Вырастить или купить

Редакционная статья

Вырастить или купить

В мире существуют разные подходы к школьному образованию. Один из них — назовем его европейским — для нас привычен. Советская школа во многом была европейского образца. Он предполагает, что уровень обучения во всех школах примерно одинаков. Образовательная система старается дать максимум возможного, а воспримет ли это ученик — это отдельный вопрос. Учитель — хотя и не самая высокооплачиваемая, но весьма уважаемая в обществе профессия. Второй подход — назовем его американским — предполагает, что функция школы состоит в социализации, во впихивании в головы учеников определенных ценностей, нужных государству для сохранения стабильности, формирования общности. Знания и мыслительные навыки не в приоритете в обычной среднеобразовательной школе. Авторитет учителей, их социальный статус низок: в школьные учителя идут в основном неудачники. Вместе с тем представители элиты выращивают своих чад в частных школах, где довольно строгая дисциплина, ученики прямо-таки нашпиговываются знаниями, а преподаватель — это прилично зарабатывающий интеллектуал. Чтобы лучше понять это различие, предлагаем вам ознакомиться со статьями российского «Эксперта»: «Элитное образование для всех» (см. номер с материалом по адресу expert.ru/expert/2013/31) и «Дорога, вымощенная добрыми граблями» (см. expert.ru/expert/2012/14).

Судя по всему, Казахстан скатывается к американской модели. Почему «скатывается»? Потому что она абсолютно неэффективна. Страны, как известно, находятся в состоянии постоянной конкуренции между собой. Но отличие нынешнего момента в том, что любое государство должно поддерживать на хорошем уровне человеческий капитал. За этим словосочетанием кроется следующее. Ручной труд уходит в прошлое. Странам нужно все больше выдающихся ученых, кинорежиссеров, менеджеров… А для того чтобы получить их в большом количестве, образовательная система должна переработать огромное количество исходной руды — детей из самых разных слоев, потому что гений может появиться где угодно. То есть всем нужно давать равный доступ к знаниям, навыки мышления. Побочным эффектом этого поиска самородков является то, что общество в целом становится более образованным, способным к интеллектуальному труду, который, собственно, только и представляет сейчас ценность. Такой подход ментально отрывает детей из неблагополучных семей от их родителей, «корректирует их судьбу». Все это означает, что в образование всех уровней нужно инвестировать массу средств, большую долю ВВП.

США, образовательная система которых устроена так, что она способна находить самородков только в среде среднего класса, решили проблему человеческого капитала своеобразно: они коллекционируют уже состоявшихся интеллектуалов, собирают их со всего мира. Вместо того чтобы инвестировать в образование, Штаты инвестируют в покупку уже готовых образованных людей. Это циничная, но, безусловно, рабочая схема. Однако Казахстану она вряд ли подходит. Америка с тремястами миллионами населения и станком, печатающим доллары, может себе это позволить. Мы — нет. Априори делить собственный народ еще со ступени школьной скамьи на быдло и элитариев для нас губительно. Но все идет к тому. То, что в стране пока еще встречаются нормальные обычные среднеобразовательные школы и вместе с тем посредственные частные — лишь вопрос времени. Хорошая обычная средняя школа — рудимент советской системы, который скоро уйдет в прошлое. Частные заведения все больше будут уходить в отрыв.

Конечно, понятно, что властям иметь дело с народом образованным и самостоятельно мыслящим — страшно, куда проще управляться с невеждами. Но нужно понимать, к чему это в конце концов приведет.

Подходы надо менять. И раз уж наша образовательная система находится в столь плачевном состоянии, что констатируется в исследовании PISA,— возможно, нам стоит начать с нуля и построить действительно новую школу, взяв от школы советской то, что там было хорошего, и добавив творчества в соответствии с воззрениями, например, сэра Кена Робинсона, который, выступая на известной конференции TED, убедительно доказал, что существующая образовательная система убивает личность. Давайте же выращивать личностей, умеющих думать.

Читайте тему номера:Производство дураков

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности