Первый электромобильный

Первый казахстанский завод по производству электромобилей может быть запущен уже через два месяца. Дело за малым: найти инвестора

Первый электромобильный

Хотя для большинства казахстанцев электромобили по-прежнему остаются диковинкой, увидеть которые чаще можно по телевизору или в Youtube, чем на дорогах городов, первые шаги в развитии самого экологически чистого вида автотранспорта уже делаются, причем частной компанией.

Искра в темноте

Алматинская компания Eco-park, работающая совместно с общественным объединением PosadiDerevo.kz, уже на протяжении двух лет занимается продажей электромобилей в РК и является официальным дилером китайских машин марки T-King. За это время было продано около 350 электромобилей по всей стране. Кроме того, у компании разработан проект выпуска казахстанских электромобилей, которому для запуска не хватает малого — инвестора.

В ассортименте компании есть электромобили в различных ценовых диапазонах, хотя в основном это бюджетные городские авто стоимостью 12–16 тыс. долларов, а также модели для инвалидов, которыми те могут пользоваться без посторонней помощи. Компания может импортировать машины скорой помощи и другую спецтехнику, а также грузовички грузоподъемностью до полутора тонн. В линейке T-King есть элитные авто, однако, как говорит один из учредителей Eсо-park Олег Новиков, миссия компании состоит в том, чтобы достичь максимально широкого распространения электромобилей в Казахстане.

«Казахстанцы готовы покупать электромобили, просто они не знают о том, что есть сравнительно дешевые и очень выгодные варианты. У нас все слышали в основном о Tesla, которая стоит около сотни тысяч долларов, и людям кажется, что электромобиль — это нечто элитарное. Да, в Китае тоже выпускаются и более дорогие электромобили, например внедорожники в пределах 30 тысяч долларов, но мы хотим не элитарности, мы хотим массовости»,— рассказывает «Эксперту Казахстан» г-н Новиков.

Кроме того, отмена таможенных пошлин на электромобили, снижающаяся с каждым годом их стоимость и растущий интерес к продвижению электротранспорта могут, по мнению руководства Eсо-park, сделать электромобили еще доступнее для населения. Так, например, у компании Eco-park уже наметилась возможность покупать их в Италии, где казахстанской компании как представителю развивающейся страны готовы сделать скидку, а тамошние банки предоставляют на приобретение электромобилей более выгодные кредиты, чем на обычные авто.

Хотя продавцы электромобилей отмечают, что проникнуть во все ниши автомобильного рынка Казахстана их товару не удается, во многих случаях электротранспорт мог бы стать не только экологически чистым, но и экономически выгодным решением. По подсчетам генерального директора Eco-park Андрея Муштая, электромобиль в среднем будет полностью окупаться за четыре года. Одним из перспективных направлений развития электротранспорта руководство Eco-park считает рейсовые автобусы. «Власти зачастую опасаются вводить электротранспорт из-за его дороговизны. Например, автобус на электрическом двигателе стоит от 60 тысяч долларов. Тем не менее мы уже запустили два таких автобуса в Талдыкоргане; а в Шанхае, например, электрические автобусы уже с 2006 года закрывают большую часть потребности в общественном транспорте: там электроавтобусы заряжаются на остановках и дополнительно — от солнечных батарей. Вся центральная часть Китая уже давно пользуется электротранспортом, хотя в Европе это считается новшеством»,— приводит пример г-н Новиков. В долгосрочных планах компании также есть поставки автобусов для междугородных рейсов; такие автобусы пока еще дороги, но их аккумуляторов хватает на 350 км пробега.

А у нас — только газ

Однако когда компания Eco-park предложила проект запуска рейсовых электроавтобусов, оказалось, что место экологически чистой альтернативы бензиновым автобусам уже занял газовый транспорт: у таких крупных городов, как Алматы, Караганда и Усть-Каменогорск, уже были заключены контракты на газовые автобусы. И, по словам г-на Новикова, для крупных городов, которые оказались не готовы к массовому внедрению электротранспорта, даже переход на газовое топливо — уже хорошая тенденция.

«Газовый транспорт — это такой переходный вариант, благодаря которому люди постепенно начинают менять свое сознание: замечают, что благодаря этому транспорту воздух становится чище, экологичнее, и вообще начинают обращать внимание на проблемы загрязнения. Но с нашим желанием перескочить сразу на электромобили мы поняли, что акимат Алматы на это не пойдет. Как и Астана — там тоже продвигается газовый транспорт»,— обрисовывает ситуацию г-н Новиков.

Разочаровавшись в крупных городах, где слишком большие проблемы и слишком опасаются экспериментов с новой техникой, Eco-park переключился на областные центры. Начать было решено с Талдыкоргана: «Хотя он не очень далеко от Алматы, он отличается очень сильно: там другие власти, их не касаются никакие грандиозные проекты, но заинтересованности в том, чтобы сделать свой город экологически чистым, у акимата не меньше,— рассказывает учредитель Eco-park. — Мы выбрали этот город, чтобы протестировать электротранспорт и показать, что в Казахстане он действительно может использоваться».

Компания может импортировать машины скорой помощи и другую спецтехнику, а также грузовички грузоподъемностью до полутора тонн

Завод ждет инвестиций

Переориентирование своих проектов с южной столицы на Талдыкорган оказалось правильным решением для компании. Акимат города заинтересовался не только закупками китайского электротранспорта для нужд города, но и проектом Eco-park по строительству завода, выпускающего собственные электромобили. «У нас подписан меморандум с акиматом города о том, что нам предоставляется возможность для строительства завода, выделяется 20 гектаров земли; соглашение у нас на 3 года, в течение которых мы должны построить этот завод. Либо у нас есть еще одно соглашение с промзоной “Авто Парк” в Талдыкоргане: они нам дают готовую базу, где можно будет устроить сборочные цеха»,— рассказывает г-н Новиков.

Руководствуясь опытом концерна BMW, который при производстве своих электромобилей закупает аккумуляторы и другие запчасти в Китае и Корее, Eco-park решил пойти тем же путем. Планируется, что 51% всех деталей будет производиться в Казахстане, а остальные 49% придется на китайские составляющие. Стартовый объем производства должен составить 700 автомобилей в год и ежегодно увеличиваться. Рассчитанная на 15 лет программа выпуска электромобилей предусматривает также сборку автобусов, грузового транспорта и спецтехники. Как рассказал гендиректор Eco-park, у них уже подписан контракт с британской компанией Smith Electric Vehicles на предоставление технологии производства электромобилей грузоподъемностью до 15 тонн.

По планам Eco-park уже в первый год работы завода можно будет продать порядка 300 электромобилей стоимостью около 13 тыс. долларов — это нижний ценовой сегмент нашего первичного авторынка. По данным компании, срок окупаемости проекта составит четыре года. На начальном этапе ожидается низкий уровень продаж в связи с неразвитой инфраструктурой по обслуживанию и эксплуатации электротранспорта. Но установка зарядочных станций (стоимость одной станции порядка 5 тыс. долларов) также является частью проекта. Ожидается, что завод сможет выпускать 10–15 моделей машин.

Специально для казахстанского электромобиля был найден способ решения одной из тех проблем, с которыми этот вид транспорта сталкивается в странах с холодными зимами. «Почему, например, в России не пошли электромобили? С включенным отоплением машина может проехать всего около 30 километров. Никто не может зайти на российский рынок со своими электромобилями именно из-за морозов. Отопление сокращает пробег электромобиля очень сильно,— констатирует директор Eco-park Андрей Муштай. — Мы тоже столкнулись с этой проблемой, особенно на севере страны, но нашли местных специалистов, которые разработали и запатентовали систему независимого обогрева для электромобилей».

Последний шаг

На запуск заводу технически требуется около двух месяцев: все здания и инфраструктура уже есть, осталось только завезти оборудование и обучить персонал. Но пока проект стоит: учредителям не хватает инвестиций. «У нас уже год как готов бизнес-план по строительству завода, налаживанию сети автосалонов, предприятий по выпуску и установке зарядных станций; эту инфраструктуру мы тоже взяли под себя, договорились с компанией Helios, чтобы на их заправках можно было устанавливать зарядки. Сеть договоров у нас широкая. Мы уже нашли потенциальных инвесторов. Мы знаем, что наш проект дошел до президента, и ждали, что нам его вот-вот “спустят” — назначат нас заниматься производством электромобилей; но получилось, что проект поручили “Аллюр Авто”»,— сетует г-н Новиков. В «Аллюре» «Эксперту Казахстан» пообещали уточнить информацию учредителя Eco-park, но на момент сдачи номера в печать официального ответа предоставить так и не смогли.

Свой проект Eco-park оценил в 100 млн тенге. Найти такие деньги оказалось непросто. «Инвесторы, как правило, задают нам три вопроса: когда я получу обратно свои деньги? Кто гарантирует мне возврат, если вы их украдете? Какую прибыль я получу? Презентации с красивыми картинками инвесторов мало интересуют,— разъясняет учредитель Eco-park. — Таким образом, у нас получается замкнутый круг: инвесторов интересует, может ли за нас поручиться государство, а для получения господдержки нас просят сначала найти инвесторов».

Внутри страны инвесторов не нашлось, а заграничных отечественные предприниматели побаиваются. «Китайцы заходят только под какую-нибудь землю, это для них главное. Чиновники не хотят запускать китайцев именно потому, что боятся остаться без земли. Турки несут свою идеологию. Никому из иностранцев не интересен этот бизнес сам по себе, поэтому мы сейчас не хотим полагаться на них»,— объясняет г-н Новиков.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности