Продовольствие без опасностей

Изменения тарифной политики, которые произойдут после вступления Казахстана в ВТО, окажут существенное влияние на аграрную отрасль и сельхозтоваропроизводителей

Продовольствие без опасностей

Россия, вступившая во Всемирную торговую организацию, уже начинает испытывать на себе последствия от изменения ставок. По принятым тарифным обязательствам России в рамках норм ВТО новые ставки импортных пошлин привели к «принудительной» либерализации торговли по целому ряду сельскохозяйственных товаров, вследствие сокращения импортных тарифов (пошлин) для Казахстана и Беларуси. Так, средняя связанная ставка таможенных тарифов на сельскохозяйственные товары в государствах ТС уменьшилась с 13,3 до 10,8%. При этом российская конечная ставка связывания очень близка к уровню украинской, но — особо хотелось бы обратить на это внимание — гораздо ниже уровня развитых стран.

Более того, по результатам переговоров Казахстана, который практически завершил процесс согласования ставок, 88% всего импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в странах — участницах ЕЭП будет облагаться по ставке таможенного тарифа от 5 до 15%, в отличие от развитых стран, жестко защищающих свой аграрный рынок. Можно констатировать, что торговля продовольствием в этих странах фактически не либерализована. Это создает трудности для реализации товаров из стран — участниц ТС даже в режиме наибольшего благоприятствования.

Несмотря на то что Казахстан, вступив в ТС, повысил тарифы на сельскохозяйственную продукцию, все же казахстанские обязательства по правилам ВТО по доступу на рынок уменьшают таможенную защиту, что может привести к неуклонному росту доли импорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции в емкости национального рынка.

В настоящее время основными экспортерами продовольственных товаров в нашу республику являются государства ТС. Доля их в общем объеме сельскохозяйственных товаров импортного производства составляет 62,2%. При этом основу импорта составляет готовая продукция, тогда как экспорта — продукция растениеводства. В перспективе открытие торговых границ будет способствовать притоку товаров из стран дальнего зарубежья (СДЗ). Это усилит конкуренцию между государствами ТС и развитыми странами на внутреннем рынке республики, ухудшая положение отечественных товаропроизводителей.

При этом существенное влияние на изменение товаропотоков на национальном рынке аграрной продукции окажет торговля Казахстана с крупным соседом и торговым партнером — Китаем, продовольственный рынок которого имеет большой потенциал роста и относительную близость. Объем рынка продуктов питания КНР в 2012 году составил 970 млрд долларов США и по прогнозу на 2015 год в стоимостном выражении будет равен 1,47 трлн долларов США против 1,08 трлн в США — втором в мире крупном производителе продовольствия.

В перспективе одним из важных вызовов в этом направлении может стать риск негативного влияния Китая, как крупнейшего и глобального игрока, на аграрный сектор РК — учитывая, что юань имеет реальные шансы стать международной валютой.

Тем более что вступление РК в ВТО осуществляется на фоне усиливающейся угрозы продовольственной безопасности республики и существующие подходы к решению этой проблемы не в полной мере отвечают современным требованиям социального развития страны, адаптации аграрного сектора экономики к глобализации экономической жизни. Отслеживается тенденция хронической зависимости отечественного рынка от импорта продуктов питания. Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Казахстане в последние годы остаются ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. Как известно, если импорт превышает 20% в покрытии потребностей рынка, то он служит не дополнением внутреннего производства, а его подавляет, приводит к сужению воспроизводства в отрасли и потенциально ведет к спаду производства. А в республике импорт уже давно превышает пороговую величину продовольственной безопасности.

Внимание: опасно!

Особенно тревожная ситуация складывается на рынке мяса птицы, белого сахара, подсолнечного и сливочного масла, сыра и творога, а также фруктов — покрытие потребностей внутреннего рынка указанными продуктами на 50–75% зависит от импортных поставок. В то же время анализ принятого уровня тарифных барьеров по этим товарным позициям свидетельствует, что в соответствии с российскими параметрами в переходный период будет происходить последовательное снижение ставок таможенных тарифов на мясо птицы в условиях отмены квоты до 37,5%. То же касается, например, фруктов. При этом на сливочное масло наблюдается рост тарифов с 15 до 18,3%, на сыры и творог — с 15 до 20%. На остальные продовольственные товары ставки таможенных пошлин сохранят прежний уровень.

По казахстанским параметрам меняющиеся тарифы можно условно разделить на три группы:

— пошлины, которые будут снижаться с целью либерализации торговли. В перспективе это может негативно отразиться на деятельности казахстанских товаропроизводителей. Прежде всего такая тенденция относится к мясу птицы, белому сахару и фруктам (особенно в период межсезонья);

— пошлины, которые подлежат повышению с целью защиты интересов казахстанских товаропроизводителей. Так, ожидается рост ставок на подсолнечное масло (с 15 до 20%), сливочное масло (с 15 до 20%), некоторые виды фруктов, в том числе персики (с 0 до 5%), абрикосы (с 5 до 8%). Следует отметить, что запланированный рост ставки на тростниковый сахар-сырец с 0 до 5% окажет положительное влияние на производителей белого сахара из сахарной свеклы. Однако с течением времени это может ухудшить положение предприятий, которые производят белый сахар из сахара-сырца. Так, повышение таможенного тарифа на сырье для производства отечественного белого сахара ведет к увеличению его конечной стоимости. Принимая во внимание, что отечественные сахарные заводы работают в основном на импортном сырье, так как собственного не хватает для полной загрузки, а также учитывая постоянное колебание цен на сахар-сырец на мировом рынке, для Казахстана было бы целесообразным сохранение нулевой ставки на этот вид продукции;

— пошлины, на которые был сохранен текущий уровень ставки, в частности по сыру и творогу, по некоторым фруктам, в том числе черешне и сливе, соответственно 15,5% и 5% (эти изменения наглядно показаны в таблице 1).

В целом по указанным товарам изменение ставок единого тарифа ТС согласно правилам ВТО сохранит их чувствительность к конкуренции, возникающей при импорте, и облегчит ввоз продукции иностранного производства на внутренний рынок республики.

В перспективе конкуренция по продовольственным товарам на внутреннем рынке обострится. Товары из СДЗ могут стать более конкурентоспособными по отношению к продовольствию из стран ТС и СНГ. В частности, на рынке мяса птицы, сливочного масла, сыров и творога, а также некоторых видов фруктов (яблоки, груши) усилится присутствие зарубежных производителей. Вместе с тем основными экспортерами белого сахара, подсолнечного масла останутся страны СНГ. Стоимость товара этих государств на отечественном рынке будет ниже цены, предлагаемой товаропроизводителями стран дальнего зарубежья.

При этом экспансия более дешевой продукции из-за рубежа будет связана не только со снижением импортных тарифов, но также с наличием внутренних проблем в отрасли, связанных с низким уровнем государственной поддержки сельского хозяйства и агропродовольственного рынка по сравнению с развитыми странами, что приводит к технико-технологическому отставанию АПК, нарушению целесообразных пропорций в межотраслевом обмене, усилению позиций теневой экономики и т. д. Следовательно, актуальное значение на современном этапе имеет разработка конкретных мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции, важнейшим элементом чего должна стать реализация комплексных мер государственной поддержки.

Что делать?

Чтобы смягчить негативное влияние вступления в ВТО на отечественный продовольственный рынок, необходимо расширять производство сельскохозяйственной продукции и повысить его конкурентоспособность. А для этого необходимо принять соответствующие меры. В частности:

— усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение в сфере повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

— принять практические меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора не представляется возможным без усиления государственной поддержки отечественного товаропроизводителя, создания соответствующего ведомства, координирующего вопросы экспорта сельскохозяйственной продукции на внешние рынки.

Решение указанных вопросов представляется возможным путем разработки и принятия соответствующего законопроекта «О торговле и конкурентоспособности аграрного сектора в Республике Казахстан».

Названный документ, на наш взгляд, должен определить меры совершенствования деятельности национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» по взаимодействию Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и субъектов малого и среднего бизнеса в аграрном секторе, что будет способствовать расширению государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и повышению общего уровня конкурентоспособности отраслей агропромышленного комплекса.

Также этот документ должен определить меры по организации сервисно-заготовительных центров (далее СЗЦ) в регионах, что в свою очередь создает условия для стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Кроме того, указанный документ, на наш взгляд, также должен определить создание в Министерстве сельского хозяйства РК соответствующего ведомства — конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации, координирующего вопросы обеспечения продовольственной безопасности, конкурентоспособности отечественной продукции и регулирования цен на сельскохозяйственных и продовольственных рынках республики по полной цепочке производства и сбыта.

В частности, основными функциями такого компетентного органа должны быть:

— проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности и разработка прогнозных продовольственных балансов;

— ежегодное рассмотрение ценовых и межотраслевых пропорций, включая ценовой паритет, для обеспечения нормативной доходности каждой из подотраслей.

При этом рекомендуется ввести в практику механизм применения минимальных гарантированных закупочных цен, обеспечивающих минимальную рентабельность производства для сельхозтоваропроизводителей. На наш взгляд, целесообразно перейти на централизованный госзакуп продукции (мясо-молочной, фруктов и т. д.) в объеме годовой потребности так называемых спецпотребителей — государственных закрытых учреждений системы Минобороны, МВД, Минюста и т. д., а также школ, больниц, финансируемых из бюджета и осуществляющих сейчас закуп продовольствия по тендеру, по многократно завышенным ценам у посредников. АО «Мал онімдері» также должно обеспечить госзакуп продукции в материальные резервы и определенный объем продукции для ценовой интервенции.

Все это позволит, во-первых, сэкономить огромные бюджетные средства и предотвратить имеющие место коррупционные проявления в системе госзакупок услуг по поставке продовольствия. Во-вторых, эта мера будет содействовать обеспечению сельхозтоваропроизводителей постоянным каналом реализации (сбыта) своей продукции по договорам контрактации с заказчиками и стабилизировать на внутреннем рынке цены на продовольствие. Минимальные закупочные цены могут служить ориентиром для заключения форвардных (фьючерсных) сделок по госзакупкам, прямых договоров контракции (маркетинговых соглашений), заключаемых в начале года сельхозтоваропроизводителями с торгово-закупочными и другими оптовыми покупателями, перерабатывающими предприятиями.

При этом полагаем, что основой стабилизации потребительских цен на внутреннем рынке должна стать активная государственная закупочная и товарная интервенция, как это принято в мировой практике. Наряду с этим, на наш взгляд, необходимо утвердить в указанном законопроекте единые правила торговли продовольствием с целью устранения фактов многократного повышения торговцами оптово-розничных цен на продовольственные товары на основе установления предельного размера торговых наценок.

Необходимо также выработать и придерживаться политики по повышению конкурентоспособности продукции аграрного сектора. Важное значение имеет принятие мер по активизации региональных целевых программ повышения конкурентоспособности продукции аграрного сектора с учетом условий региона.

Для реализации этого направления представляются целесообразными следующие меры:

— организация объективного всестороннего анализа конкурентоспособности продукции аграрного сектора в регионах, который должен проводиться с использованием признанных критериев и параметров ее оценки. Для этого необходимо проведение конкурсов по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции аграрного сектора среди организаций регионов;

— развитие в регионах инфраструктуры доведения продукции до потребителя. В этом направлении важно разработать в регионах программы по организации сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых объединений, которые обеспечат реализацию зерна, мяса, молока и т. д., производимых в организациях малых форм собственности.

Также стоит уделить внимание совершенствованию институционального обеспечения. Сегодня функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов распределены между государственной санитарно-эпидемиологической службой, государственной ветеринарной службой и органами Госстандарта Казахстана. При этом существует необоснованное дублирование функций и сфер деятельности этих структур. Это создает административные барьеры для отечественных товаропроизводителей и ведет к росту потребительских цен на продовольствие, а также размывает ответственность за достижение конечного результата — безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения.

Поэтому в преддверии вступления Казахстана в ВТО актуальным представляется создание управления продовольственной безопасности и инспекции для обеспечения четкой координации ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение. Целесообразно наделить это управление полномочиями контролировать производство и реализацию продуктов питания в стране вплоть до полного запрета продажи продукции и ее конфискации в судебном порядке, правом аргументировать возбуждение уголовного дела в отношении физических и юридических лиц, входить в судебные органы с предложением о запрете в судебном порядке производства и реализации отдельных видов продукции (за неправильную маркировку продукции, предоставление фальсифицированной документации и т. д.).

Решая задачи контроля государства за качеством продовольствия, важно создать испытательные центры, укомплектовать лаборатории оборудованием для проверки пищевой продукции в соответствии с требованиями международных стандартов, организовать пункты санитарно-экологического контроля на рынках республики и экспресс-лаборатории по проверке импортного продовольствия на каждом таможенном пункте. Весьма актуальной представляется разработка системы запрета ввоза в страну генно-модифицированной продукции. На всех перерабатывающих предприятиях целесообразно внедрить системы контроля качества выпускаемых продуктов питания на уровне мировых стандартов.

Реализация предлагаемых мер будут способствовать улучшению и усилению государственного контроля за качеством продукции.

Важным представляется необходимость введения нормы административной ответственности за недоосвоение государственных средств, направленных на развитие агросектора, вплоть до принятия соответствующего Закона «Об административной ответственности за нецелевое использование государственного имущества и средств, выделенных из республиканского или местных бюджетов и внебюджетных фондов». Актуальное значение имеет разработка сетевых графиков по реализации проектов, в которых обозначены целевые и контрольные показатели, объемы и сроки финансирования. Целесообразно также направлять в регионы формы отчетности, порядок предоставления оперативной информации по реализации проектов, а также внедрить электронную версию контроля, позволяющую отслеживать отдельные показатели в режиме реального времени. Необходимо сформировать единую систему управления по каждому национальному проекту, включая планирование, контроль и организацию работы на уровне субъектов областей.

Необходимо принять меры для развития национальных конкурентных преимуществ по таким товарам АПК, как производство мяса птицы, растительного масла, сливочного масла, сыра и творога, фруктов, сахара. В республике по этим направлениям сравнительно невысоки затраты на производство сырья и его переработку, поэтому возможно значительное превышение производства над объемами внутреннего потребления, то есть существует экспортный потенциал. Казахстан может производить продукцию в широком ассортименте, что обусловлено наличием различных природно-климатических зон. Меры, которые необходимо предпринять, на наш взгляд, мы приводим в таблице 8.

Катализатором роста производительности и качества продукции, совершенствования технологий и модернизации оборудования должно стать формирование цепочек «производство сырья — переработка — реализация» с активным участием государства. Государственная поддержка является основным фактором повышения конкурентоспособности продукции аграрного сектора в стране. Стабильное развитие АПК и законодательное закрепление механизмов поддержки отечественного товаропроизводителя способны создать условия для повышения конкурентоспособности сектора и, главное, укрепить продовольственную безопасность государства.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности