Железо в облаках

Облачные услуги становятся реальной альтернативой покупке оборудования

Железо в облаках

Традиционная модель получения телекоммуникационных услуг — on-premises (приобретение во владение телеком-оборудования), постепенно замещается телекомуслугами из облака. Как известно, суть состоит в приобретении у сервис-провайдера права на длительное использование программного обеспечения за определенную абонентскую плату — годовую или ежемесячную. При этом вся инфраструктура может находиться как в частном дата-центре самой компании и называться «частным облаком», так и в дата-центре сервис-провайдера.

Однако более распространен выбор в сторону гибридного облака. Отличие частного облака от гибридного в том, что в первом случае инфраструктуру обслуживает сама организация, она строит для себя небольшой собственный центр хранения и обработки данных (ЦОД), откуда предоставляет доступ всем дочерним компаниям и подразделениям. Гибридное облако предполагает, что часть информации хранится на серверах компании, а другая, менее важная,— у провайдера. Так же и софт: критический запускается на своих серверах, остальной — у провайдера. При нехватке собственных мощностей предприятие может воспользоваться внешними ресурсами, при этом не открывая данных, которые остаются внутри структуры. Получается, что количество ресурсов растет, а внутренний контроль приложений, использующих эти ресурсы, значительно усиливается.

Также существует публичное облако, популярное в сегменте МСБ, представляющее собой инфраструктуру, к серверам которой могут подключиться компании, не имеющие собственного дата-центра. Одним из казахстанских сервис-провайдеров, сдающих облачные серверы в аренду пользователям, является ALMACloud. Гендиректор компании Санжар Алтаев считает преимуществом подключения к публичному облаку то, что компания при этом не несет расходов на закупку или аренду серверного оборудования, на содержание персонала для его обслуживания, оплату лицензий разработчику программного обеспечения. Всю ответственность возлагает на себя компания-провайдер, осуществляя поддержку оборудования в надлежащем техническом состоянии, своевременное обновление ПО, оперативное устранение возникающих дефектов и сбоев, а также защиту и сохранность данных. Все это включено в абонентскую плату, которую вносит пользователь.

Гибридное, частное, публичное

Исходя из этого, г-н Алтаев отмечает, что в контексте публичного облака «железо» является второстепенным. Для работы пользователю необходим лишь персональный компьютер, планшет или смартфон, с помощью которого он осуществляет доступ к облаку. При этом стоимость телеком-оборудования не играет никакой роли, потому что пользователю услуги нет нужды приобретать подобное оборудование во владение, осуществляя капитальные затраты.

Руководитель направления унифицированных коммуникаций компании CTI Никита Догадченко подчеркивает, что выбирая тот или иной вид облачных технологий для своей компании, нужно оценивать стоимость труда инженеров, рассчитать примерную стоимость владения собственным ЦОДом, если он существует. Если же его нет, то, по мнению эксперта, создание инфраструктуры на сервере сервис-провайдера — наиболее легкий для компании вариант. Ведь сторонний подрядчик сможет обслуживать систему более оперативно, чем штатный IT-специалист, которому из-за двойной нагрузки зачастую не всегда удается в кратчайшие сроки исправить неполадку. А для некоторых компаний переход в публичное облако вообще позволяет обходиться без услуг штатного айтишника и полностью доверить ресурсы провайдеру.

Не для всех компаний будет оптимальным единовременное вложение средств в создание гибридного облака. Хранение данных в публичном облаке также не для всех подходит ввиду того, что не все считают безопасной данную модель. Поэтому, как уже было сказано выше, компания может создать небольшое частное облако, осуществив минимальные затраты, и в случае, если ей в будущем потребуется рост, некоторые сервисы она сможет перенести в публичную часть. Таким образом, произойдет переформирование частного в гибридное облако, и дополнительные средства будут потрачены только в этом случае. По мнению руководителя направления ЦОД компании CTI Антона Якушина, такой вариант более экономичен по сравнению с тем, когда компания изначально строит частное облако с расчетом на пиковые нагрузки.

Иногда компания может выбрать обратный сценарий: со временем гибридное облако модифицируется в частное. Такой переход происходит путем плавной миграции телеком-оборудования в частный ЦОД компании. Для этого у сервис-провайдера закупается необходимая инфраструктура либо докупается, если что-то уже есть. По истечении срока действия договора сервис-провайдер становится компании не нужен, и дальше она уже сама управляет процессом: штатные IT-специалисты начинают полностью администрировать систему.

Такой путь, по мнению Никиты Догадченко, наиболее выгоден для среднестатистической казахстанской компании, поскольку единовременная покупка полного комплекта оборудования для частного ЦОДа — это большие инвестиции. А путем постепенного перехода можно в среднем за два года заработать нужные средства, чтобы выкупить все оборудование.

С появлением облачных систем то и дело возникают споры об их надежности. Приверженцы традиционной модели телекомуслуг считают облако весьма ненадежным, особенно это касается гибридного и публичного облаков. «Зачастую приходится открывать дырки в безопасности для того, чтобы некоторые данные могли свободно протекать,— отмечает Антон Якушин. — Поэтому иногда достаточно критические части инфраструктуры могут остаться незащищенными. И чтобы обеспечить безопасность, необходимо дополнительное оборудование».

Противоположного мнения придерживается менеджер по развитию бизнеса компании Abris Distribution Kazahstan Петр Теплюков, считая, что системы хранения данных в гибридном облаке абсолютно надежны. В качестве примера г-н Теплюков привел систему защиты RSA, представляющую аппаратное средство, используемое для доступа к учетной записи. Оно сделано в виде электронного ключа, который показывает шесть цифр, меняющихся каждую минуту. В случае если ключ будет утерян, воспользоваться им будет нельзя: каждый раз при входе в систему код доступа разный, и лишь обладатель знает, как правильно его ввести.

Индивидуальный подход

Прежде чем перейти к использованию телеком-оборудования в облаке, каждому клиенту важно понять основные правила и принципы его работы. Именно поэтому любой сервис-провайдер демонстрирует потенциальным клиентам возможности облачных решений, лично или удаленно.

Если компания-заказчик готова к приобретению этих услуг, то в первую очередь определяется количество сотрудников в каждом из ее офисов, которые используют необходимое для работы оборудование. Затем определяется список функциональных требований, которые должен включать этот сервис: к примеру, нужна ли голосовая почта или возможность для создания многоточечных конференций. Все пожелания оформляются в виде документа с техническими требованиями. Затем сервис-провайдер составляет под эти требования технические решения.

После заказчику показывают примерный сценарий работы, функциональные возможности, чтобы он смог определить, насколько система оправдывает его ожидания. Если предлагаемый проект не устраивает его по бюджету, он может принять решение о сокращении, а порой, если необходимо, об увеличении затрат. После окончательных поправок заключается договор о предоставлении доступа к услуге, и решение реализуется инженерными ресурсами интегратора.

Для примера, та же ALMACloud предлагает сегодня подписку на использование облачных решений SYNERGY ONLINE, 1С ONLINE, Office 365, Adobe Creative Cloud. Помимо этого, компания разрабатывает кастомизированные решения по запросу, среди которых мобильные и веб-приложения. Стоимость таких услуг составляет около 3 тыс. тенге на одного пользователя в месяц. CTI предлагает услугу «Контакт-центр по запросу» (КЦЗ), которая включает корпоративную телефонию, обмен мгновенными сообщениями, видеоконференцсвязь, голосовую почту и другое; услугу автоматизации внутренних IT-процессов компании; услугу по управлению информационной безопасностью. Технология, по мнению г-на Догадченко, является выгодной для компаний, филиалы которых находятся в разных городах и странах. Она позволяет руководителям полноценно контролировать деятельность компании, а сотрудникам — быть на связи в любое время суток, из любой точки мира. Плюс ко всему услуга КЦЗ дает компании возможность сэкономить, как минимум, на мобильных и междугородных звонках.

Чтобы простому обывателю была понятна примерная стоимость некоторых видов услуг «в облаке», г-н Догадченко привел в пример стоимость сервиса видеоконференцсвязи. По данным руководителя направления унифицированных коммуникаций CTI, в случае если есть необходимость в многоточечных конференциях, одна точка подключения будет стоить порядка 300–500 долларов в месяц. В сервисной модели такой вариант обойдется для компании намного дешевле, ведь приобретение оборудования для многоточечных конференций требует огромных капитальных вложений. По словам Никиты Догадченко, во временном отрезке 3–5 лет для компании численностью в 300–500 абонентов использование телекоммуникационного оборудования в облаке обходится вполовину дешевле закупки полного комплекта своего телеком-оборудования. Среди клиентов компании CTI облачные технологии активно приобретают финансисты, особенно компании с разветвленной филиальной сетью.

 

Облако вытеснит железо

 

В настоящее время, исходя из наблюдений менеджера по развитию бизнеса компании Abris Distribution Kazahstan Петра Теплюкова, появление облачных технологий привело к тому, что IT-подразделения компаний начали меняться. Подверглись изменению их структура, цели, перестроилась работа их системы. Раньше большая часть IT-департамента обслуживала IT-структуры, и лишь единицы занимались сопровождением и развитием тех сервисов, которые требовались бизнесу. Сегодня благодаря облаку большей частью работы IT-департамента является генерация новых сервисов, которые позволяют бизнесу развиваться.

«Казахстан сейчас находится на этапе активного внедрения облачных технологий,— отмечает директор по закупкам компании Abris Distribution Kazakhstan Иван Ковалев. — Отраслевые решения отстают от схожего с казахстанским рынка России на 3–4 года. Казахстан в свою очередь опережает других центральноазиатских соседей на те же 3–4 года».

Г-н Ковалев уверен, что ближайшие несколько лет станут периодом формирования спроса и подготовки облачной инфраструктуры. Уровень развития облачного рынка напрямую зависит от потребителей, которые пока лишь начинают привыкать к идее перевода «железа» в облако, только знакомятся с потенциалом облачных технологий.

Санжар Алтаев считает, что в ближайшие несколько лет в Казахстане услуги и софт будут расти гораздо быстрее, чем продажи «железа». Если в среднем по «железу» ожидается рост не менее 10%, то по софту — более 20%, по услугам — в пределах 30%. Таким образом, по мнению эксперта, именно доля облачных сервисов в общем спектре IT-услуг будет увеличиваться самыми заметными темпами.

В том, что облачными услугами вытесняются сервисы старого рынка, можно убедиться на примере рынка телекомуслуг, где сервис WhatsApp за короткий промежуток времени забрал большую часть выручки от SMS по всему рынку и у всех операторов связи. Это, по мнению г-на Алтаева, отчетливо показывает, насколько стремительно уходят старые стандарты.

Исходя из приведенного примера, генеральный директор ALMACloud делает вывод, что совсем скоро на казахстанском рынке компании постепенно откажутся от капитальных расходов на аппаратное обеспечение в пользу небольших ежемесячных платежей за облачные услуги. По его оценкам, рынок облачных услуг будет расти по экспоненте до 200–500% в год в реальном выражении.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?