Кризис доверия

То, с какой скоростью население бросилось в банки спасать свои деньги, свидетельствует о том, что оно никому больше не верит

Кризис доверия

В начале прошлой недели клиенты трех казахстанских банков: Альянс Банка, Банка ЦентрКредит (БЦК) и кaspi bank были напуганы информацией об их банкротстве. Тревожные sms-сообщения стали поступать во второй половине дня 17 февраля и сопровождались провокационными комментариями в социальных сетях. 18 февраля информационное давление продолжилось, и офисы банков заполнились неуправляемой толпой. Люди штурмовали банковские отделения, чтобы забрать деньги. Снимали тенговые и валютные вклады, опустошали банковские ячейки. Массовый психоз был таков, что остановить вкладчиков в тот же день было просто невозможно. Заявления руководства банков и главы Национального банка о том, что имеет место провокация и реальных предпосылок для ухудшения финансовой ситуации в названных банках нет, влияния не имели. Лишь к концу недели, после череды пресс-конференций руководства Национального банка, Банка ЦентрКредит и кaspi bank’а, напряжение начало спадать. Итог непростой банковской недели — новый виток недоверия населения к финансовой системе и передел базы депозиторов в банковском секторе.

Причин для паники не было

Потери банков от информационной атаки весьма значительны. За два февральских дня из кaspi bank выведено 40 млрд тенге, или 10% депозитной базы. В БЦК конкретных цифр не назвали, но признались, что уровень оттока вкладов был выше объемов, которые выводили вкладчики после девальвации тенге. «Тогда в отдельные дни объемы снимаемых средств были в два-три раза больше против обычных дней. Слухи усилили негатив от девальвации. Нервозность привела к тому, что за несколько дней объем снятых средств был на порядок выше, чем в постдевальвационные дни», — сказали «Эксперту Казахстан» в БЦК. Получить комментарии в Альянс Банке не удалось.

Чтобы купировать кризис, Национальному банку пришлось срочно успокаивать население. «У Нацбанка хватит сил поддержать казахстанские банки. В резервных фондах Нацбанка свыше 1 трлн тенге, в обращении находится 1,6 трлн тенге, еще 24 млрд долларов хранятся в виде золотовалютных запасов. Наша полная готовность поддержать банки и потенциал финансового сектора позволяет спокойно говорить о том, что все вкладчики депозитов в иностранной валюте и в тенге чувствуют в Казахстане себя спокойно», — заверил председатель Национального банка Кайрат Келимбетов.

Однако роль переговорщика Национальному банку давалась с трудом. Заявления регулятора не сбили градус напряжения. Внезапно проведенная девальвация тенге после трех месяцев уверений, что девальвации не будет, резко понизила доверие населения к заявлениям главного банка страны. К тому же можно вспомнить, что руководители финансового блока, отвечающие за развитие финансовой системы, по их словам, не участвовали в принятии непопулярного решения. Кайрат Келимбетов признался, что узнал о девальвации лишь в ночь перед ее проведением, а министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев и министр финансов Бахт Султанов рассказали, что о девальвации прочли в Интернете. После таких откровений не стоит удивляться слабому авторитету руководителей финансового блока; актуальнее вопрос: кто и как в таком случае принимает решения в финансовом блоке страны.

Прочувствовав всю сложность момента, пусть с задержкой, руководство БЦК и кaspi bank’а провели пресс-брифинги для прессы. Банкиры рассказали, что, несмотря на предложенную поддержку, к регулятору они не обращались. Их мажоритарным акционерам, крупным иностранным компаниям, по силам насытить возросший спрос на наличность посредством вливания дополнительного капитала. Акционер БЦК — корейский Kookmin Bank, капитал которого равен 250 млрд долларов, почти что объему ВВП Казахстана, сразу заявил, что при необходимости окажет дочернему банку всестороннюю поддержку. Акционер кaspi bank’а — британский инвестиционный фонд Baring Vostok — уже капитализировал банк на 300 млн долларов. Находящийся в процессе реструктуризации Альянс Банк ограничился пресс-релизом, в котором заверил вкладчиков, что сохранность депозитов физических лиц обеспечена законом.

Надо сказать, что каких-либо предпосылок и тем более фундаментальных причин для финансовых проблем у БЦК и кaspi bank не существует. С точки зрения управления ресурсами в их бизнес-моделях эффективно просчитаны риски: у БЦК достаточно консервативная и направленная на умеренный рост стратегия развития. У кaspi bank’а стратегия предполагает агрессивный рост, который частично нивелирует и разжижает портфель проблемных кредитов — естественного спутника агрессивного роста.

В последние годы темпы роста ссудного портфеля БЦК были довольно умеренными и доля неработающих кредитов не превышает 18%. За 2013 год кредитный портфель банка вырос незначительно, на 4,5%. Во многом это связано с тем, что у стратегического партнера Kookmin Bank’а требования к выдаче кредитов достаточно строгие, и в БЦК понизили уровень лимитов на заемщика. «У нас есть двухгодовой план по снижению доли NLP до 15% в соответствии с предписаниями регулятора, который мы выполним. Мы не собираемся поднимать ставки по кредитам ни в долларах, ни в тенге. Что касается депозитов, то мы уже подняли ставку по тенговым депозитам до 9%, это максимальный уровень, покрываемый фондом гарантирования банковских депозитов»,— отметил председатель правления БЦК Владислав Ли.

В кaspi bank’е доля кредитов с просрочкой составляет 22% и сформированные провизии превышают сумму просрочки. Чистая прибыль кaspi bank’а за 2013 год, согласно неконсолидированной отчетности, выросла в 1,7 раза — до 29,7 млрд тенге против 17,3 млрд в 2012 году.

Более сложная ситуация в Альянс Банке: токсичные кредиты занимают значительную долю в 58%. Первые три квартала 2013 года банк закончил с чистым убытком в 1,4 млрд тенге против чистой прибыли в 597 млн тенге за аналогичный период 2012 года. Однако банк создал провизии и активно занимается чисткой портфеля. А объявленная повторная реструктуризация призвана улучшить баланс банка.

Передел рынка

То, что случилось с конкретными банками за несколько дней, не является случайностью, злой шуткой и даже умыслом обиженного клерка или группы людей (генеральная прокуратура уже доложила, что нашла лиц, рассылавших информацию — сотрудников юридической компании и штатного юриста банка).

Судя по эффекту, акция была заранее спланирована и проведена на хорошем организационном уровне. Прежде всего, для вброса негативной информации было выбрано удачное время: неделю спустя после почти двадцатипроцентной девальвации тенге. Население и бизнес только-только, с трудом, но эмоционально «переварили» удешевление тенге и сопутствующий рост цен. Почти сразу же было подано новое «блюдо»: слухи о банкротстве нескольких крупных банков.

Во-вторых, организация масштабной sms-атаки технически дело не сложное, зато капиталоемкое. Рассылка осуществляется через контент-провайдера, которому, по большому счету, не интересно содержание передаваемых сообщений. Сервер компании-передатчика физически может находиться в другой стране. Стоимость рассылки зависит от количества sms. Как сказали «Эксперту Казахстан» в одной из провайдерских компаний, тариф может составлять от 7 до 25 тенге за одно сообщение плюс от 3 до 12 тенге за услуги связи сотового оператора. Если принять во внимание масштабность рассылки, бюджет «мероприятия» может быть внушительным.

И почему объектами sms-атаки стали именно эти три банка? Если цель — дискредитация всей банковской системы, то снимать деньги должны были во всех банках без исключения. Понятно, что кaspi bank — удачный претендент на тот камень, который первый начинает камнепад: это стопроцентный розничный банк с огромной клиентской базой. Тем не менее для увеличения масштаба действий к атаке должны были подключиться системообразующие банки. Однако неприятности случились у банков, не входящих в первую тройку.

Опять же в первой десятке банков есть еще игроки с консервативной стратегией роста и сильными брендами, которые также могли быть выбранными для sms-удара. Но почему-то мишенями стали именно БЦК, Альянс Банк и кaspi bank (четвертый, восьмой и девятый по активам).

Значит, цели для атаки были выбраны не случайно. Интересно, но кaspi bank с БЦК объединяет тот факт, что обе организации, по крайней мере официально, не аффилированы ни с одной из финансово-промышленных групп. К тому же в кaspi bank’е нынешний стратегический инвестор вскоре должен покинуть банк, исчерпав инвестиционный горизонт.

Если взять Альянс Банк, то, конечно, сейчас он находится не в лучшей финансовой форме. Банк испытывает временные финансовые трудности по выплате очередного облигационного купона. Объявленная в конце января вторая реструктуризация долга была встречена инвесторами и обществом вполне нейтрально. Так же, как и снижение кредитного рейтинга, которое является сопутствующей практикой процесса реструктуризации. К тому же государство все еще владеет 67 процентами пакета Альянс Банка и готово оказать ему всяческое содействие. И в капитал банка недавно вошел один из сильных профессиональных инвесторов — компания «Верный Капитал», бенефициаром которой является влиятельный бизнесмен Булат Утемуратов.

Ситуация с Альянсом интересна тем, что двойная реструктуризация и технический дефолт не являются прецедентом. БТА Банк имеет похожую историю. Почти одновременно с Альянс Банком, в 2009 году, БТА вошел в состав фонда «Самрук- Казына», прошел две реструктуризации внешних долгов и в конце прошлого года сменил собственника: в банк вошли Казкоммерцбанк и бизнесмен Кенес Ракишев. Скорее всего, негативное давление на Альянс Банк связано с тем, что кто-то не хочет усиления его позиций в банковском секторе.

Скорее всего, за шумной sms-атакой могли стоять внутренние силы, использующие банки для межклановой борьбы в целях ослабления финансовых позиций конкурентов и усиления собственных. Или желающие дестабилизировать ситуацию в стране через такой тонкий и чувствительный инструмент, как личные сбережения граждан. Отсутствие в Казахстане публичной политики делает такие инструменты весьма эффективными для решения конкретных задач.

У банкиров свои предположения — кому выгоден хаос в банковской системе и в конкретных организациях. Председатель правления кaspi bank’а Михаил Ломтадзе считает, что атака направлена против всего банковского сектора страны, и за этим стоят банки-конкуренты. «Однозначно — участники финансового рынка. У успешных компаний всегда есть недоброжелатели», — уверен банкир. В свою очередь, в БЦК настроены вполне миролюбиво. «Хочу сказать, что банкиры — люди ответственные и прекрасно понимают, что распространять пожар в чужом доме — плохая идея. Я уверен, что казахстанские банки не занимаются такими вещами. У меня нет серьезных предположений, кто может быть инициатором и каков мотив такого поведения. Может, кто-то захотел получить популярность в Сетях. Может, кому-то не нравится стабильность нашей финансовой системы», — высказывает свою точку зрения Владислав Ли.

Кто же все-таки выиграл?

Что же получил банковский сектор по результатам неприятностей трех крупных банков? Ровным счетом ничего. Клиенты частично забрали деньги с вкладов. Возможно, даже вложили их в более «надежные» инструменты: в Интернете появились сообщения, что рынок недвижимости пошел в рост. Однако большая часть снятых средств перешла в депозиты других банков. И, наверное, не была существенной для этих банков. В любом случае ни кaspi bank, ни БЦК, ни Альянс не понесли ощутимых потерь. Да, стало меньше возможностей для кредитования. Однако при необходимости их акционеры всегда дадут деньги на кредитный рост. Тем более что у БЦК и Альянса он и так консервативный, а кaspi предлагает максимальную на рынке ставку по депозиту в 10% и, скорее всего, быстро восстановит утраченные депозитные позиции. Сами банкиры также полагают, что ажиотаж продлится еще несколько дней; потом люди увидят, что банки выполняют свои обязательства, и успокоятся. Все вернется на круги своя.

За скобками остается открытым, как минимум, один важный вопрос: насколько коммерческие банки и регулирующие структуры готовы эффективно и оперативно реагировать на подобные шоки. За несколько стабильных лет, прошедших с момента финансового кризиса, многие институты расслабились и утратили навыки реагирования. Прошедшая sms-атака была преднамеренной и преследовала определенные цели. Не исключено, что последуют другие действия по дестабилизации отечественного банковского сектора.

Хроника событий

После обеда 11 февраля мобильный мессенджер WhatsApp распространил информацию о якобы отозванной лицензии у Банка ЦентрКредит (БЦК).

Клиенты банка занервничали и стали забирать деньги с вкладов. В тот же день БЦК объявил, что нашел инициатора рассылки, некую компанию, и предъявил ей требования. В ответ банк получил письмо, в котором говорилось, что один из сотрудников компании по недомыслию разместил негативную для банка информацию, которая затем неизвестным образом распространилась в социальных сетях. После чего БЦК выступил с опровержением слухов.

12 февраля ажиотаж в отделениях БЦК продолжился, но волна слухов пошла на спад. 13, 14 и 15 февраля отделения БЦК работали в нормальном режиме.

Однако 17 февраля во второй половине дня в системах электронных сообщений и социальных сетях появилась информация о том, что уже ряд казахстанских банков, в том числе БЦК, якобы испытывают финансовые трудности. Среди клиентов упомянутых банков началась паника. Толпы людей осаждают офисы банков в надежде «спасти» свои вклады.

18 февраля последовала первая реакция пострадавших банков. Их руководство заявило, что имеет место провокация и что финансовое состояние банков стабильное. Финансовые организации и Национальный банк обратились в правоохранительные органы с целью пресечения и предотвращения подобных действий.

kaspi bank объявил награду в 100 млн тенге «за выявление инициаторов провокационной и лживой sms-рассылки».

18 и 19 февраля глава Национального банка Кайрат Келимбетов провел две экстренные пресс-конференции для журналистов в Астане и Алматы.

19 февраля представитель Генпрокуратуры объявил о том, что установлен ряд лиц, причастных к первичной рассылке ложной информации о финансовом положении банков. Конкретных имен названо не было.

19 февраля с журналистами встретился председатель правления БЦК Владислав Ли, 20 февраля — топ-менеджмент кaspi bank’а.

20 и 21 февраля отделения кaspi bank’а все еще работали в экстренном режиме: у входа выстраивались большие очереди.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом