Якорь для экономики

Национальный банк после девальвации выбрал новый ориентир для курса нацвалюты — инфляцию. Насколько успешным будет переход на инфляционное таргетирование, зависит от качества прогнозирования, предсказуемости и прозрачности решений центробанка и жесткого следования намеченным планам

Якорь для экономики

Национальный банк планирует снизить инфляцию до 3–4% в среднесрочной перспективе, для чего намерен перейти от позиции наблюдателя и фиксатора индекса потребительских цен (ИПЦ) к управлению инфляцией через инфляционное таргетирование. О новой денежно-кредитной политике глава Нацбанка Кайрат Келимбетов объявил 14 февраля, через несколько дней после проведения девальвации, на расширенном заседании правительства с участием президента Нурсултана Назарбаева. Для успешного таргетинга Нацбанку не хватает малости — снижения уровня долларизации экономики, о чем и заявил г-н Келимбетов: «Однако без этого экономике будет сложно обеспечивать эффективность такой политики и успешность функционирования режима инфляционного таргетирования. В связи с этим Нацбанк предполагает разработать совместно с правительством план мероприятий».

В таком контексте резкое ослабление курсе тенге на 19% можно расценить как первый шаг к дедолларизации. Но, как нам представляется, сама по себе задача выдавливания доллара из экономики столь же трудна, как и само по себе инфляционное таргетирование.

Новое — отложенное старое

Впервые о переходе к инфляционному таргетированию (ИТ) Нацбанк заявил в своем программном документе «Основные направления денежно-кредитной политики на 2004–2006 годы» десять лет назад. Для новой ДКП были созданы законодательные предпосылки: с 1 января 2004 года вступили в силу поправки в закон «О Национальном банке РК», согласно которым НБК получал новый мандат — обеспечение стабильности цен вместо обеспечения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, как было до того. «Основной причиной данных изменений является необходимость более точной формулировки основной цели Национального банка в рамках объявленного перехода к стандартам Евросоюза и к принципам инфляционного таргетирования, одним из условий которого является смещение акцентов в политике Нацбанка от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен. Соответственно, любые другие задачи и ориентиры, которые могут возникать в ходе осуществления денежно-кредитной политики, являются второстепенными»,— такое объяснение давал сам НБК в упомянутом документе «Основные направления ДКП». Тогда Нацбанк объявил о политике плавающего обменного курса тенге, что является необходимым условием для ИТ.

В то время была установлена достаточно оптимистичная цель по инфляции на три года: базовая инфляция с 4–6% в 2004-м должна была снизиться до 3–5% в 2005–2006 годах, ИПЦ — с 5–7% до 4–6% в последующие два года. Как мы помним, регулятору так и не удалось удержать уровень цен в заданном коридоре: в 2004 году инфляция достигла 6,7%. В 2005–2006 годах она составила 7,5 и 8,4% соответственно. Впрочем, в последующих «Основных направлениях ДКП» целевые параметры по инфляции подвергались пересмотру в соответствии с более реальными краткосрочными ожиданиями.

С 2005 года НБК начал привязывать прогноз по инфляции к конъюнктуре сырьевых рынков, что естественно для Казахстана, чье экономическое благополучие зависит от цен на нефть. Рассматривались три сценария развития: при умеренных ценах (базовый вариант), низких и высоких. В базовом варианте инфляция должна была сложиться в пределах 4,9–6,5% в 2005 году, 4,8–6,2 — в 2006-м и 4,1–5,5% — в 2007-м. Но эти прогнозы остались на бумаге. На самом деле инфляция так и не поддалась усилиям Нацбанка взять ее под контроль: цифры 2005–2006 годов можете найти выше, а в 2007-м она и вовсе подскочила до 18,8% (см. график 1).

Нацбанк, конечно, нашел причины провала своей миссии: значительный приток иностранной валюты от экспорта и заимствований коммерческих банков, высокие темпы кредитования, рост расходов бюджета, рост заработной платы, низкая конкуренция, в общем, то, что двумя словами называется «перегрев экономики».

На этом фоне Нацбанк больше не акцентирует внимание на инфляционном таргетировании. Регулятор пытался сдерживать темпы инфляции путем увеличения минимальных резервных требований к банкам, повышения ставок на денежном рынке, а также через вмешательство в обменный курс тенге. При этом считалось, что с развитием финансового рынка ослабляется взаимосвязь между монетизацией и уровнем инфляции. «Поэтому прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования»,— говорилось в «Основных направлениях» на 2005–2007 годы.

Как можно видеть на графике 2, темпы прироста денежной массы (М3) достигли пика в 2006-м, прибавив почти 80% к началу года. Высокая динамика денежных агрегатов, в частности М3, по мнению некоторых аналитиков, наряду с внешними факторами сыграла негативную роль в росте инфляции в седьмом году.

В восьмом году регулятор вернулся к идее инфляционного таргетирования. Нацбанк даже провел семинар для журналистов, где была проведена презентация ИТ. Но эта идея была похоронена разворачивающимся глобальным финансовым кризисом и последовавшей в 2009 году первой девальвацией — в таких условиях, очевидно, Нацбанк решил, что не обладает необходимыми инструментами для сдерживания цен.

«Оно уже неактуально, потому что после проведения девальвации мы объявили коридор, и якорем макроэкономической политики становится валютный курс: 150 тенге плюс/минус 5 тенге за 1 доллар,— так объяснил отказ от ИТ Григорий Марченко, в то время возглавлявший НБК. — Инфляционное таргетирование — это на будущее, а пока — коридор, который мы обеспечиваем». Как выше говорилось, при установлении целевых ориентиров по обменному курсу национальной валюты инфляционное таргетирование теряет смысл, нельзя сочетать ИТ и управление курсом. Таким образом Нацбанк, по сути, сделал шаг назад, то есть вновь начал заниматься валютой, а не инфляцией.

Плавали, знаем

Банк России также планирует с 2015 года перейти на инфляционное таргетирование с постепенным снижением уровня инфляции. Как заявила заместитель председателя ЦБ РФ Ксения Юдаева, 2014 год станет решающим для перехода к новому режиму: нужно завершить все институциональные изменения. В ДКП Банка России даны прогнозы по инфляции на среднесрочную перспективу: 5% в нынешнем году, 4,5% — в 2015-м и 4% — в 2016-м. Кстати, российский ЦБ еще несколько лет назад заявлял о необходимости таргетирования инфляции. Одним из обязательных условий при этом был назван переход от режима управляемого обменного курса рубля к свободно плавающему курсу. Сторонница свободного курсообразования — глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Но в России многие специалисты считают, что финансовая система пока к этому не готова. Главным инструментом удержания курса, как известно, является вмешательство в курсообразование с помощью валютных или рублевых (в нашем случае — тенговых) интервенций ЦБ. Аналитики опасаются, что свободное плавание рубля, то есть отказ ЦБ от поддержки нацвалюты, на деле обернется его свободным падением. Пока в России действует валютный коридор и ЦБ сглаживает колебания курса. Г-жа Набиуллина в начале 2014 года еще раз подтвердила, что Банк России не будет откладывать переход на ИТ, и подчеркнула, что валютные интервенции, которые сейчас проводятся для сглаживания колебаний курса национальной валюты, останутся и при режиме инфляционного таргетирования — регулятор будет их проводить в целях финансовой стабильности.

Если наш Нацбанк должен действовать аналогично Банку России, то для перехода к ИТ он должен отпустить тенге в свободное плавание. Но казахстанский центробанк пока не заявлял о введении свободно плавающего курса — только о борьбе с долларизацией экономики. По мнению члена правления — директора департамента исследований Halyk Finance Сабита Хакимжанова, инфляционное таргетирование — необходимое условие для снижения долларизации. «Я думаю, особенно важна долларизация ожиданий, когда все цены, все планы и прогнозы в экономике привязываются на обменный курс с долларом. Именно этот тип долларизации должно снизить инфляционное таргетирование»,— полагает он.

Одно из условий свободного курсообразования — отсутствие девальвационных ожиданий, на это обращал внимание г-н Марченко в 2010 году. Установив новый обменный курс тенге/доллар «с запасом», по выражению Кайрата Келимбетова, власти, очевидно, достигли этой задачи: так провести девальвацию, чтобы никто не ожидал в ближайшее время еще одной.

Погода в экономике

Можно только гадать, почему Нацбанк вдруг решил вернуться к идее таргетирования инфляции, в то время как после первой девальвации, наоборот, отложил ее до лучших времен. Как и тогда, результатом ослабления тенге станет всплеск цен. С 2009 года мало что изменилось: Казахстан экспортирует главным образом сырье, внутреннее же потребление держится на импорте, как, впрочем, и производство. Даже те немногие производители, которые работают на внутренний рынок, уже поспешили заявить, что цены на их продукцию вырастут за счет удорожания импортных компонентов. Контролирование цен при 19-процентной девальвации — не более чем популистская мера. Возможно, идея ИТ возродилась именно из популистских же обещаний держать цены.

И все же специалисты не исключают, что, в принципе, инфляционное таргетирование в Казахстане вполне жизнеспособно, хотя основным инструментом ИТ — базовой ставкой (в РК ставка рефинансирования) — Нацбанк до сих пор не пользовался в полной мере. «У нас можно таргетировать инфляцию так же, как и везде, где есть рыночная экономика и правительство не вмешивается в процесс ценообразования,— уверен г-н Хакимжанов. — Инструменты ДКП для этого есть, просто ими до сих пор систематически и последовательно не пользовались. Если ставка не используется, это не причина не заниматься инфляционным таргетированием. Просто нужно начать ее использовать. Но еще лучше — начать использовать ставку репо».

На инфляционное таргетирование нельзя перейти за один день: нужно подготовить рынок и его ожидания; перейти от одного номинального якоря к другому. Сабит Хакимжанов перечисляет условия, при которых ИТ, по его мнению, действительно станет действенным инструментом денежно-кредитной политики:

— нужна операционная независимость, где ответственность ЦБ несет только перед законодательством;

— нужен очень сильный и очень узкий мандат: низкая инфляция и стабильные ставки. Не экономический рост, не безработица и уж ни в коем случае не обменный курс. Инфляция за 12 месяцев, а еще лучше за 24 месяца, потому что довести 24-месячную инфляцию до целевого уровня можно при более низкой волатильности ставок;

— чтобы управлять инфляцией с помощью ставок, нужно уметь предсказывать экономическую погоду на следующие полгода-год, чтобы когда инструменты начнут действовать, а они действуют с запозданием, это действие противостояло бы экономическому ветру, который начнет дуть через полгода-год. Чтобы действия ЦБ не были не в такт экономике, нужно улучшать уровень нашей экономической метеорологии. Для этого надо превратить НБК в исследовательский институт экономического и финансового прогнозирования и моделирования. У любого ЦБ, занимающегося инфляционным таргетированием (это ЦБ всех англоязычных стран, Европейский ЦБ, чешский Нацбанк, практически все европейские ЦБ), его штат на 90% должен заниматься анализом, исследованиями, мониторингом, статистикой;

— нужно структурировать общение центробанка с рынком: постоянное общение и объяснение;

— необходимо повысить прозрачность, понятность и видимость решений ЦБ. Не должно быть никаких сюрпризов. Задача ЦБ заключается в том, чтобы нарисовать траекторию развития ставок и уровня цен на достаточно долгую перспективу. Чтобы рынок в это поверил, мало просто озвучить эти цифры. Они должны быть подкреплены моделями и исследованиями. В противном случае этот план будет неубедителен. Недостаточно нарисовать одну траекторию, нужно объяснять рынку, как ЦБ станет действовать в том или ином случае, как он будет реагировать на те или иные шоки и как ставки и вся экономика будут отклоняться от своей базовой траектории. Такое общение нужно вести на регулярной и предсказуемой основе. Только так можно играть роль координатора долгосрочных ожиданий.

«Инфляционное таргетироване — не режим и не правило, это рамочная структура, система институтов, позволяющая сравнительно слабому звену исполнительной власти, явно вторичному по отношению к фискальным властям, играть важную роль в экономике»,— заключает глава аналитического департамента Halyk Finance.

Нацбанк определил целевой уровень инфляции — 3–4% в среднесрочной перспективе, чего намерен достичь как раз посредством инфляционного таргетирования. Эта цифру назвал президент, давая поручение правительству и НБК до 1 мая разработать комплекс мер по снижению инфляции. Официальный прогноз по инфляции на 2014–2016 годы — 6–8%, большинство аналитиков склонялись к мнению, что инфляция в нынешнем году сложится на нижней границе коридора, то есть около 6%. Но это было до девальвации. По расчетам Halyk Finance, при удержании курса на уровне 185 тенге/доллар инфляция достигнет 10%.

Таргетирование — это способ реализации хозяйственной политики государства или отдельного предприятия, выражающийся в выборе какой-либо экономической «мишени», на которую необходимо воздействовать, чтобы достичь определенных результатов, поставленной цели.

Основным фактором экономического роста являются инвестиции. Они необходимы для повышения конкурентоспособности и эффективности труда. Сейчас нужны инвестиции с относительно длительными сроками окупаемости, инвестиции, связанные с повышением эффективности труда. Чтобы достичь их роста, необходимо изменить инфляционные ожидания и поведение экономических субъектов. Для этого же надо повысить уровень предсказуемости экономической ситуации и обеспечить низкую инфляцию. Когда
в экономике государства достигнут низкий уровень инфляции и существует доверие к политике центробанка по поддержанию инфляции, долгосрочные инвестиционные проекты будут интересны для инвесторов. Это важно как для граждан и бизнеса, так и для экономического роста всей страны.

Инфляционное таргетирование (ИТ) представляет собой скорее режим (систему рамочных аргументов), чем строгий набор афоризмов денежно-кредитной политики. ИТ определяется как режим денежно-кредитной политики, при котором установлено, что главной целью центробанка является обеспечение ценовой стабильности. В рамках этого режима устанавливается и объявляется количественная цель по инфляции, за достижение которой ответствен центробанк. Обычно в рамках режима контроля инфляции воздействие денежно-кредитной политики на экономику осуществляется через процентные ставки. Решения принимаются в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции.

При этом важным элементом такого режима является практика регулярного разъяснения общественности принимаемых центробанком решений, что обеспечивает подотчетность и информационную открытость центробанка. Таким образом, режим инфляционного таргетирования имеет ряд существенных доказательств:

• стабильность цен, безусловно, признается главной целью денежнокредитной политики;
• количественный таргет инфляции объявляется публично;
• денежно-кредитная политика основана на широком массиве информации, включая прогноз инфляции;
• прозрачность проведения политики способствует росту доверия общества;
• механизмы подотчетности регулируют качество достижения цели.

Британский экономист, руководитель Центрального банка Великобритании (до 2013 года) Мервин Кинг отмечал, что «система инфляционного таргетирования объединяет два отдельных элемента: точный среднесрочный численный таргет инфляции и реакцию на экономические шоки в краткосрочной перспективе. Таргет инфляции создает подобие основанного на конкретных аргументах режима, который может быть якорем для инфляционных ожиданий частного сектора». В рамках этого режима центробанк располагает свободой действий при реакции на шоки, например, в том, насколько быстро
инфляция может быть возвращена к таргетируемому уровню.

Источник: Forex

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее