Смартфон, который всем заправляет

Мобильная связь уходит все дальше от звонков и обмена сообщениями, проникая в разные сферы жизни общества

Смартфон, который всем заправляет

В конце февраля в испанской Барселоне, хотя, казалось бы, не в туристический сезон, все цены резко вырастают в несколько раз. По городу снуют толпы иностранцев, и на ключевых путях сообщения возникают перманентные коллапсы. В метро на разных станциях стоят указатели, сообщая, как добраться до MobileWorldCongress, и волонтеры, как ответственные пастухи, направляют толпу в нужное русло. Стоит обратиться к таксисту на незнакомом ему языке, как он тут же понимает точный адрес, куда надо ехать: Fira Granvia — основной павильон, где проходит мероприятие.

MobileWorldCongress — одно из крупнейших событий в мире в области мобильных телекоммуникаций. Операторы связи и представители смежных отраслей собираются здесь, на конференции, обсудить глобальные тенденции, а крупнейшие вендоры представляют свои новые разработки. На эту выставку приехали себя показать более 1800 компаний, которые заняли 98 тысяч кв. м площадей.

В этом году конгресс побил свой прежний рекорд по количеству посетителей: приехало порядка 80 тысяч человек. Жители Барселоны, похоже, особого недовольства от наплыва гостей города не испытывают и, как уже было сказано, всегда готовы послать незадачливого иностранца в нужном направлении и вообще оказать посильную помощь.

Павильоны сразу после открытия густо наполнились людьми, благо организаторы подготовились и ловко разбираются с этим логистическим кошмаром. Кругом на лавочках и в зонах отдыха люди со всего мира, преимущественно в деловых костюмах, сидят, уткнувшись в свои смартфоны, ноутбуки и планшеты. На руках у посетителей, кажется, больше гаджетов, чем представлено на выставке: регулярно мелькают Google Glass, два корейца и вовсе стоят в глубоко тонированных очках, подключенных к ноутбукам, и загадочно машут перед собой руками — видимо, чем-то управляют.

Главная тема, которая постоянно всплывает в ходе конгресса — рост объемов мобильной передачи данных, так называемого дата-трафика. Это ключевой вызов для операторов связи, для производителей оборудования и главный ориентир для вендоров, представляющих здесь свои новые гаджеты.

Уже не помещается

В целом выступления телекоммуникационных компаний можно было свести к тому, что надо все перестраивать. По-другому подходить к постройке сетей, как-то их оптимизировать и улучшать, а кроме того, надо менять бизнес-модель, чтобы не терять доходы, и искать новые возможности для роста. Одна из проблем в том, что передача данных требует больших инвестиций в Сеть, но она не может обеспечивать тех ростов дохода, которые обеспечивали голос и СМС, в то время как последние загружали Сеть гораздо скромнее. Другая проблема в том, что из-за загрузки сетей падает качество услуг, а в теперешней конкурентной борьбе мириться с этим невозможно. Кроме того, в целом объемы передачи данных будут расти, и к этому надо как-то готовиться.

Проблема перегрузки сетей из-за дата-трафика актуальна и для Казахстана, и некоторые абоненты уже выражают свое недовольство качеством связи. Генеральный директор Ericsson в Казахстане Дэвид Линдблом, с которым нам удалось тут поговорить, отмечает, что одним из факторов роста объемов передачи данных является увеличение проникновения новых смартфонов. «Казахстан отличается от традиционных европейских рынков активным интересом к новым смартфонам,— рассказал г-н Линдблом. — Количество людей, использующих смартфоны, постоянно растет. Скорость роста проникновения смартфонов намного выше, чем в Европе и России, но при этом российский уровень проникновения не достигнут, и есть потенциал для дальнейшего роста. Так же было с мобильной связью. Она пришла в Казахстан позже, чем в Россию, но рост был более взрывным».

Самый главный вызов для операторов в Казахстане, как и во всем мире, — это качество сети. «Сейчас на рынке представлено четыре игрока, и это хороший уровень конкуренции. В этой конкурентной борьбе качество сети будет играть ключевую роль. Когда был запущен 3G, потребитель был удовлетворен уже тем, что есть Интернет, но теперь он хочет качественной работы приложений, хорошей загрузки видео и т.д. И вопрос покрытия является ключевым. Необходимо вкладываться в оптимизацию Сети и реализовывать проекты по увеличению ее емкости. И это нужно делать не только в области улучшения качества Сети на улице, но и внутри помещений — это отдельное направление, которому тоже нужно уделять внимание. Удовлетворение запросов абонентов на хорошую работу приложений и на улице, и в помещении — это сложный вызов для операторов. Здесь недостаточно иметь хороших инженеров, нужны также хорошие технологии». При этом LTE или другие новые стандарты связи эту проблему не решают, нужны именно проекты по оптимизации Сети. Это вопрос не увеличения базовых станций, но правильной организации инфраструктуры».

В выступлениях операторов связи на конгрессе иногда можно было слышать нотки горечи, оттого что им приходится строить и развивать сети для передачи данных, а на приложениях, которые они обслуживают, зарабатывает в основном кто-то другой.

Вопрос о том, как можно должным образом монетизировать передачу данных и как здесь может зарабатывать оператор, остается одним из самых сложных, и операторы по всему миру находят для себя разные возможности. Например, корейская телекоммуникационная компания SK telecom видит достаточно хорошие перспективы развития мобильной коммерции. Джинву Со, президент компании, рассказал, что м-коммерция быстро набирает популярность в Корее. В прошлом году рост продаж составил 154% и достиг 3,7 млрд долларов, в этом году предположительно достигнет 9,3 млрд долларов. При этом онлайн-продажи дополняют также офлайн-продажами, когда телефоном можно оплачивать покупки в магазине. Так что инновации могут вполне дать возможность операторам зарабатывать — правда, тут придется пойти дальше, чем просто оказывать услуги связи. Операт оры начинают больше соотрудничать с вендорами, IT-компаниями и бизнесом из различных сегментов экономики. Речь идет о создании целой экосистемы — сложного мира со множеством субъектов и объектов, куда вовлечены компании из разных отраслей, а не только телекоммуникаций.

Мишель Комбес, глава Alcatel-Lucent, призвал европейских операторов больше инвестировать в IT и развитие сетей, если они не хотят отстать от других регионов. Из-за слабых инвестиций в эти направления поставщикам услуг приходится конкурировать по цене, а не в сфере инноваций. Он видел, как хорошо развивается цифровая экосистема в США, основы которой были заложены инвестициями и в высокоскоростные сети широкополосного доступа, и в облачные технологии. Азия, по его словам, тоже активно движется вперед. Новые и дифференцированные услуги, которые открывает IT, и развитие Сети могут принести операторам хорошую прибыль, которую потом можно будет реинвестировать туда же, считает г-н Комбес.

Генеральный директор IBM Вирджиния Рометти видит в передаче данных в первую очередь новые возможности. Она вообще излучала искренний оптимизм.

«Я думаю, это, с одной стороны, захватывающее время, с другой стороны — разрушительное для всей отрасли»,— отметила г-жа Рометти. Она расценивает данные как новый природный ресурс и источник конкурентных преимуществ в любой отрасли. «Я думаю, мы будем оглядываться на это время и начнем расценивать данные как ресурс, который двигал вперед двадцать первый век». Особенно глава IBM останавливалась на облачных вычислениях, которые будут приводить к сдвигам, в том числе и в мобильной индустрии. «Облака» в ходе этого конгресса много обсуждались, поскольку они теперь тоже играют важную роль в развитии мобильных технологий и являются основой для современных сервисов. Г-жа Рометти также предсказала нам эру cognitive computing, что-то вроде «разумных компьютеров». Сама IBM входит в эту эру, инвестировав миллиард долларов в разработку коммерческих приложений компьютерной системы Watson. В том числе теперь возможности суперкомпьютера Watson, который способен самообучаться и отвечать на комплексные вопросы, можно будет использовать и для разработки мобильных приложений. Например, это может содействовать при разработке системы распознавания голоса или приложения по переводу текста на другие языки. Этого вполне достаточно, чтобы показать, как серьезно IT-компании относятся к этому сегменту.

Цукерберг позвонил

За два часа до начала следующего выступления у входа в аудиторию уже собралась длинная очередь. В ожидании, когда начнут пускать в зал, люди расположились на полу, достав свои мобильные девайсы и припася кофе, это чем-то напоминает начало продаж новых продуктов Apple. «Что дают?» — интересуюсь я у бородатого джентльмена в конце очереди. Он разводит руками. Как будто перестроечный анекдот, но на самом деле джентльмен не понимает по-русски, а я и без него знаю, что здесь собирает аншлаг основатель соцсети Facebook Марк Цукерберг. С самого утра в залах конференции слышались перешептывания и люди пребывали в радостном предвкушении встречи с главой крупнейшей в мире соцсети. Под бурные аплодисменты на сцене появляется скромный низкорослый юноша в серой футболке. Он без конца улыбался и, видимо, волновался — повышенное внимание его явно смущало.

Большая часть присутствующих, судя по последующим вопросам и статьям журналистов, все-таки ожидала разговора про WhatsApp. Недавно Facebook объявил о решении приобрести этот мессенджер за 19 миллиардов долларов. Однако Марк Цукерберг в своем выступлении, построенном в виде интервью, предпочел углубиться в проект Internet.org. Цель этого проекта — сделать Интернет доступным для 5 млрд человек, которые пока доступа к Глобальной паутине не имеют. Предполагается усилиями группы компаний, которые согласятся в этом участвовать, дать всем людям доступ к базовым интернет-сервисам. Поскольку в эти базовые сервисы входит и обмен сообщениями, покупка WhatsApp тоже вписывается в это виденье. Коммерциализировать этот проект пока не планируется, и г-н Цукерберг просто хочет сделать мир лучше.

Пару слов о сделке по покупке WhatsApp, правда, тоже пришлось сказать. В частности, г-н Цукерберг отметил, что мессенджер стоит дороже, чем Facebook за него платит, ведь количество пользователей этого приложения может достичь в будущем порядка 1 млрд (сейчас примерно 465 миллионов). По словам Марка Цукерберга, в мире только несколько сервисов, которые могут достичь такого показателя, и они крайне ценны.

И Марк Цукерберг, и глава WhatsApp Ян Коум, который выступал на следующий день, развеяли страшные ожидания пользователей и заверили, что никаких существенных изменений в WhatsApp в связи с продажей не произойдет и он будет развиваться прежним курсом. Однако новости все-таки есть. Во втором квартале текущего года в WhatsApp появится функция голосовых звонков через смартфоны. Это новый удар по операторам мобильной связи. Если раньше WhatsApp заменял SMS, то теперь сможет заменить и голосовые вызовы. Из-за таких мессенджеров, как WhatsApp, Rebtel, Viber и KakaoTalk, потери мобильных операторов по всему миру составили в 2013 году 32,5 миллиарда долларов, а к 2016 году потери, вероятно, увеличатся до 54 миллиардов долларов. К таким выводам пришла британская консалтинговая компания Ovum. Это к разговору о том, как передача данных портит кровь мобильным операторам.

Надо только захотеть

Один из факторов роста дата-трафика в сетях мобильных операторов, как уже упоминалось, — это активная продажа новых смартфонов, которые дают своим пользователям самые разные возможности использования функции передачи данных.

Необходимость дальнейшего развития сетей мобильных операторов ставит новые задачи и для производителей оборудования и решений, на которых эти сети будут строиться. С этой точки зрения на выставке стоило заглянуть к компании Ericsson. Свыше 40% мобильного трафика в мире передается по сетям этой компании.

Ericsson занял на выставке достаточно крупный павильон, который все четыре дня был полон гостей. Здесь нашли место самые разные продукты в области мобильных технологий в разных сферах применения, о которых можно рассказывать довольно долго. Если все же остановиться на продуктах для операторов мобильной связи, то в ходе выставки Ericsson, например, представил решение для управления удовлетворенностью клиентов, созданное для TeliaSonera. В условиях роста объемов передачи данных и перегрузки сетей становится сложнее оказывать качественные услуги связи. Новое решение позволит TeliaSonera отслеживать, насколько хорошо оператор делает свою работу. Например, компания сможет видеть: достаточна ли скорость загрузки видео у того или иного абонента. Система будет стараться сама исправить найденные упущения (в этом примере — предоставлять больше ресурсов Сети), а если не сможет ничем помочь, то по крайней мере будет давать оператору ясное представление о том, где есть проблемы.

А совместно с Royal Philips Ericsson представил модель светодиодного освещения городских улиц и обеспечения мобильного доступа к Интернету. Фактически это фонарный столб со встроенной базовой станцией. Представленная модель, с одной стороны, дает возможность освещать улицы с минимальными энергозатратами, а сотовые операторы улучшают качество мобильного ШПД и покрытия.

Интересный момент: в Ericsson больше не используют термин «покрытие сотовой связи» или ШПД. Здесь теперь предпочитают говорить о покрытии приложений, то есть насколько хорошо в той или иной зоне работают отдельные интернет-приложения вроде Facebook или YouTube. С точки зрения качества услуг связи именно этому теперь стоит уделять особое внимание, поскольку разные приложения в разных регионах могут вести себя по-разному. Ericsson даже сделал специальное решение для операторов связи, которое позволяет отслеживать, насколько активно абоненты используют то или иное приложение в заданном районе и насколько оно при этом исправно работает.

Представляя карту будущего, Ericsson показывал производственные площадки, где все обвешано датчиками и с помощью мобильной связи можно осуществлять мониторинг и эффективное управление. Надо сказать, что это один из самых важных трендов развития технологий мобильной связи, ее выход далеко за пределы телефонов и внедрение в самые разные сферы.

Уже упоминавшаяся SK Telecom — а корейцы в развитии мобильной связи вообще впереди планеты всей — представила решения в области безопасности, развлечений и образования детей (веселый обучающий робот, который оживает, когда ему в шлем помещают смартфон). Были здесь и решения в области медицины. Например, с помощью специального устройства, подключенного к мобильной связи, сельский лекарь может сделать медицинские тесты, которые отправятся в медцентр в городе, где опытные профессора вынесут вердикт и отправят лекарю диагноз и рекомендации по лечению. Решения для смежных отраслей предлагали разные поставщики оборудования и телекоммуникационные компании.

Сразу несколько компаний разместили на своих стендах новенькие автомобили. В результате крупнейшая телекоммуникационная выставка стала напоминать провинциальный автосалон. Демонстрировали не просто навигаторы, которые работают благодаря sim-карте. Эти автомобили с помощью облачных технологий мобильной связи вообще живут своей жизнью и имеют крайне широкий функционал. Например, Volvo способен сам себя протестировать, обнаружить неполадку, связаться с сервис-центром и зарезервировать себе время приема. У Ford здесь отдельный стенд. В первую очередь производитель сообщает, что новый Focus вас видит. На крыше автомобиля расположено устройство, напоминающее полицейскую мигалку. Быстро вращающиеся цилиндры просвечивают окружающее пространство сотнями лазеров. Где-то в сознании машины человек видится довольно четким радужным контуром. Когда я спрашиваю представителя Ford, зачем нужно это нововведение, я ожидаю услышать что-то про езду в тумане или по неосвещенной улице, но, похоже, я мыслю приземленно. «Когда автомобиль будет ездить сам, ему нужно видеть людей, чтобы не врезаться в них»,— говорит мне местный ученый. «И когда этот автомобиль будет ездить сам?» — спрашиваю я. «Я занимаюсь исследованиями, а ответ на ваш вопрос зависит от людей, которые принимают решения»,— говорит ученый. Ну что ж, видимо, осталось только принять решение — и автомобиль будет не только резервировать себе время в сервис-центре, но и будет сам туда ездить. К слову, парковаться некоторые из представленных на выставке автомобилей уже могут сами.

Чтобы показать, как будет выглядеть будущее, созданное мобильной связью, организаторы сделали отдельный стенд Connected City, где собрали разработки разных компаний. При этом здесь представлены не мечты о далеком будущем, это уже вполне работающие решения и производители их продают.

Так как же будет выглядеть жизнь в этом будущем? Приходя домой, вы смартфоном открываете дверной замок. Весь дом обвешан датчиками, и если вас не было дома, а начался потоп или пожар, вам придет соответствующее уведомление. Вы даже сможете с телефона прекратить подачу воды, чтобы окончательно не залить соседей. Хотите посмотреть телевизор? Просто махните рукой для переключения каналов; можете полистать свои фотографии, если в «ящике» ничего интересного, или воспользоваться другими приложениями. Идете чистить зубы? Не забудьте, что ваша зубная щетка тоже подключена к смартфону: она следит, как часто и как долго вы чистите зубы, а телефон будет показывать грустные рожицы, если вы недостаточно усердны в этом деле. Заниматься чисткой зубов, как считает щетка, надо не менее двух минут. Можно скоротать время, перелистывая приложения на зеркале в ванной, проверить почту или посмотреть новости. Все это тоже управляется взмахом руки, благодаря сенсору в раковине. Неподалеку на площадке играют баскетболисты. Точнее, они должны играть по задумке, но в основном сидят в углу со своими смартфонами. На игроках надеты специальные футболки, которые передают данные тренеру, чтобы он мог следить за самочувствием баскетболистов. Велосипедист благодаря датчикам тоже может не опасаться за свое здоровье. Для «умных» машин тут целый гараж. А шагая по улице и прикладывая телефон к рекламным щитам, вы можете собирать себе скидочные купоны. Есть и решения для бизнеса. Например, Deutsche Telekom и IBM предлагают решение для управления стадионом, которое обеспечит эффективную организацию крупных мероприятий — это сделает жизнь болельщика лучше и повысит доходы. А покупатель в магазине сможет теперь на своем смартфоне увидеть все данные о продукте, который лежит перед ним. Например когда эти яблоки были упакованы, как они были сюда привезены и откуда, какие в них есть вещества; больше того, он буквально сможет взглянуть в лицо тому мальчишке, который сорвал вот именно это замечательное яблоко. И уже нельзя будет сказать, что «это пальто из Италии и сам Доминик Дольче пришил сюда воротник из хвоста только что пойманной Хемингуэем лисицы». Предполагается, что это будет повышать лояльность покупателя.

В итоге передача видео через смартфоны, которая сейчас перегружает сети,— это самое меньшее, с чем предстоит иметь дело операторам мобильной связи в ближайшем будущем. Вопрос, когда вся эта футурология дойдет до той страны, где мы как раз и процветаем, задать было некому. Но в воздухе постоянно витала идея, что все это будет воплощаться в жизнь по мере появления запросов от потребителей.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?