Прах к праху, но красота спасет мир

Прах к праху, но красота спасет мир

Фильм Александра Сокурова «Фауст» снят не по мотивам великого произведения Гете, хотя в нем сохранены имена его героев и некоторые события. Он основывается на более ранней, средневековой интерпретации известного мифологического сюжета, в которой преобладает дидактика и выносится моральный приговор не только главному герою, но всему выросшему на антично-ренессансной культуре человечеству. Правда, к такому выводу приходишь не сразу, не во время и даже не после просмотра фильма, а после чтения критических комментариев и интервью, данных режиссером, а также статей по ключевым понятиям сюжета. Сама по себе картина производит созерцательное впечатление. В ней отсутствует пафос обличения, а мотив искушения, взлета и падения выражен крайне слабо. Тема героизма, игры-противостояния Дьяволу, характерная для гетевской версии, отсутствует. Вместо этого вы окунетесь в жизненный мир средневекового города, но и он не воссоздан с исторической тщательностью. Не это автор ставил своей целью. Скорее его задачей было воссоздать в качестве гиперболы исторического подхода гностическое мироощущение, согласно которому мир погряз во зле и становится адом. Поэтому появление в фильме на следующем его круге наряду с людьми зомби, как будто бы забредших из фильмов ужасов или компьютерной игры — выглядит вполне логичным. Да и живые персонажи предстают в фильме слоняющимися в поисках пристанища, вечно голодными и жаждущими пищи, словно вампиры крови, плотскими призраками. Похоже, режиссер решил разыграть знаменитую классическую партию, но без Бога, который согласно более поздней версии уже умер. Сокуров показал ад натурально, Дьявол у него не просто бродит, а живет среди людей. Они не только узнают его в лицо, но и выстраиваются к нему в очередь. Мефистофель предстает у него совсем не в традиционном облике остробородого злого гения в красном камзоле и плаще. Под одеждой он напоминает сильно сдавшего козлоногого сатира, но без полового органа. Что-то похожее на обрубок виднеется у черта сзади. Кстати, Сокуров, несмотря на вольное обращение с первоисточником, решил сохранить родной язык Гете. Актеры в фильме говорят по-немецки. Один и тот же голос, не меняя интонации, синхронно переводит речи персонажей. Из-за чего, если в разговор вступает больше двух человек, становится трудно разобрать, кто какие слова произнес.

[inc pk='1236' service='media']

Картина начинается с анатомирования мертвеца. Все показано, с одной стороны, натурально, с другой — выдержано в готической эстетике романтизма. Будь то вываливающиеся внутренности трупа или красота буйной европейской растительности (елей и дубов), холодных снежных вершин и долин гейзеров, или зеленых горных озер — все будто бы созревает на кладбище или питается подземным огнем. С первых кадров оказываешься в плену стилистики картины, необычной операторской работы француза Бруно Дельбоннеля («Амели», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Мрачные тени» Тима Бертона) и, конечно, очаровываешься непредвиденными поворотами сюжета — вроде бы ключевые моменты его и сохранены, но проигрываются, словно музыкальное произведение, совсем иначе. Меняются аранжировка и тембр — меняются переживания и смыслы. Вот доктор препарирует подвешенный труп — вываливаются кишки. Он пытается их запихнуть обратно. Преданный ученик интересуется: «А где тут душа?» Доктор ворчит что-то малоразборчивое и крамольное: «Нет никакой души». Затем ополаскивает руки в стоящем в темном углу тазу, обтирает услужливо поданной учеником «чистой» тряпкой. Кругом все серо, мрачно и роятся мухи. Что, в общем-то, и понятно, по современным представлениям, царство зла — это царство антисанитарии. Еще один лейтмотив, приковывающий внимание зрителя с самого начала просмотра — вечный голод. Доктор Фауст, известный и уважаемый человек, с первых кадров фильма ищет чем бы поживиться. А философские рассуждения о тщетности существования рождаются прямиком из его пустой утробы. Что поесть — похоже, самый насущный вопрос в сокуровском мире. Сегодня, несмотря на то что значительная часть населения планеты по-прежнему не доедает, на повестке дня стоит уже следующий острый вопрос: как избавиться от лишнего веса и ожирения? Решение проблемы, как быстро и дешево накормить всех, обернулось для человечества новой напастью.

[inc pk='1237' service='media']

Как заметил другой великий немецкий романтик, любовь и голод правят миром. Этот принцип бытия находит реализацию и в версии «Фауста», изложенной Сокуровым. Любовь к Маргарите не спасает и не преображает героя, а, напротив, открывает низменные стороны его натуры. Любовь по Сокурову  — это тот же плотский голод, т.е. похоть. Именно по велению плоти и выстраивается человеческая очередь к черту. Но парадокс в том, что все, что люди могут предложить — тленно. Бессмертной душой тут не пахнет. Да и у самого черта нет даже золота, в кучах тлеющего хлама он по требованию Фауста с трудом откапывает горсть монет. Подписавший купчую и приведенный Мефистофелем в конце фильма в долину гейзеров и снегов (ад?) Фауст продолжает свое сизифово дело — пытается избавиться от самого Дьявола. Это он делает довольно жестоким способом — забрасывает его камнями — что одновременно выглядит и комично. Кстати, знаменитый гетевский парафраз библейских слов «Вначале было дело» обыгрывается в фильме грубым и пошлым образом. Но вполне в духе саркастических проделок черта.

[inc pk='1238' service='media']

Кажется, что у фильма никогда не будет эпилога. Но вот Фауст устремляется вперед в неизвестность по первозданной каменной тверди. Картина следует идее Нового времени, согласно которой величественная красота природы торжествует над тленностью и бренностью существования. Она помогает ощутить возвышенное и божественное — начало времен, момент сотворения мира. В этом холодном свете и обречен вечно брести Фауст. Этот холодный свет ранее уже являл себя в образе Гретхен. Эстетика романтизма спасает тлеющий гностический мир, открывая в нем прекрасное измерение, пускай холодное и чужое, но все же обнаруживающее то, казалось бы, чему в этот мир путь заказан. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности