Кызылорда рвется в будущее

Кызылординская область нашла для себя три «драйвера»: металлургия, рисоводство и транзит

Кызылорда рвется в будущее

Шасси коснулось земли, аэробус стремительно мчится мимо аккуратного салатового цвета здания кызылординского аэропорта им. Коркыт-Ата. Радоваться прилету на малую родину нет сил. Два часа лету из Астаны не представляют никакой проблемы, но вот из Москвы до областного центра на юго-западе Казахстана можно долететь только на перекладных с крайне неудачной стыковкой в казахстанской столице. Самое любопытное, что модернизированная взлетно-посадочная полоса воздушных ворот Кызылорды уже готова принимать магистральные лайнеры, но международный статус, дающий возможность открытия дальних рейсов в другие страны, включая Россию, аэропорт может получить, только проведя кардинальную реконструкцию и расширение терминала. Цена вопроса не слишком велика: 30 млн долларов инвестиций — и моя мечта о прямых авиарейсах между Москвой и Кызылордой сбудется. Уверен, не только моя: стремительно развивающийся 250-тысячный центр одной из важнейших и красивейших областей Казахстана стоит на пороге инвестиционного бума. Его очертания обрели еще большую четкость в ходе презентаций и дискуссий второго инвестиционного форума «Байконур», прошедшего в ноябре минувшего года в Кызылорде и Байконуре.

Перезагрузка: точки роста

«На протяжении 2013 года область устойчиво удерживала первое место среди регионов республики по темпам роста инвестиций в основной капитал, а объемы производства обрабатывающей промышленности за январь-сентябрь увеличились почти на 15%»,— сообщил участникам форума аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев. По итогам года цифры оказались еще более внушительными: обрабатывающая промышленность нарастила выпуск на 19,3%, а инвестиции в основной капитал увеличились на 40%. Впору говорить о форменном инвестиционном буме. Однако учитывая, что 45% валового регионального продукта области приходится на нефтегазовый сектор, демонстрирующий плавное сокращение выпуска вследствие исчерпания местных месторождений углеводородов, почивать на лаврах местным властям не приходится. Руководство области поставило задачу в ближайшие несколько лет осуществить структурный маневр, сделав ставку на новые локомотивы роста кызылординской экономики.

Основных «точек роста» три. Первое — комплекс металлургических производств, связанных с добычей и производством ванадия, свинца и урана. Второе — кардинальная модернизация, технологическая и экономико-организационная, традиционной для области отрасли рисоводства. И, наконец, третье — новый импульс роста связан с кардинальным увеличением транзитного потенциала области по мере завершения масштабных широтного и меридианального транспортных коридоров (это, соответственно, железная дорога Жезказган — Саксаульская — Бейнеу и автомагистраль Западная Европа — Западный Китай).

Наконец, есть «вишенка на торте»: активизация потенциала космодрома Байконур, причем не только непосредственно по ракетно-космическому, но и по более широкому научно-техническому направлению развития, а также превращение уникального космодрома в туристическую визитную карточку области в рамках мероприятий всемирной выставки в Астане EXPO-2017, эту амбициозную задачу поставил глава государства президент Нурсултан Назарбаев.

Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее

Что касается металлургии, то рисуется такая картина. В области добывается значительная часть казахстанского урана. Месторождения ванадиевых руд входят в пятерку крупнейших в мире и, по оценкам специалистов, способны обеспечивать до 10% мировой потребности в этом элементе. В прошлом году была запущена автоклавная переработка ванадиевой руды месторождения Бала-Саускандык. Свинцово-цинковое месторождение Шалкия является одним из крупнейших в стране. На месторождении Шалкия будет строиться обогатительная фабрика мощностью 4 млн тонн полиметаллического сырья с получением высокотехнологичных концентратов свинца, цинка и других элементов. Рассматривается вопрос о подключении к проекту ФНБ «Самрук-Казына».

Хорошим потенциалом развития обладает сектор сельского хозяйства. Область ежегодно производит порядка 285 тыс. тонн — это порядка 90% — казахстанского риса. В планах руководства области — внедрить новые технологии по переработке риса-сырца, обеспечить отрасль современной инфраструктурой логистики и экспорта.

Выступившая на форуме Светлана Ефремова, профессор Национального центра по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан, немало удивила участников форума, рассказав, что рисовая шелуха — не бросовый отход производства, а ценнейшее сырье для композиционных материалов, а точнее, кремнеуглерода, а также ряда востребованных неорганических и органических веществ — таких, как диоксид, карбид и нитрид кремния, фурфурол, и других. В этом смысле вполне жизнеспособным выглядит типовой инвестпроект в объеме 440 млн тенге (около 2,8 млн долларов на момент проведения форума). На эти деньги, как считает г-жа Ефремова, можно организовать производство по выпуску 1200 т кремнеуглерода в год: объем переработки рисовой шелухи — 3500 т, расчетный срок окупаемости с начала строительства — 5 лет и 3 года с начала реализации продукции.

Заместитель председателя комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сатжан Аблалиев рассказал на форуме о том, как продвигается строительство международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай. Общая протяженность дороги составляет 2 787 км. Всего реконструкции подлежит 2 452 км, из них 1391 км под первую техническую категорию с четырехполосным движением (от Хоргоса на границе с Китаем до Кызылорды) и 1061 км под вторую техническую категорию (от Кызылорды до поселка Мартук). Общий объем финансирования проекта составляет 825 млрд тг. (5,6 млрд долларов), из них 0,78 млрд долларов — средства республиканского бюджета, остальное — заемные средства от международных финансовых институтов. В 2011 и 2012 годах сдано в эксплуатацию, соответственно, 215 км и 700 км готового покрытия. По итогам прошлого года, по предварительной оценке, речь идет еще о 800 км. В этом году работы на магистрали по территории Кызылординской области будут завершены, а целиком трассу введут в строй в 2015 году. «Здесь важно,— подчеркнул Крымбек Кушербаев,— что 85% населенных пунктов Кызылординской области находятся вдоль этого международного транспортного коридора и по мере его пуска в эксплуатацию получат новый импульс развития».

Железнодорожная линия Жезказган — Саксаульск — Бейнеу позволит экспортировать товары в европейском направлении и в сторону Персидского залива. Кстати, «Казахстан темир жолы» в период до 2020 года планирует вложить в регионы прохождения трассы, включая Кызылординскую область, около 2 млрд долларов.

Байконур как технопарк и туробъект

Весьма неожиданной для участников форума была презентация Байконура как потенциального индустриального центра. Акимат Кызылординской области совместно с высокопоставленными руководителями «Роскосмоса» показали гагаринский МИК — монтажно-испытательный комплекс, где готовилась к старту ракета, унесшая первого человека в космос. Сегодня это пустующая индустриальная площадка (к тому же не единственная на космодроме), обеспеченная всей необходимой инфраструктурой. При этом имеются резервные энергетические мощности, развитая транспортная инфраструктура (в том числе два аэропорта с ВПП, способными принимать воздушные суда любых классов), жилой фонд и учебные заведения.

Байконур с его потенциалом, созданным ведущими научными центрами СССР, безусловно, может стать не только индустриальным, но и инновационным центром. Здесь есть все условия для формирования высокотехнологичного сектора услуг с привлечением инвесторов из-за рубежа, в первую очередь из России, считают авторы проекта.

Кроме того, Байконуру есть что показать. С космодрома ежегодно производится более 20 запусков — в два раза больше, чем с мыса Канаверал. А ведь космические запуски всегда будут зрелищем, которое хотят увидеть миллионы людей. Более 15 тысяч уникальных экспонатов хранит музейный комплекс космодрома. Здесь расположены 12 стартовых площадок, с которых уходили в небо легендарные «Восток», «Союз», «Буран». Впрочем, нынешнее состояние космодрома еще далеко от кондиций зрелого туристического объекта. «Космодром в самом начале пути, и времени остается в обрез»,— заявил на рабочей сессии форума в Байконуре советник председателя правления АО «Национальная компания “Астана EXPO-2017”» Александр Суворов. Большие возможности для диверсификации нынешней узкой специализации имеет и сам город Байконур, считает исполняющий обязанности главы администрации города Анатолий Петренко. В частности, г-н Петренко называл туристическое и рекреационное направление развития. «Все же было бы неправильно смещать приоритеты развития города Байконура с научно-технического вектора, учитывая кадровый и вузовский потенциал города: здесь до сих пор успешно работает филиал МАИ, готовящий первоклассных специалистов по аэрокосмической специальности. Хотя развитие туризма тоже, на наш взгляд, имеет очень хорошие перспективы»,— возразила ему заместитель акима Кызылординской области Наталья Годунова.

Что же касается авиатерминала в столице области, то с этим проектом куда больше определенности. Взяться за возведение нового здания аэровокзала готово ТОО «Turkuaz Invest». Эта казахстанская компания с турецким капиталом имеет за своими плечами солидный опыт строительства и модернизации аэропортовой инфраструктуры в Турции, Украине (возведение терминала и перрона в киевском аэропорту Борисполь, сумма инвестиций — 300 млн долларов) и Казахстане (международные терминалы в Актау, Атырау и Астане). Заместитель директора Turkuaz Invest Нурлан Досаев заявил в ходе работы форума, что проект реконструкции аэропорта Кызылорды уже подготовлен (к слову, терминал будет оборудован двумя телескопическими трапами и иметь пропускную способность 250 пасс./час) и его реализация позволит уже к 2020 году более чем удвоить нынешний пассажирооборот предприятия. По предварительным данным, этот показатель в минувшем году составил около 168 тыс. человек.

Кызылорда — Байконур — Москва

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности