До Запада далеко

Западный Казахстан до сих пор является для многих казахстанских компаний «терра инкогнита» из-за сложностей с доставкой грузов, но вызывает все больший интерес у местных инвесторов

До Запада далеко

Опрошенные «Экспертом Казахстан» бизнесмены в один голос отмечают высокую привлекательность западных областей Казахстана, за счет которых можно расширить свои рынки сбыта, а в случае ЗКО и Актюбинской области и выйти на открытый российский рынок. Однако многих предпринимателей от активной экспансии в этот регион удерживает сложная логистика грузов.

Суровый край

Потенциал Западного Казахстана высок. Как рассказывают бизнесмены, в Атырау практически любой товар да и услуга улетают как горячие пирожки на морозе. Объяснение простое: там в дефиците практически все товары и услуги. Собственных предприятий мало, и это отражается на ценах, которые даже по алматинским меркам высоки. Последнее справедливо для Атырауской и Мангистауской областей. Однако многие компании исчерпали свои возможности на привычных рынках и ищут возможности выхода в регионы. Западный Казахстан в этом смысле выделяется тем, что здесь имеется платежеспособный спрос.

«Огромные возможности появляются именно в регионах. Пока что инженерные сети заменены новыми в основном в Алматы и Астане. А регионы только начинают получать финансирование на модернизацию ЖКХ,— рассказывает “Эксперту Казахстан” генеральный директор ТОО «Казахстанский трубный завод” Ербол Жумагалиев. — Это позволяет делать поставки значительных объемов продукции в эти области. В частности, теплоснабжение города Жанаозен было полностью построено с использованием продукции Казахстанского трубного завода».

Тем не менее большинство отечественных производителей предпочитают выходить на «западные» рынки, обращаясь к услугам местных дилеров. По словам главы крестьянского хозяйства «Пасека» Валерия Касымбаева, Западный Казахстан привлекателен в плане расширения рынка сбыта в частности и потому, что открывает канал выхода на российский рынок. Недалеко от Уральска находятся крупные российские города Самара и Саратов.

Представитель аккумуляторной компании «Алатау» Адиль Досымов говорит, что «этот рынок привлекателен с точки зрения повышения продаж на фоне низкой конкуренции». Аналогичное мнение у Карлыгаш Нуровой, владелицы сети торговых бутиков по продаже аксессуаров. По ее словам, из-за ограниченного предложения многие товары стоят в Атырау или Актау гораздо дороже, чем в Алматы. «Однако стоит заметить, что маржа у предпринимателей не намного выше, чем в северной или южной столице республики. Дело в том, что здесь наблюдается дефицит не только товаров и услуг, но и качественных торговых площадей. Поэтому расценки за квадратный метр в торговых центрах выше столичных»,— поясняет она.

Другая особенность, продолжает она, в частности Мангистауской и Атырауской областей, заключается в очень низкой платежеспособности местного населения. «Все продажи товаров и услуг в большинстве своем ориентированы на так называемых “откомандированных” — сотрудников нефтяных компаний и других, нередко иностранных, фирм, работающих по вахтовому методу. В результате если у всех торговых компаний наблюдается рост продаж в выходные и праздничные дни, то в этих регионах, напротив, спад, так как в эти периоды все “вахтовики” стараются уехать к своим семьям или в отпуск за границу»,— рассказывает г-жа Нурова. В регионах, по ее словам, не работают все те инструменты повышения продаж, которые применяются в Алматы или Астане. «Многие рекламные мероприятия проваливаются. Например, торговый центр проводил акцию “Ночь скидок”, на которую практически никто не пришел. Люди здесь после восьми спят»,— отмечает она.

В регионе (очевидно, имеются в виду опять-таки две области), по ее словам, можно сказать, вообще нет индустрии развлечений, так как у местного населения нет на это денег, а «откомандированные», напротив, едут отдыхать в Алматы, Астану и за границу, даже если речь идет всего лишь о нескольких днях. «Более того, местное население даже не может позволить себе покупать одежду и другие товары, которые продаются в торговых центрах. Разве что при очень больших скидках»,— констатирует она.

При этом наблюдается дефицит торговых площадей. «В Атырау, например, всего два торгово-развлекательных центра, которые с натяжкой можно назвать развлекательными только из-за наличия кинотеатра. Стоимость аренды квадратного метра в среднем составляет 100 долларов»,— рассказывает Карлыгаш Нурова.

Согласно слухам, в Атырау скоро откроется MEGA. Однако в Astana Group опровергли эту информацию. «Нурлана Эркебулановича <Смагулова> многие бизнесмены и даже акимы городов просят открыть у них торгово-развлекательный центр MEGA, так как он сразу повышает инвестиционную привлекательность региона»,— пояснили в компании. Но в Атырау MEGA, судя по всему, в ближайшем будущем не откроется. Так что торговые компании выдают желаемое за действительное.

Дураки и дороги

Все опрошенные «Экспертом Казахстан» бизнесмены соглашаются с тем, что в регионе есть огромный неудовлетворенный спрос и потому он весьма перспективен. Однако те, кто уже вышел на эти рынки, сталкиваются с двумя бедами: сложной логистикой и слабыми кадрами. Вот две основные проблемы, которые отмечают предприниматели, работающие в Западном Казахстане.

Например, КХ «Пасека» находится в Восточно-Казахстанской области, и г-н Касымбаев замечает, что на запад ему трудно доставлять груз. Г-н Досымов столкнулся с похожими трудностями: «Мы продаем аккумуляторы. Они тяжелые, и авиаперевозки для нас слишком дороги. По автомобильной дороге туда невозможно вести грузы. Поэтому остается только железная дорога. Но если речь идет о сборном грузе, то приходится ждать, пока он полностью сформируется. Задержка может составить месяц! Чтобы не ждать, можно отправлять целый вагон самому, но это не всегда целесообразно»,— отмечает он.

По словам главного эксперта Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК) Марины Римской, глобальных проблем при доставке груза железнодорожным транспортом в Западный Казахстан не существует. «Возникают временные трудности, связанные с планом формирования поездов»,— подтверждает эксперт. По ее информации, железная дорога сейчас проходит процесс реформирования, и пока что проблемы такого рода сохранятся, как и во всей республике. Г-жа Римская считает, что вопрос может решиться за счет привлечения новых частных субъектов, которые будут заниматься развитием железнодорожных линий, что в свою очередь позволит сформировать конкурентную среду в транспортно-коммуникационном комплексе и увеличить парк транспортных средств. Впрочем, российский опыт продемонстрировал обратное. Как бы то ни было, проблему доставки товаров бизнес должен учитывать, если хочет работать в регионе.

Другая местная проблема — нехватка квалифицированных кадров. «На западе Казахстана мы, как “Прима Дестрибюшен”, присутствуем более 15 лет, и самая большая трудность, с которой мы сталкиваемся, — это кадры. Найти хорошего менеджера очень трудно. Зачастую мы вынуждены присылать алматинцев, которые там налаживают работу. Также мы вынуждены платить более высокие зарплаты, чем в других регионах»,— рассказывает «Эксперту Казахстан» президент «Прима Лтд» Александр Гарбер.

Подтверждает его слова и Карлыгаш Нурова. «Не знаю почему, но на местных специалистов вообще невозможно положиться. Они то ли не хотят, то ли не могут работать даже на нижних позициях. Поэтому приходится выписывать сотрудников из Алматы, а это накладно, так как, чтобы заманить их сюда, приходится предлагать хороший оклад и оплачивать аренду жилья. Иначе ведь никто не поедет»,— рассказывает предприниматель.

Нефтяной парадокс

По мнению ряда бизнесменов, ситуация на западе Казахстана не меняется во времени. Так, в частности, считают Александр Гарбер и Валерий Касымбаев. Другое мнение у тех, кто постоянно находится в регионе, например у Карлыгаш Нуровой. По ее словам, за последние пять лет наметились изменения в лучшую сторону. «В Атырау зашло много компаний и брендов, в частности здесь открыли свои магазины Zara, Mango, Timberland, Nike, сувенирная сеть Empire, продуктовый ретейлер “Рамстор”, обувная сеть “Интертоп”, парфюмерно-косметические сети Mon Ami и Beautymania и многие другие»,— перечисляет она. С ней согласен Ербол Жумагалиев: «Ситуация однозначно меняется. С каждым годом появляются новые заводы и улучшается конкуренция».

Г-жа Нурова предлагает местным властям для начала отремонтировать улицы в Атырау, которые практически полностью разбиты. «В Атырау буквально три-четыре улицы, которые имеют нормальное дорожное покрытие, остальные просто убитые»,— рассказывает она. Также она считает, что местные власти должны обучать местное население, чтобы то могло претендовать на достойную и хорошо оплачиваемую работу, которую им могут предоставлять предприниматели из других регионов. Имеются в виду опять-таки Мангистауская и Атырауская области. В Актюбинской и Западно-Казахстанской ситуация с кадрами не столь критическая.

Так что работы местным властям по улучшению инвестпривлекательности своих областей на ближайшие годы хватит. Но первые позитивные перемены уже происходят.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом