Палки в железнодорожные колеса

Невыполнение «Казтемиртрансом» договорных обязательств перед «Проммашкомплектом» поставило под угрозу развитие экибастузского производства цельнокатаных колес

Руководство заявляет, что исчерпало всевозможности воздействия на своего заказчика через органы власти, осталасьтолько возможность воспользоваться штрафными санкциями в соответствии с условиями договора
Руководство заявляет, что исчерпало всевозможности воздействия на своего заказчика через органы власти, осталасьтолько возможность воспользоваться штрафными санкциями в соответствии с условиями договора

Единственный в Центральной Азии завод, выпускающий готовые железнодорожные колеса и стрелочные переводы, находится в Экибастузе, его в июле 2012 года запустило ТОО «Проммашкомплект». Завод оснащен новейшей техникой немецкого и белорусского производства, позволяющей выпускать продукцию, соответствующую европейским стандартам качества. Но не успел он в прошлом году выйти на проектную мощность, как линия производства колесных пар оказалась под угрозой остановки. Как подчеркивают в «Проммашкомплекте» — «из-за невыполнения заказчиком (АО «Казтемиртранс») договорных обязательств».

Невыкупленные колеса, невыплаченные миллиарды

В 2012 году между дочерним предприятием КТЖ «Казтемиртрансом» и «Проммашкомплектом» был заключен договор на 2012–2015 годы по поставке цельнокатаных колес по единой фиксированной цене — 163 тыс. тенге за одно колесо. Завод изначально строился именно с расчетом на «Казтемиртранс» как на основного потребителя колесной продукции. Подчеркнем, «Казтемиртранс», «дочка» нацкомпании «Казахстан темир жолы» (КТЖ), является крупнейшим оператором грузового и вагонного железнодорожного парка в Казахстане: более половины всех грузоперевозок по территории республики осуществляется именно этой компанией, а ее вагонный парк насчитывает около 63 тыс. вагонов.

Однако в прошлом году заказчик перестал приобретать продукцию по договору, мотивируя это тем, что новые колеса ему не нужны. В результате этого 20 тыс. готовых железнодорожных колес оказались невостребованными, а «Проммашкомплект» недополучил около 3,4 млрд тенге, что составило 30% от предполагаемой прибыли и поставило под угрозу существование производства, а также планы по дальнейшему расширению предприятия. Стоит отметить, что хотя ТОО «Проммашкомплект» включено в программу ГПФИИР, вся помощь государства ограничивается субсидированием ставки кредита от фонда «Даму» в размере 7%.

«Что может сделать работодатель, если работа не движется? Отправить в вынужденный отпуск, сократить рабочий день или уволить работников. Но мы на это не пошли, наш акционер решил, что мы будем изыскивать деньги и возможности добиться от “Казтемиртранса” выполнения договорных условий»,— рассказывает директор ТОО «Проммашкомплект» Артур Хачатурян.

«Проммашкомплект» довольно активно вкладывал деньги в «социалку»: обучение специалистов и предоставление бесплатного жилья. Сейчас планы по строительству новых многоквартирных домов для работников пришлось отложить на неопределенный срок. Но гораздо большей трудностью для предприятия является непогашенный кредит в банке, по которому до 2015 года необходимо будет выплатить приблизительно 2,5 млрд тенге.

Руководство заявляет, что исчерпало все возможности воздействия на своего заказчика через органы власти, осталась только возможность воспользоваться штрафными санкциями в соответствии с условиями договора. «Когда к нам приехал премьер Серик Ахметов, он конкретно давал задание решить этот вопрос. Вышел протокол под подписью заместителя председателя правления КТЖ о том, что “Казтемиртранс” обязан до конца 2013 года приобрести 10 тысяч колес и еще столько же в 2014 году. Но в итоге до конца 2013 года ни одного колеса не было приобретено, и лишь две тысячи колес мы им поставили. То есть они свои договорные условия не выполнили»,— рассказывает журналистам директор.

«Проммашкомплект» подвела зависимость от одного покупателя: к экспорту на внешние рынки предприятие еще не готово, а с основным отечественным контрагентом возникли затруднения. Впрочем, предприятием экспорт рассматривается как возможный выход из непростой ситуации. По словам г-на Хачатуряна, «Проммашкомплект» работает над заключением контрактов на поставку железнодорожных колес с Кореей, Белоруссией, Пакистаном и Украиной. Однако заключение таких контрактов — процесс небыстрый, а склад уже затоварен. По колесному бандажу еще и встает вопрос срока годности — он составляет один-два года.

Встречные претензии

Как выяснилось, у ключевого потребителя накопились претензии к «Проммашкомплекту». Как сообщает пресс-служба компании, в соответствии с заключенным договором в 2012 году «Проммашкомплекту» необходимо было поставить 2700 колес, но это не было сделано. Причиной стало то, что на них «отсутствовал присвоенный условный номер для клеймения колес и сертификат происхождения CТ KZ». Также, по данным «Казтемиртранса», в 2013 году из необходимых компании 25400 колес «Проммашкомплектом» было поставлено только 4532 штуки во втором полугодии — по той же причине, что и в 2012 году. И хотя в связи с падением объема перевозок и сокращением объема ремонта грузовых вагонов потребность «Казтемиртранса» в железнодорожных колесах на 2013 год составила только 10300 штук, 5768 из них компании пришлось закупать у сторонних поставщиков.

Что касается текущего года, то «Казтемиртранс» сообщил, что планирует купить 32600 колес у «Проммашкомплекта», предоплата в размере 30% от общей стоимости этого заказа уже произведена (550,7 млн тенге), 4450 колес уже было принято у поставщика.

«“Казтемиртранс” закупает цельнокатаные колеса у “Проммашкомплекта” с целью поддержки отечественного товаропроизводителя, тогда как остальные собственники грузовых вагонов закупают такую продукцию у других компаний по рыночной цене, которая ниже, чем у данного поставщика»,— озвучивает позицию компании пресс-служба «Казтемиртранса». Это противоречит утверждению, сделанному директором «Проммашкомплекта» о том, что железнодорожные колеса отечественного производства дешевле импортных. Правда, г-н Хачатурян оговаривается, что речь идет о новой продукции аналогичного качества — он предполагает, что «Казтемиртранс» закупает подержанные колеса.

Перспективы роста под вопросом

В планах руководства «Проммашкомплекта» несколько крупных проектов, которые оказались под угрозой заморозки на неопределенный срок из-за недостатка финансирования. К примеру, предприятие планировало начать выпуск собственных заготовок, что устранило бы зависимость производства от российских поставщиков и открыло возможность экспорта продукции на российский рынок уже к 2016 году. Сейчас, по словам директора завода, существует негласное соглашение о том, что, покупая российские заготовки, «Проммашкомплект» не поставляет в РФ свою конечную продукцию. Организовав свое производство, это ограничение можно было бы снять. Однако новое предприятие будет требовать значительных вложений: по словам г-на Хачатуряна, инвестиции оцениваются примерно в 30 млрд тенге (для сравнения: функционирующий сейчас завод «Проммашкомплекта» обошелся в 9,5 млрд). В рамках этого проекта «Проммашкомплект» планирует сотрудничать с отечественными сталелитейными предприятиями в Павлодаре и Караганде.

Кроме того, в планах компании запуск новых производственных линий. В их числе изготовление пластиковых элементов рельсового скрепления, которое должно быть запущено в 2016 году. Стоимость проекта — 3,9 млн тенге, а проектная мощность — 1,1 млн пластиковых скреплений в год. К тому же в 2016 году «Проммашкомплект» планирует начать выпуск железнодорожных осей и колесных пар. На запуск этого производства потребуется приблизительно 9,2 млн тенге. В том же году предприятие намерено запустить отдельные линии производства преднапряженного железобетонного бруса и крупного железнодорожного литья. Открытие новых производств позволило бы «Проммашкомплекту» создать 1200 новых рабочих мест дополнительно к уже имеющимся 550 местам.

«Мы уже провели координационный совет о том, чтобы ввести в карту индустриализации второй проект «Проммашкомплекта» по расширению. Он называется «комплекс по изготовлению колес железнодорожного назначения». То есть мы идем дальше: мы купили территорию заброшенного предприятия, заключили контракт, уже сейчас заключаются договора на изготовление необходимого нам оборудования в Италии и Испании»,— рассказал о дальнейших планах предприятия г-н Хачатурян.

Как бы то ни было, по подсчетам «Проммашкомплекта», в будущем колесное производство ждут хорошие времена: к 2017 году потребность Казахстана в железнодорожных колесах значительно вырастет и составит порядка 65 тыс. колес. В то же время еще 55 тыс. колес будет возможно поставить в Россию, 10 тыс. — в Белоруссию и 5 тыс. — на Украину, поскольку имеющиеся в других странах СНГ мощности не смогут удовлетворить растущий спрос в полной мере. Сейчас производственная мощность предприятия составляет 48 тыс. колес в год, к 2017 году «Проммашкомплект» планирует довести этот показатель до 200 тыс. Но, как бы то ни было, очевидно, что без «Казтемиртранса» осуществить эти планы будет предельно трудно.

Кто бы ни был прав в этом споре, очевидно, что данный случай являет собой пример того, как непросто бывает согласовать интересы сторон, реализуя программу индустриализации.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?