«Варягам» здесь не место

Финансовый директор одной из казахстанских инвестиционных компаний на условиях анонимности рассказал о своем видении недостатков работы иностранных консультантов в Казахстане

«Варягам» здесь не место

— В чем проблема работы с иностранными консультантами?

— Прежде всего в том, что, как правило, берут тех консультантов, с которыми можно договориться. Во-вторых, часто консультанты вообще не в силах нам помочь. Потому что не могут посоветовать главного: поменять экономическую формацию. Мы говорим, что находимся в государственном капитализме. На самом же деле в финансовом секторе недалеко ушли от военного коммунизма.

У нас непонятная стоимость активов. Портфели брокерских и страховых компаний, а также банков весьма консервативны. И сделать их неконсервативными невозможно: мы ограничены емкостью торговой площадки, на которой обращаются бумаги с десятка по-настоящему интересных эмитентов. И есть масса псевдонациональных компаний, которые в любой момент могут стать частными. Как это было, к примеру, с банком Астана-Финанс. Когда инвесторам предлагали его облигации с низкой доходностью, то упирали, что это бумаги почти что госкомпании, их устойчивость сто процентов. Зато когда проводили реструктуризацию, то акционер-государство куда-то делось, в банке остались одни частные инвестиции. В итоге долги западным кредиторам обменяли по 12 процентов от номинала, а нашим еще меньше.

Многие наши инвестиции не имеют экономического смысла, лишь политическую подоплеку. Возьмем программу «Народное IPO». Государство само решает, кто из его компаний в рамках этой программы выйдет на фондовый рынок. Причем самим госкомпаниям это неинтересно, деньги у них и так есть. Фондовый рынок развивается не путем экономических законов, а по разнарядке.

— Как вы оцениваете квалификацию иностранных консультантов?

— Чаще всего к нам приезжают специалисты очень широкого профиля, которые говорят много и по сути ни о чем. К тому же многие из них нашу страну знают заочно и поверхностно. Думают, что здесь до сих пор на верблюдах ездят. Им сказали, что надо консультировать фондовую биржу. Замечательно, думают они, сейчас расскажем, что это такое. Но у нас биржа работает уже двадцать лет. Нам ее не создавать надо, а развивать. У нас нет инструментария, нет производств, которые могли бы выставить акции на IPO. Как решить проблему? Иностранцы не знают — для этого нужны исследования, нужно время и другая квалификация.

— То есть их работа бесполезна?

— Они полезны лишь в случае, когда приезжают консультанты-практики, заточенные на процедурах. Я встречал среди них очень толковых советчиков. Свою тему они знают великолепно. Может, они не могут развивать бизнес стратегически, но поставить исполнение каких-то функций и задач они в состоянии. В свое время ЕБРР присылал консультантов из Швеции, которые для нескольких крупных банков делали скелеты общих бизнес-процедур и процедур, связанных с управлением рисками.

Консультанты-практики нужны по той причине, что непрерывно идет смена поколений и нам требуется учить новых специалистов. Когда практики приезжают, наши высасывают из них все, так как другого доступа к иностранным знаниям у наших специалистов нет. У нас почему-то не принято отправлять сотрудников за границу на обучение. На презентацию, на конференцию с культурной программой — пожалуйста. Но не на учебу.

Тем не менее мне не нравится уровень консультантов ЕБРР, которых присылают к нам в последние пять-семь лет. Все, кого они к нам приглашают, говорят давно понятные для нас вещи. И, как правило, приезжают одни и те же, которые уже знают наши проблемы. Но не напрягаются для их решения.

— А местные консалтеры?

— Если брать наших консалтеров, то они делятся на две группы. Есть специалисты с хорошим западным образованием, и на этом их достоинства заканчиваются. Ведь чаще всего это дети, которым смогли дать престижное образование. Многие такие дипломированные специалисты не понимают даже, о чем идет речь. Есть другая группа консультантов, которые интуитивно понимают бизнес, но им не хватает образования.

Знания, которыми готовы делиться местные консультанты, в большей степени спекулятивные: как обойти конкурента на короткой дистанции, быстро заработать. Это подготовка авантюристов. Это не те знания, которые нужны для стратегического развития бизнеса.

— В каких случаях приглашают местных и иностранных консультантов?

— Если мы хотим построить новое производство, то понятно, что приглашаем консультанта от фирмы, которая производит оборудование и технологии. Для развития существующего бизнеса, особенно на финансовом рынке, чаще берут местного консультанта. Он знает менталитет и ситуацию на рынке. Если его правильно мотивировать, он расскажет все достаточно грамотно и толково.

Что может посоветовать иностранный консультант, чтобы местный бизнес стал более рентабельным? Ничего! Только дать рекомендации с позиций тех условий, что есть у него на родине, но для нас они редко подходят.

— Как вы относитесь к практике, когда иностранцев привлекают к написанию законов для финансового рынка? Например, планируется разработать закон об обязательном медицинском страховании и речь идет о привлечении иностранцев.

— Писать законы о страховании в нашей стране — вообще неблагодарный труд. Если мы на каждом углу говорим, что созрели для решения вопроса о введении обязательного катастрофического или медицинского страхования, то это неправда. Мы созрели для того, чтобы где-то взять деньги и закрыть ими дырки в бюджете. И нашли «волшебную таблетку» под названием страхование.

Мы звоним в ЕБРР или Всемирный банк и приглашаем консультантов. Проблема заключается в том, что приглашаем консультантов, не определившись с тем, что же хотим от них получить. Когда разрабатывались первые варианты законопроектов об обязательном страховании недвижимости и катастрофических рисках, первый вопрос госструктур был таков: кого пригласить консультантом? Не стоял вопрос, какие риски страхуем, какая будет франшиза и прочее. Хотя страховой рынок на тот момент высказал об этом профессиональное мнение.

Потому что государственные органы, отвечающие за разработку законопроектов, не доверяют мнению местного рынка. Считают, что зарубежный опыт лучше. К тому же иностранный консультант честно отрабатывает гонорар. Ему на нашем рынке не работать. Когда перед иностранным консультантом задачу ставят государственные структуры, у него не возникает вопроса: реально это сделать в Казахстане или нет. Главное — оправдать доверие, чтобы пригласили в следующий раз.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?