для их развития: рабочих мест, инфраструктуры, спортивных и социально-культурных объектов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики