Картину портят госрасходы

Начальник отдела отраслевой аналитики инвестиционной компании «БТА Секьюритис» Бауыржан Тулепов считает, что для снижения инфляции необходимо сокращать государственные расходы.

Бауыржан Тулепов
Бауыржан Тулепов

Первопричиной проведения девальвации национальной валюты является сохранение в стране в прошлом высокой инфляции, и, соответственно, ее понижение является краеугольным камнем макроэкономической политики Казахстана. Но пока рост государственных расходов продолжает оставаться высоким, мы считаем, что все остальные методы борьбы с инфляцией не дадут эффективного результата, особенно если речь идет о достижении низкой инфляции в долгосрочном периоде. Соответственно, такие методы, как таргетирование инфляции и снижение уровня долларизации путем административных ограничений, не дадут нужного результата, поскольку в создавшихся условиях являются чисто косметическими. Неэффективным представляется также регулирование ставки рефинансирования, поскольку сейчас при низких темпах роста банковского кредитования эффект влияния денежного мультипликатора на инфляцию является низким.

В соответствии с недавним исследованием, проведенным нашей компанией («О влиянии ползучей инфляции на экономику Казахстана»), можно увидеть, что денежная масса в Казахстане росла существенно быстрее реального продукта очень длительное время, что и стало причиной формирования роста индекса потребительских цен за последние 10 лет в среднем на уровне 8,3%. Так, например, в целом за последние 10 лет государственные расходы Казахстана увеличились почти на 700% — с 0,8 трлн до примерно 6,3 трлн тенге, денежная масса (выраженная через денежный агрегат М3, включающий наличные деньги и банковские вклады) возросла на 1090% — с 1 трлн до 11,6 трлн тенге, тогда как номинальный ВВП Казахстана повысился на 507% — с 4,6 трлн до примерно 28 трлн тенге. Средний рост денежной массы (М3) за последние 10 лет составил 28,1% в год, тогда как средний рост номинального ВВП — 19,8% в год. Стоит обратить внимание, что разница между средним ежегодным ростом денежной массы и средним ежегодным ростом номинального ВВП в 8,3% полностью соответствует среднему росту индекса потребительских цен за последние 10 лет. Как было сказано выше, он также увеличивался в среднем на 8,3% ежегодно с 2003 года. Таким образом, исторические данные Казахстана подтверждают вывод о том, что в долгосрочном периоде избыток денежной массы преобразовывается в инфляцию. Соответственно, единственной эффективной мерой для снижения уровня инфляции в Казахстане является снижение темпов роста денежной массы через сокращение государственных расходов.

В соответствии с недавно анонсированным республиканским бюджетом Казахстана на 2014–2016 годы, расходы Казахстана повысятся в 2014 году на 6,0%, в 2015 — на 7,7%, в 2016 году — на 9,4%. Принятый бюджет пока не учитывает заявленное в пятницу 14 февраля повышение заработных плат госслужащих на 10% начиная с 1 апреля 2014 года, а также выделение из Национального фонда суммы в размере 1 трлн тенге на кредитование экономики. С учетом функционирования в экономике Казахстана множества государственных институтов развития, предоставляющих финансирование субъектам по сниженным процентным ставкам, к которым можно отнести и Единый накопительный пенсионный фонд, все это является факторами для сохранения темпов роста инфляции в Казахстане на высоком уровне.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики