«Варягам» здесь не место

Финансовый директор одной из казахстанских инвестиционных компаний на условиях анонимности рассказал о своем видении недостатков работы иностранных консультантов в Казахстане

«Варягам» здесь не место

— В чем проблема работы с иностранными консультантами?

— Прежде всего в том, что, как правило, берут тех консультантов, с которыми можно договориться. Во-вторых, часто консультанты вообще не в силах нам помочь. Потому что не могут посоветовать главного: поменять экономическую формацию. Мы говорим, что находимся в государственном капитализме. На самом же деле в финансовом секторе недалеко ушли от военного коммунизма.

У нас непонятная стоимость активов. Портфели брокерских и страховых компаний, а также банков весьма консервативны. И сделать их неконсервативными невозможно: мы ограничены емкостью торговой площадки, на которой обращаются бумаги с десятка по-настоящему интересных эмитентов. И есть масса псевдонациональных компаний, которые в любой момент могут стать частными. Как это было, к примеру, с банком Астана-Финанс. Когда инвесторам предлагали его облигации с низкой доходностью, то упирали, что это бумаги почти что госкомпании, их устойчивость сто процентов. Зато когда проводили реструктуризацию, то акционер-государство куда-то делось, в банке остались одни частные инвестиции. В итоге долги западным кредиторам обменяли по 12 процентов от номинала, а нашим еще меньше.

Многие наши инвестиции не имеют экономического смысла, лишь политическую подоплеку. Возьмем программу «Народное IPO». Государство само решает, кто из его компаний в рамках этой программы выйдет на фондовый рынок. Причем самим госкомпаниям это неинтересно, деньги у них и так есть. Фондовый рынок развивается не путем экономических законов, а по разнарядке.

— Как вы оцениваете квалификацию иностранных консультантов?

— Чаще всего к нам приезжают специалисты очень широкого профиля, которые говорят много и по сути ни о чем. К тому же многие из них нашу страну знают заочно и поверхностно. Думают, что здесь до сих пор на верблюдах ездят. Им сказали, что надо консультировать фондовую биржу. Замечательно, думают они, сейчас расскажем, что это такое. Но у нас биржа работает уже двадцать лет. Нам ее не создавать надо, а развивать. У нас нет инструментария, нет производств, которые могли бы выставить акции на IPO. Как решить проблему? Иностранцы не знают — для этого нужны исследования, нужно время и другая квалификация.

— То есть их работа бесполезна?

— Они полезны лишь в случае, когда приезжают консультанты-практики, заточенные на процедурах. Я встречал среди них очень толковых советчиков. Свою тему они знают великолепно. Может, они не могут развивать бизнес стратегически, но поставить исполнение каких-то функций и задач они в состоянии. В свое время ЕБРР присылал консультантов из Швеции, которые для нескольких крупных банков делали скелеты общих бизнес-процедур и процедур, связанных с управлением рисками.

Консультанты-практики нужны по той причине, что непрерывно идет смена поколений и нам требуется учить новых специалистов. Когда практики приезжают, наши высасывают из них все, так как другого доступа к иностранным знаниям у наших специалистов нет. У нас почему-то не принято отправлять сотрудников за границу на обучение. На презентацию, на конференцию с культурной программой — пожалуйста. Но не на учебу.

Тем не менее мне не нравится уровень консультантов ЕБРР, которых присылают к нам в последние пять-семь лет. Все, кого они к нам приглашают, говорят давно понятные для нас вещи. И, как правило, приезжают одни и те же, которые уже знают наши проблемы. Но не напрягаются для их решения.

— А местные консалтеры?

— Если брать наших консалтеров, то они делятся на две группы. Есть специалисты с хорошим западным образованием, и на этом их достоинства заканчиваются. Ведь чаще всего это дети, которым смогли дать престижное образование. Многие такие дипломированные специалисты не понимают даже, о чем идет речь. Есть другая группа консультантов, которые интуитивно понимают бизнес, но им не хватает образования.

Знания, которыми готовы делиться местные консультанты, в большей степени спекулятивные: как обойти конкурента на короткой дистанции, быстро заработать. Это подготовка авантюристов. Это не те знания, которые нужны для стратегического развития бизнеса.

— В каких случаях приглашают местных и иностранных консультантов?

— Если мы хотим построить новое производство, то понятно, что приглашаем консультанта от фирмы, которая производит оборудование и технологии. Для развития существующего бизнеса, особенно на финансовом рынке, чаще берут местного консультанта. Он знает менталитет и ситуацию на рынке. Если его правильно мотивировать, он расскажет все достаточно грамотно и толково.

Что может посоветовать иностранный консультант, чтобы местный бизнес стал более рентабельным? Ничего! Только дать рекомендации с позиций тех условий, что есть у него на родине, но для нас они редко подходят.

— Как вы относитесь к практике, когда иностранцев привлекают к написанию законов для финансового рынка? Например, планируется разработать закон об обязательном медицинском страховании и речь идет о привлечении иностранцев.

— Писать законы о страховании в нашей стране — вообще неблагодарный труд. Если мы на каждом углу говорим, что созрели для решения вопроса о введении обязательного катастрофического или медицинского страхования, то это неправда. Мы созрели для того, чтобы где-то взять деньги и закрыть ими дырки в бюджете. И нашли «волшебную таблетку» под названием страхование.

Мы звоним в ЕБРР или Всемирный банк и приглашаем консультантов. Проблема заключается в том, что приглашаем консультантов, не определившись с тем, что же хотим от них получить. Когда разрабатывались первые варианты законопроектов об обязательном страховании недвижимости и катастрофических рисках, первый вопрос госструктур был таков: кого пригласить консультантом? Не стоял вопрос, какие риски страхуем, какая будет франшиза и прочее. Хотя страховой рынок на тот момент высказал об этом профессиональное мнение.

Потому что государственные органы, отвечающие за разработку законопроектов, не доверяют мнению местного рынка. Считают, что зарубежный опыт лучше. К тому же иностранный консультант честно отрабатывает гонорар. Ему на нашем рынке не работать. Когда перед иностранным консультантом задачу ставят государственные структуры, у него не возникает вопроса: реально это сделать в Казахстане или нет. Главное — оправдать доверие, чтобы пригласили в следующий раз.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее