Медленно идет на поправку

Госпрограмма «Саламатты Казахстан», направленная на улучшение здоровья граждан, вряд ли за оставшиеся несколько лет выполнит поставленные перед ней задачи

Медленно идет на поправку

В конце 2013 года истек срок первого этапа реализации «Саламатты Казахстан». В 2010 году, когда программа запускалась, власти обещали, что все задачи, поставленные перед здравоохранением до 2015 года, должны быть выполнены на 100%. Однако Счетный комитет по итогам комплексного контроля эффективности, проведенного в Министерстве здравоохранения РК, заявил, что утвержденные государственные программы в области здравоохранения реализуются недостаточно результативно. В 2012 году не исполнены пять показателей, полагают контролеры.

Не оправдала ожиданий

Эти неутешительные выводы госоргана побудили общественный фонд «Центр социальных и политических исследований “Стратегия” провести анализ эффективности реализации названной выше госпрограммы. Исследование проводили с двух сторон, выясняя, как к госпрограмме относится население и как эксперты.

Что до вторых, они сходятся в том, что действительно наблюдаются сдвиги в позитивную сторону в сфере нормативно-правовой базы и в финансировании. Система здравоохранения в таких объемах еще никогда независимым Казахстаном не финансировалась. После запуска программы идет активное строительство и ремонт медицинских учреждений, оснащение их медицинским оборудованием, компьютерной техникой, лекарствами, развивается телемедицина в сельской местности. Но и в этом случае, по мнению Дины Игликовой, представителя Ассоциации семейных врачей Казахстана, строительство больших поликлиник не всегда оправданно.

«У нас думают, что чем больше, тем лучше. В то время как существуют международные стандарты Всемирной организации здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи: врачебные поликлиники должны быть небольшие, максимум на 10 000 населения в городской местности. И самое главное условие, которое следует соблюдать в городе — расстояние от места проживания до поликлиники должно составлять не больше пяти километров. Зачастую мы наблюдаем, что строят огромную поликлинику, но добираться до нее очень трудно. Очевидно, что было бы лучше, если бы было больше небольших поликлиник по всему городу, чем одна гигантская в центре», — полагает она.

Что касается проблемных моментов, они затрагивают вопросы нехватки квалифицированных медицинских работников, в особенности на уровне первичного звена: терапевтов, педиатров, семейных врачей и специалистов по узким специальностям. Даже на фоне слаборазвитой материально-технической базы в этой сфере тезис «кадры решают все» не потерял и не потеряет никогда своей актуальности.

В исследовании отмечается, что не теряет также своей важности вопрос о несоответствии врачей квалификационным требованиям по нескольким пунктам: качество полученного образования, профессиональная мотивация, владение компьютером, и это ставит под удар задачу повышения качества предоставления медицинских услуг населению.

«Почти каждый второй из опрошенных респондентов считает, что за последние три года никаких изменений по таким вопросам, как укомплектованность кадрами и уровень квалификации медперсонала в государственных лечебных учреждениях, не произошло (48%), а каждый пятый (19–21%) уверен, что ситуация только ухудшилась,— констатируют авторы исследования. — Только каждый третий из участников опроса (36,3%) считает, что положение в сфере здравоохранения улучшилось. Причем большинство в этой группе составляют те, кто часто пользуется услугами государственных медицинских учреждений, то есть на личном опыте может наблюдать изменения, которые происходят на уровне поликлиник».

Естественно, все те проблемные моменты, о которых говорится в исследовании, существовали и до начала реализации программы, а именно слабая материально-техническая база, дефицит квалифицированных медицинских работников и слабое развитие общественного здравоохранения. Это те важные задачи, которые авторы пытались решить в рамках «Саламатты Казахстан», однако слишком большой объем работы закладывается в пятилетний срок. И неудивительно, что по истечении временных рамок программы добиться поставленных целей не удается.

«По оценкам экспертов, реформа системы здравоохранения не может быть осуществлена одномоментно, это длительный процесс, который связан как с адаптацией медицинской инфраструктуры под нужды новой системы, так и с переменой в умах. Большинство медицинских работников мыслит в категориях старой системы здравоохранения с ее почасовой оплатой, льготами, территориальным принципом обслуживания населения и тому подобное»,— говорится в исследовании.

Не слышали и не видели

Если говорить о слабых сторонах программы, то авторы исследования также выделяют и низкий уровень инициативы «снизу вверх», и консервативность медицинских работников, и неразвитое состояние первичной медико-санитарной помощи, и низкий уровень культуры заботы о здоровье у населения. И, ко всему прочему, до сих пор отсутствует объективный и критический анализ промежуточных результатов с целью корректировки задач, бюджетов, плана мероприятий, о котором было сказано выше.

Одним из залогов эффективности программы, по словам экспертов, является своевременная и достаточная информированность о ее реализации населения и самих медицинских работников. Об это споткнулись и 17 опрошенных экспертов. Как признались социологи, о программе не слышали даже некоторые заведующие отделениями государственных больниц.

«Результаты исследования показали, что почти каждый второй (47,7%) из участников опроса считает, что программа “Саламатты Казахстан” была хорошо задумана, но плохо исполняется на местах»,— говорит Гульмира Илеуова, президент ОФ «ЦСПИ «Стратегия».

Существующая сегодня многоуровневая система контроля над лекарственными средствами, по свидетельствам экспертов, не дает должного результата

Таким образом, по результатам интервью с экспертами были заметны пробелы в работе с медицинскими работниками по части непонимания ими поставленных задач. «Вопросы возникают в отношении расхождений в постановке целей и предпринимаемых шагов. Например, имея целью уменьшение потребления населением стационарной помощи, продолжается наращивание потенциала стационарных медицинских организаций; принцип свободного выбора медучреждения, по мнению экспертов, не стыкуется с культивированием территориального принципа обслуживания населения; а внедрение электронной информационной системы здравоохранения — с сохранением объемов бумажного оборота документов в медучреждениях»,— заключили эксперты ОФ «ЦСПИ “Стратегия”».

Опрос населения также показал, что 62% из 1100 знают о программе «Саламатты Казахстан», 15% знакомы с определенными услугами, а 17% просто слышали название.

«Население не чувствует свою причастность к программе, только 13% считают себя ответственными за ее исполнение, большинство в этом качестве назвали только медработников. Результативность мер, направленных на воспитание солидарной ответственности населения за свое здоровье, недостаточно эффективна»,— отметила координатор проектов ЦСПИ «Стратегия» Ольга Симакова.

Эксперты предлагают следующие меры, которые будут способствовать повышению уровня информированности населения о программе и ее основных направлениях: во-первых, переориентирование от затратных способов рекламы к более дешевым и эффективным каналам оповещения. Это организация информационно-разъяснительных пунктов в поликлиниках и больницах. Во-вторых, использование адресного подхода при планировании и реализации информационных сообщений, PR-акций и рекламы. И, в-третьих, принятие мер по повышению медицинской грамотности населения в целом — информирование о побочных действиях различных лекарств, разработка инструкций или памятки для больных с социально значимыми болезнями и формирование культуры доверия между пациентом и медицинским работником.

Минздрав не верит исследованию

Директор департамента стратегического планирования Министерства здравоохранения Марат Шоранов не совсем согласен с некоторыми выводами исследования, в частности с низкой информированностью населения о программе. Представитель министерства говорит, что «официальное информационное поле не посвящено только нашей госпрограмме и Министерству здравоохранения. Поток информации в общем потоке включает новости и о правительстве, и об акиматах, и о других органах, отраслях, есть мировые новости, культура, спорт и прочее. В итоге Министерство здравоохранения в информационном поле среди государственных органов занимает 3–5%. Если принимать во внимание результаты социологических исследований, то можно подумать, что в нашей стране новости должны посвящаться только Минздраву и госпрограмме “Саламатты Казахстан”. И, несмотря на это, 40% казахстанцев слышали о госпрограмме».

Кроме того, по его мнению, «в целом, если следовать вот этим выводам, то картинка складывается такая, что Министерство здравоохранения как будто должно потеснить в головах наших граждан вообще все новости, и они должны думать только об этой программе. Такое впечатление складывается. Тем не менее хочу отметить, что информационная работа ведется. В рамках государственного заказа министерством проводится круглосуточная поддержка аккаунта в Twitter. И вот интересная цифра: с момента открытия аккаунта на Twitter у нас уже около 2470 человек. Это всего лишь за один календарный год». Напомним, что население страны составляет около 17 миллионов.

В исследовании приводится пример, что на уровне представителей медицинских вузов распространено мнение, что высокая информированность о программе характерна для людей, которые в большей части причастны к системе здравоохранения, но никак не для простого населения.

И последний тезис, на который необходимо обратить внимание представителям Министерства здравоохранения — это ужесточение контроля над рынком лекарственных препаратов. Существующая сегодня многоуровневая система контроля над лекарственными средствами, по свидетельствам экспертов, не дает должного результата. Чтобы решить эту проблему, авторы исследования предлагают введение единой дистрибуции лекарственных средств, повышение доли качественных, оригинальных лекарств на рынке и введение ответственности врачей за их назначение.

Чего ждут от «Саламатты Казахстан»

Положительные эффекты, которые, по мнению авторов госпрограммы, должна принести ее реализация:

— Обеспечение пациенту свободного выбора врача, стационара и поликлиники;
— Решение медико-социальных проблем путем внедрения института социальных работников;
— Льготное предоставление лекарств;
— Стопроцентное обеспечение безопасными лекарствами (исключение контрафактных лекарств);
—Бесплатный полный профилактический осмотр в рамках Национальной скрининговой программы;
—Массовый охват вакцинацией, в том числе детей против пневмококковой инфекции;
— Площадка для занятий спортом в каждом дворе;
—Создание мобильной медицины и усиление санитарной авиации, которые дадут возможность для сельского населения получить своевременную медицинскую помощь;
— Повышение пособий для женщин по уходу за ребенком («материнский капитал»);
—Обеспечение нутриентами сбалансированности пищевых продуктов: фортификация муки, йодирование соли и т.д.;
— Формирование института защиты прав пациентов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?