Отмененные пассажиры

В Актобе более чем на сутки задержались 160 пассажиров «Эйр Астаны»

Отмененные пассажиры

Непогода в Актобе задержала в среду и четверг в общей сложности полторы сотни пассажиров национального перевозчика  «Эйр Астаны». Также вовремя улететь в пункты назначения не смогло, по меньшей мере, несколько десятков пассажиров Scat.

При нынешней схеме работы этих компаний пассажиров отмененных рейсов не передвигают вперед, а, наоборот, создают все условия, чтобы они как можно дольше не улетали.

Конечная же проблема в том, что авиакомпании (в том числе и национальный перевозчик) не имеют запаса прочности – технического, финансового, административного, чтобы выполнять свое главное обязательство перед пассажирами: доставлять их до места назначения в приемлемые сроки. 

Накрыться снежным хабом

Во второй половине дня во вторник в Актобе установилась ветреная погода со снегом. Уже к вечеру стало понятно, что метеоусловия не позволяют производить взлет и посадку в местном аэропорту. В результате авиасообщение с городом было прервано более чем на сутки.

К слову, проблемы в регионе, вызванные непогодой, возникали и у других видов транспорта: в последние выходные на нескольких пригородных магистралях происходили заторы из-за снежных заносов и сильного ветра.

Актюбинцы говорят, что задержки авиарейсов в холодное время года здесь не редкость. Последний случай относят к декабрю прошлого года.

Вместе с тем местные власти считают потенциал транспортного узла города довольно высоким. Первый замакима Актюбинской области Нурмухамбет Абдибеков в интервью «Эксперту Казахстан», записанном в минувший вторник (полный вариант вы найдете в ближайшем номере журнала), заявил следующее: «У нас есть проект создания транспортно-логистического центра совместно с “Казахстан темир жолы”. Думаем, что в следующем году начнем его реализовывать. Мы хотим, чтобы он превратился в хаб».

Три переноса

Вечером 18 марта в Актау не смог вылететь борт авиакомпании Scat (рейс DV 718). Утром 19 числа погода только ухудшилась. К сильному ветру добавился снегопад. Добравшись в аэропорт, мы узнали, что оба запланированных на среду регулярных рейса «Эйр Астаны» из Актобе – до Алматы (KC 864) и до Астаны (KC 978) - задерживаются. С утра речь шла о двухчасовой задержке, потом пятичасовой. В итоге стало понятно, что оба борта, так и не вылетевшие в Актобе, задерживаются на сутки.

Как выяснилось позже, официально оба рейса были отменены.

Сотрудники актюбинского отделения «Эйр Астаны» сообщили, что по состоянию на утро четверга в Актобе скопилось 160 пассажиров неотправленных в среду рейсов авиакомпании. С сотрудниками авиакомпании Scat корреспондентам «Эксперта Казахстан» побеседовать не удалось: офис компании в аэропорту Актобе был закрыт и в среду, и в четверг. 

Иногородних пассажиров «Эйр Астана» обеспечила питанием и разместила в местной гостинице «Актобе», пообещав, что утром их точно отправят. Однако утром за пассажирами в гостиницу пришел автобус, на котором не было ни одного сотрудника авиакомпании.

- Когда уже поедем, - волновался один из пассажиров, - у меня еще две пересадки впереди: сначала в Астане, потом во Франкфурте. И только потом домой, в Монреаль!

Небольшого роста водитель деловито перекуривал на крыльце гостиницы. Пришлось попросить его связаться с базой и узнать, как нам быть.

- У меня уже 16 набралось, - рассказал базе водитель.

- Шестнадцать? – хрипло переспросили на том конце. - Ну тогда езжай!

Без переклички, не сверив пассажиров со списком,  автобус ушел в аэропорт. А те ли люди находились в нем?

Ну и винт с ними!

Площадка перед воздушной гаванью Актобе была забита автомобилями. Полицейская машина с включенной мигалкой курсировала по дороге, подходящей вплотную к зданию: сиреной и криком в громкоговоритель полицейские очищали коридор для вновь подъезжающих авто. 

Внутри здания многих ждало разочарование. Оказалось, что многих пассажиров отмененных рейсов (кроме астанинского, который оказался достаточно вместительным, чтобы забрать и сегодняшних, и вчерашних) не посадят на утренний борт: им полетят те, кто покупал билет на утро 20 марта. «Хоть съешьте меня, а на вечер двадцатого марта мест нет», - призналась нам сотрудница «Эйр Астаны» и перебронировала билеты на вечер 21-го.

На второй, добавочный рейс KC 8640 попадают тоже не все, поскольку нет достаточного количества мест. Вокруг звонили телефоны, в которые люди изливали обиду, горечь, ненависть и даже отчаяние. Группа женщин, человек 15-20, сбилась в кучу у одного из кабинетов «Эйр Астаны» и закатывала истерику.

- Вы что делаете? Здесь нельзя снимать, я начальник службы безопасности аэропорта! – накинулся на нас грузный высокий мужчина в штатском.

- А где ваше удостоверение?

- Вот, - сказал здоровяк, - и продемонстрировал портмоне с залоснившимся удостоверением личности.

- А служебного нет?

- Пойдемте в отделение полиции, я вам там покажу, - обиженно прогудел он. – Вы что, не понимаете, что в свете прошедших событий нельзя снимать в здании аэропорта?

- Нет, мы не пойдем никуда с первым встречным человеком без служебных документов. Это - во-первых; а во-вторых - мы имеем право присутствовать и работать  при форме выражения общественных интересов и протеста.

- Я еще раз говорю: я начальник СБ! Это же небесная канцелярия, она непредсказуемая, - здоровяк пустился в околоавиационные объяснения. Вокруг нас начали собираться люди.

- Около двухсот человек не может улететь вторые сутки, а авиакомпания не может предоставить еще один самолет, чтобы вывезти всех, - добавляли пассажиры.

- Я начальник службы безопасности! – отбивался он. - Это проблема авиакомпании, она монополист. И вообще, мы с ней и так постоянно воюем…   

- Ах это вы начальник, - раздраженно переспросила женщина старшего возраста. – Тогда у меня к вам есть несколько вопросов…

Здоровяка отвели в уголок.  

Отбрить по-английски

Авторам этого материала сложно судить о работе авиакомпании Scat, поскольку наш рейс обслуживала «Эйр Астана». Можем только подчеркнуть, что еще 19 марта мы наблюдали, как несколько пассажиров рейса Scat до Актау вызывали такси на железнодорожный вокзал с намерением добраться в пункт назначения поездом.

Что же касается сотрудников «Эйр Астаны», то надо отдать должное их самообладанию: нервное раздражение пассажиров находит у них понимание и даже сострадание. Ну и гостиницей опоздавших иногородних они готовы обеспечивать безропотно. 

Правда, и нареканий работа компании вызывает немало. Мы уже упомянули, что пассажирам отмененных рейсов не сообщили о необходимости перебронировать билет на другую дату. Кроме того, информацию о задержке можно узнать, только если работать во вкладке «Прибытие/Отправление». Но там фиксируется лишь статус рейсов и не содержится инструкций или памяток, контактов местных отделов авиакомпании. На момент выхода этого материала (а это на вторые сутки задержки) нет упоминания о задержках рейсов ни на сайте компании, ни на ее официальной страничке в Facebook. Если считать самым тяжелым испытанием неизвестность, то можно смело сказать, что авиакомпания своих пассажиров полностью от нее не избавила.

Отменен, следовательно - не существую

Суть произошедшей ситуации в следующем: практика «Эйр Астаны» (а возможно, и не только ее, но и других компаний) такова: пассажиры отмененного рейса не отправляются в пункт назначения следующим бортом, а распределяются по следующим регулярным рейсам. Возможно, в редких случаях (поломка прибывшего самолета) за ними присылается дополнительный борт.

На наш убогий пассажирский взгляд, объясняется такая практика тем, что компания стремится минимизировать процент задержек и не портить себе показатель пунктуальности. Выходит, что отправлять пассажиров отмененных рейсов компания заинтересована в последнюю очередь. 

 

Проще и полезнее для нее отменить один рейс, чем создавать цепочку задержек остальных. Выходом из ситуации могло бы быть предоставление дополнительного борта. В нашем случае его роль частично выполняет рейс KC 8630/8640, но он лишь формально дополнительный, а в действительности (по версии сотрудников «Эйр Астаны» в Актобе) был запланирован ранее и не учитывал суточной задержки основного рейса. Большая часть билетов на рейс 8640 (из Актобе) утром в четверг была уже продана: в пятницу в РК начинается череда праздничных дней, и люди торопились в южную столицу на побывку, домой, в гости или транзитом в теплые края.

Журналистам «Эксперта Казахстан» вместе с другими алматинцами перебронировали билеты на вечер 21 марта и отправили обратно в гостиницу. Здесь мы проведем в общей сложности почти трое суток. Почти трое - если вечером пятницы погода в Алматы и Актобе будет к нам благосклонна, а «Эйр Астана» настолько любезна, что нам не придется самостоятельно перебронировать билеты уже неизвестно на какой день.

По дороге обратно в окно микроавтобуса мы видели, что снег и метель усиливаются.  Завтра в Актобе обещают минус 8 градусов и снег.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики