Бизнес виноват сам

В стране низкая бизнес-культура, и мало кто прислушивается к мнению специалистов по финансовой и экономической безопасности, поэтому бизнес и впредь будет проходить через подобные кризисы

Ерлан Аскарбеков
Ерлан Аскарбеков

— Ерлан, в начале 2005 года вы успешно провели антикризисную PR-программу в банке ТуранАлем. Насколько сейчас грамотно сработали пресс-службы банков в ответ на информационную атаку?

— Вопрос ожидаемый. С точки зрения профессиональной этики и как вице-президент клуба PR-шы, я не могу давать оценку действиям пресс-служб банков. В целом же, по моим ощущениям, работа идет в контролируемом направлении.

Надо сказать, что работа пиар-служб подчиняется собственным законам. А банки — чрезвычайно сложная структура. И в том числе потому, что имеют огромный ассортимент продуктов. Их управление схоже с управлением десятков крупных современных заводов одновременно. Полной информацией владеет лишь небольшой круг лиц: акционеры банка и его первые руководители вместе с директорами по PR. И внешним наблюдателям — журналистам, тем более клиентам — не до конца понятно, что сейчас творится в известных банках. Поэтому так легко сделать скоропалительные выводы.

Поэтому самое первое, что следует сделать в похожей ситуации,— жестко ограничить выход любой информации о ситуации в банке. Она должна исходить только от пресс-службы, от людей, которые знакомы с реальной ситуацией. Запрещено общаться со СМИ всем рядовым и даже высокопоставленным сотрудникам банка, которые, в принципе, знают только свой продукт (а их до 60) и крайне недостаточно информированы о всей ситуации в банке. Они знают ровно столько, сколько им приказано знать. Следовательно, одна из первейших вещей, которую следует сделать при информационных атаках,— запретить сотрудникам любые рассуждения о состоянии банка, в том числе позитивные, везде — в социальных сетях, с журналистами. Эта же норма касается и родственников и знакомых служащих банка. Потому что можно навредить неосторожными высказываниями. Эта норма первична, но недостаточна.

— Какие уроки следует извлечь из этой ситуации, поскольку банковский сектор очень зыбкий и когда-нибудь может опять подвергнуться негативному выбросу информации?

— Необходимо иметь проработанные антикризисные планы, что является специфической работой. Во-вторых, нужна подготовленная команда. Не просто один-два эсэмэсщика в штате и даже не одно-два агентства на аутсорсинге. Нужны серьезные ресурсы «в горячем резерве», финансовые и людские.

Данная ситуация имеет черты настоящего кризиса: внезапность, массированность, анонимность. Идет настоящая информационная война против нашей страны.

— На ваш взгляд, какое влияние на рынок пиара окажет прошедшая ситуация?

— Думаю, что тема обязательно будет обсуждаться на секции очередного, десятого форума клуба PR-шы в июне 2014. Я также полагаю, что увеличится предложение антикризисных тренингов, пакетов антикризисных разработок для корпоративного сектора. Сейчас их предлагают лишь несколько агентств. Но скажу сразу, что спрос на профессиональный PR-консалтинг не вырастет.

Без желания клиентов, т.е. владельцев и топ-менеджмента бизнеса, пиарщики, как любые консультанты, помочь не могут. Если сами хозяева не хотят спасти и защитить свои бизнесы, мы ничего не можем сделать. Сколько бы мы ни давали интервью о необходимости информационной защиты бизнеса, не писали закрытых записок, не проводили форумов и семинаров, все проблемы и все поиски решений — в голове самих клиентов.

— Каков сейчас спрос на такие консультации?

— Периодически такие заказы бывают, но они бессистемные, и сейчас казахстанский бизнес пожинает плоды такого бездействия. Я неоднократно и давно, еще в 2008–2009 годах, предупреждал все крупнейшие банки о возможных рисках кризиса. Нас не слушали. В стране никто не слушает специалистов по финансовой и экономической безопасности, по IT-безопасности, по финансовому менеджменту, по риск-менеджменту; список невостребованных капиталистических профессий бесконечен.

— Почему же?

— Проблема системная — в нашей элите. Здесь я имею в виду не интеллигенцию или политиков, а триста богатейших семей Казахстана, их бизнес-группы. Личный опыт общения с некоторыми из них показывает, что это чудовищно упрямые люди, и сколько бы кризисов ни происходило, даже вплоть до полной потери бизнеса, они остаются при своих взглядах. Большинство из них застряло в начале 90-х. Пока они сами не захотят спасти и развить свои бизнесы, не захотят работать с лучшими бизнес-консультантами, речь идет не столько о пиаре, до тех пор Казахстан и будет бесконечно проходить через подобные кризисы.

— Повлияет ли текущий кризис на то, чтобы владельцы или менеджмент компаний стали активней прибегать к услугам консультантов?

— Даю тысячу процентов, что никакие рекомендации внедрены не будут. И через несколько лет в этой отрасли или другой все вновь повторится — через sms-атаки или, скорей всего, совсем другие инструменты воздействия. У нас крайне низкая бизнес-культура в стране.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее