Мантра земледельца

Прошедшая 6 февраля расширенная коллегия в Минсельхозе оставила впечатление недоговоренности, нерешительности и ожидания чего-то важного, что вот-вот должно произойти

Асылжан Мамытбеков отчитывается перед Сериком Ахметовым о проделанной работе
Асылжан Мамытбеков отчитывается перед Сериком Ахметовым о проделанной работе

В отличие от других министерств, на коллегии в Минсельхозе по докладам и комментариям достаточно точно можно оценить ситуацию в АПК. Несмотря на присутствие главы правительства Серика Ахметова, речи спикеров были информативны, даже критичны. Но на фоне общих проблем с закредитованностью сельхозтоваропроизводителей, нехваткой средств на весенне-полевые работы, общее настроение неопределенности было вполне объяснимо.

Дух аграриев уловил и премьер-министр. «Надо было говорить: вот какие мы сильные, вот мы скоро встанем на ноги, потом нас можно облагать налогами… Вы должны в рамках патриотизма выступить: вот он, я — простые сельчане — добились таких результатов. А вы выступаете и просите все время, порождаете иждивенчество… Надо говорить о своем опыте: чего достигли, как. И не только за счет субсидий»,— упрекнул премьер главу ТОО «Актеп» Нурлана Сагналиева, одного из участников рынка, присутствовавшего на собрании.

Между тем смешение оптимистичных сообщений о реализации госпрограмм и разочарования от остающихся проблем, этот традиционный для наших чиновников микс, имелся в выступлениях и министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, и председателя правления «КазАгро» Дулата Айтжанова.

Министерская нива

Асылжан Мамытбеков отчитался по итогам развития АПК в 2013 году. Сделано Минсельхозом много. Но, как обычно, нововведения тянут за собой необходимость их детализации, расширения, углубления, а также дальнейшего реформирования отрасли. В январе этого года подписана президентом новая программа развития отрасли «Агробизнес-2020», в рамках которой внесены изменения в 6 кодексов и 9 законов.

Эта программа предусматривает введение ряда долгожданных финансовых инструментов — таких, как инвестиционные субсидии, субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственного сырья, субсидирование при гарантировании и страховании займов производителей, стимулирование привлечения работников АПК в село, по аналогии с ветеринарами, врачами, учителями. Также предусматривается «дальнейшее совершенствование системы ветеринарной безопасности и ужесточение ответственности за нарушение ветеринарного законодательства».

В рамках реализации программы «Агробизнес-2020» разработано 15 мастер-планов для каждой из подотраслей сельского хозяйства. И хотя мастер-планы носят рекомендательный характер, все же это более-менее понятные планы развития отраслей. Главный же минус программы и сопутствующих документов в том, что новые финансовые институты не распространяются на всех сельхозпроизводителей: не хватает бюджетных денег.

В связи с законом о Национальной палате предпринимателей (НПП), проекты документов обязательно выносятся на обсуждение отраслевых ассоциаций. Но у нас традиционно сильны «задним умом», и основные поправки пошли после того, как закон уже был принят. В частности, сельхозпроизводители требуют внести уточнения в перечень субъектов, претендующих на инвестиционные субсидии по птицеводству: в список включили индюшиные, перепелиные, страусиные фермы.

Аграриям хочется увеличить размеры субсидий. Кроме того, они считают важным знать заранее: где, когда и кто будет строить объекты сельхозпроизводства — птицефабрики, фермы, перерабатывающие предприятия. Поскольку наверняка будут учитываться региональное расположение объектов, их предельная концентрация, надо уже в каждой области иметь детальную подпрограмму с четкими планами, цифрами и сроками.

Другой запланированный новый вид господдержки призван сгладить противоречия между переработчиками и поставщиками сырья. Пока еще в стране порядка 80% молока и мяса производится на личных подворьях. Но перерабатывающие предприятия не очень охотно сотрудничают с крестьянами-одиночками. Им выгоднее завозить товарные партии из-за рубежа, нежели мучиться с разносортицей отечественного мяса и молока.

К тому же подворовый сбор, например, молока значительно увеличивает себестоимость продукции. Поэтому при закупе у мелких производителей сырья переработчики дают низкую цену и редко стимулируют их к повышению качества продукции. Субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельхозсырья должно увеличить их загруженность с сегодняшних 30%, а также повысить процент переработки. Минсельхозом предусмотрено выделение инвестсубсидий на создание заготовительных пунктов по сбору молока. Также планируется субсидирование затрат на приобретение мясоперерабатывающими предприятиями скотовозов и рефрижераторов.

Министр отметил положительную динамику в росте поголовья сельскохозяйственных животных в агроформированиях и уменьшение в личных подсобных хозяйствах. За 2013 год доля КРС в организованных хозяйствах составила 31%, а в ЛПХ — 69%, а в 2010 — соответственно — 18% и 82%. Основным толчком к этому стало увеличение видов и объемов господдержки юридическим лицам. Между тем фермеры настаивают на изменении минимума поголовья, на которое выплачиваются субсидии — со ста до двух голов, поскольку считают, что для собственных нужд достаточно одной коровы, а со второй уже идет товарное молоко — на продажу.

Основная сложность ситуации в том, что нет четкой определенности: что же такое субсидирование — поддержка сельхозпроизводителей или стимулирование их к какому-либо развитию. Если субсидирование — это просто поддержка, то придется ее выделять всем поровну. Если же стимулирование, то надо осуществлять его с жестко зафиксированными сроками и условиями. В противном случае отрасль разрывается от противоречий. Хорошо иллюстрирует ситуацию обращение Союза фермеров Казахстана в АЗК по поводу дискриминации аграриев по их величине и хозяйственному статусу, когда одним субсидии положены, а другим — нет.

Неуловимые деньги

Когда в Казахстане от сельского хозяйства требуют быстрой отдачи вложенных средств, то надо помнить о двух факторах: экономическом и географическом. Поскольку у нас в стране определяющими факторами АПК являются большие расстояния, малая плотность населения, климатические условия, то о «невидимой руке рынка», естественной регуляции можно говорить лишь с большим допущением. К экономической стороне относится умение управлять финансами, правильно выстраивать бизнес-модель.

Наиболее критическое финансовое положение сегодня у агрохолдингов (по крайней мере, так они заявляют) и у мелких хозяйств. Холдинги, которые стремительно наращивали активы, в том числе землю, вкладывались в модернизацию машинотракторного парка, в инфраструктурные объекты, брали, как правило, короткие кредиты на длинные по окупаемости проекты. Из-за этого они имели крайнюю чувствительность ко всем колебаниям товарного и валютного рынков. Последние пять лет низкие цены, две девальвации, неурожай разрушили шаткое равновесие системы их существования.

Проблема финансового оздоровления крупных агрохолдингов возникла еще в 2012 году; различными ухищрениями им удалось продлить агонию. Однако ситуация с «Богви» заставила их отбросить все иллюзии на чудесное исцеление и побудила обратиться за помощью к государству. В рамках программы «Агробизнес-2020» одним из основных положений стало финансовое оздоровление субъектов АПК. Пока программа создавалась, дождливый прошлый год расширил число проблемных сельхозпредприятий.

«Вы выступаете и просите все время, порождаете иждивенчество… надо говорить о своем опыте: чего достигли, как. И не только за счет субсидий »

Вместе с тем в прошлом году от «КазАгро» на поддержку АПК направлено 193,5 млрд тенге, в т.ч. на кредитование — 171,2 млрд тенге, что на 26,4% больше уровня 2012 года (135,4 млрд тенге). Но, как отметил глава холдинга Дулат Айтжанов, «заемщики нарушают сроки возврата средств в Продкорпорацию; соответственно СПК также в рамках предоставляемых гарантий не исполняют обязательств по возврату средств». В 2013 году из суммы финансирования в 13,019 млрд тенге просрочено 2,4 млрд. Всего задолженность по договорам форвардного закупа в 2012 — 2013 годах составила 4,82 млрд. Холдинг требует погашения до 1 апреля просроченных задолженностей. По рекомендации председателя правления «КазАгро», «акиматы должны «осуществить капитализацию СПК из областных бюджетов». В противном случае деньги на посевные работы выделены не будут.

При этом Дулат Айтжанов обратился к главе правительства с просьбой установить для акиматов минимальный объем средств для сельского хозяйства, который должен быть «не ниже минимальных объемов, установленных законом об объемах трансфертов общего характера», чтобы деньги, выделенные из бюджета на АПК, расходовались по назначению.

Глава «КазАгро» не стал озвучивать общей задолженности сельхозпроизводителей финансовым институтам национального агрохолдинга, а также ход финансового оздоровления субъектов АПК. Но премьер-министр Серик Ахметов обратил внимание на слишком медленную реализацию программы. «Из предусмотренных программой 300 миллиардов тенге за год профинансировано всего 18,4 миллиарда. Поэтому правительство одобрило введение дополнительных механизмов, которые позволят повысить заинтересованность финансовых институтов в участии в программе оздоровления», подчеркнул премьер.

Затронул премьер-министр и больную тему повышения налога на неиспользуемые и неэффективно используемые земли сельхозназначения: «Есть принципиальное решение по Единому земельному налогу. В ближайшее время мы его примем, так же, как и по первому НДС». А это означает, то те землепользователи, которые держат землю про запас, не обрабатывают ее, вынуждены будут заплатить солидный налог. Повторение при этом слов президента страны о необходимости создания эффективного рынка земли, а также поручение Минрегионразвития и Минсельхозу разработать изменения законодательства в части повышения ответственности за нерациональное использование сельхозугодий, заставляет подумать о грядущем серьезном изменении структуры собственников земли. А также о намерениях власти привить жесткие рыночные отношения и сельчанам.

Учиться агроменеджменту настоящим образом

Сельское хозяйство в стране пока еще неотделимо от социального аспекта, и чисто рыночные отношения здесь невозможны просто потому, что на селе нет нормальной социальной инфраструктуры, дорог, альтернативных рабочих мест.

Аграрные управленцы же, как правило, действуют, как бог на душу положит, исходя из собственных воззрений. Есть отдельные мудрые и просто талантливые менеджеры, которые сутками работают, осторожничают, не торопясь отлаживают производство на конкретной территории. Но это редкие исключения. Учиться аграрному менеджменту у нас негде, да и доверия особого нет к преподавателям-теоретикам.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства, которые в советское время для сельхозруководителей были готовым планом действий, сегодня нереальны: нет специалистов, нет спроса. Поэтому, может, и есть резон в поиске «золотой середины» — оптимального размера хозяйства, который сможет «переварить» обычный крестьянин. Чтобы при дефолте какого-либо сельхозпредприятия его работники не остались заложниками ситуации.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики