Ты скажи, че те надо...

Редакционная статья

Ты скажи, че те надо...

Когда в 30-е годы СССР привлекал с Запада иностранных технических специалистов, перед ними ставились очень четкие задачи. Первая из них состояла в том, чтобы поделиться всеми знаниями, которые у них есть — Союз прекрасно осознавал в тот момент свою техническую отсталость. Второй задачей ставили выучить местного специалиста себе на замену. Чтобы отсталость можно было ликвидировать уже навсегда, а не только на время приглашения спеца.

Союз знал, что он покупает. Когда Казахстан сегодня приобретает услуги западных консалтеров, он плохо себе представляет, что от них хочет получить. Сами консалтеры тоже плохо себе представляют, чем они могут быть полезны. В итоге нередко все заканчивается тем, что консультант формирует сборник банальностей на десяти листах, получает за это миллионы и отбывает на родину — довольный, но смущенный. Часто явление европейцев и американцев выглядит для нас по-своему оскорбительным, поскольку те прибывают к нам с миссией просвещения аборигенов. Прописные истины, рассказы про то, что такое хорошо и что такое плохо, изливаются на слушателей. И даже нельзя этих слушателей назвать благодарными.

Нередко в Казахстане платят миллионы долларов за бумаги, содержащие очевидные вещи, чтобы зайти с ними к начальству. Поскольку подвергать сомнению авторитет западных консультантов не принято, их привлечение делает аргументацию железобетонной. Поразительно, почему без найма консультанта вполне обычные вещи нельзя доказать начальству просто так, без такого рода ухищрений.

И это еще хорошо, когда советы консультантов безвредны. Бывают случаи, когда рекомендации, за которые государство заплатило немалые суммы, откровенно противоречат интересам казахстанцев. Свежий пример — совет все пенсионные накопления граждан республики выгнать за границу, отдать в управление иностранным фондам.

Впрочем, порой иностранные консультанты, конечно, бывают полезны. Некоторые из них обладают богатым опытом работы на развивающихся рынках, у них в портфеле — кейсы из Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Восточной Европы. Им может прийти на память хороший пример, который направит мозговой штурм в верном направлении. Но тут речь идет не о консалтинге как таковом. Когда иностранные консультанты готовят цельный документ для казахстанского заказчика, обычно ничего хорошего из этого не выходит.

Нам нужно понять, что базой для приглашения консультантов является сильнейший комплекс неполноценности, зашитый внутри наших высших чиновников и топ-менеджеров нацкомпаний. Нанимать иностранных консультантов заставляет их нежелание брать ответственность на себя — у нас в стране это чревато. Ответственность принято размазывать, и консультанты здесь оказываются весьма кстати.

Казахстанским управленцам пора уже поверить в себя и начать принимать на себя ответственность за будущее своей страны. А рекомендации иностранных специалистов проверять на небанальность, вплоть до анализа, который делают в вузах для рефератов: на предмет, не содран ли текст из какого гарвардского учебника.

Читайте тему номера: Ошибка консультанта

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом