Дорога к центру

В середине нулевых в Казахстане возникла идея создать международный финансовый центр в Алматы. Затем аппетиты были умерены: статус центра снизили до регионального. Закон об РФЦА был принят в 2006 году. С тех пор прошло почти восемь лет, однако региональный финансовый центр так и не заработал.

Павел Митрофанов
Павел Митрофанов

О том, как в России пытаются запустить МФЦ, рассказывает руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

— В Казахстане готовится концепция развития финансового сектора до 2030 года. Существуют ли подобные долгосрочные документы в России? Нужны ли они?

— В качестве наиболее актуального долгосрочного документа по развитию российского финансового рынка можно назвать «дорожную карту» по созданию в Москве международного финансового центра, утвержденную распоряжением правительства РФ в июне 2013 года. Для реализации мероприятий «дорожной карты» была создана рабочая группа, включающая представителей профильных министерств, администрации президента, Центробанка РФ, Высшего арбитражного суда. Были также сформированы семь проектных групп по созданию МФЦ для проработки и представления документов руководству рабочей группы. Проектные группы, как правило, возглавляют представители бизнеса и государства. Группы состоят из более чем 200 финансистов, представителей государства, научных сотрудников, учителей, медицинских сотрудников.

В отличие от концепций развития финансового сектора, такой документ, как «дорожная карта», отличается большей детализированностью. В нем установлены целевые показатели, сроки их достижения и ответственные ведомства, предусматривается ежеквартальная отчетность о ходе реализации мероприятий. Меры, предусмотренные «дорожной картой», включают: совершенствование системы регулирования, контроля и надзора на финансовых рынках; повышение доступности финансовых инструментов и ресурсов; развитие инфраструктуры финансовых рынков; совершенствование корпоративного управления и правоприменения, включая защиту прав инвесторов; совершенствование системы налогообложения и уплаты налогов на финансовых рынках; развитие социальной и бизнес-инфраструктуры московской агломерации с учетом новых территорий.

— В связи с созданием МФЦ ЦБ России были переданы функции мегарегулятора. Какие задачи он будет решать?

— Создание мегарегулятора в России является наиболее важной новацией в реализации плана МФЦ. Внимание ЦБ РФ как мегарегулятора направлено на снижение системного риска финансового рынка через ограничение возможностей регулятивного арбитража и введение принципов пруденциального надзора, что соответствует мировым тенденциям. Рынок небанковских финансовых услуг в России развивался в условиях менее жесткого контроля со стороны государства по сравнению с банковским, поэтому с появлением мегарегулятора надзор за этими участниками рынка усилился. При этом бенчмарком для регулирования небанковских финансовых организаций стали принципы регулирования деятельности кредитных организаций. Наиболее ярким примером может быть введение требований об обязательном акционировании НПФ и создание механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

Инициативы российского мегарегулятора по развитию финансового рынка лежат в русле изменений регулирования финансовых рынков развитых стран, в том числе и европейского. Перед регуляторами стоят задачи по поддержке стабильности банковской системы через внедрение принципов Базель II и III, стимулированию перетока внебиржевых операций на биржи и репозитарии, в частности по сделкам с деривативами, усилению значимости СРО и повышению финансовой грамотности. В этих направлениях и будут развиваться финансовые рынки.

— Нужно ли нам ждать изменений в связи с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством? Будет ли усиливаться конкуренция между игроками из разных стран?

— В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» стоят задачи по гармонизации финансового регулирования в рамках ТС и ЕЭП. Учитывая, что российский финансовый рынок отличается более высоким уровнем развития, его система регулирования, вероятно, будет взята в качестве образца. На текущий момент разработаны проекты соглашений: об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, между участниками соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала; о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств — участников ЕЭП. Создание единого финансового пространства в меньшей степени представляет собой угрозу усиления конкурентного давления для участников финансового рынка. Скорее, ввиду невысокого уровня проникновения финансовых услуг в странах ТС его формирование может стать стимулом для развития национальных финансовых рынков, преимущества от которых смогут получить локальные игроки.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?