Большое видится на расстоянии

Cеребрянский Юрий. Destination. Дорожная пастораль
Cеребрянский Юрий. Destination. Дорожная пастораль

Почему автор выбирает тот или иной жанр? В случае книги Юрия Серебрянского «Destination. Дорожная пастораль» (это небольшой сборник рассказов, объединенных в некое целое — повесть) речь идет о путевых заметках. И хотя жанр существует тысячелетия и в нем написана уйма книг, на ум сразу приходят «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, «Дневник мотоциклиста» Эрнесто Чегевары и, конечно, «В дороге» Джека Керуака. Эти произведения, несмотря на всю их принципиальную культурную, эпохальную и стилистическую несхожесть, объединяет нечто общее — подход автора к теме путешествий с точки зрения той свободы, которая открывается путешествующему. Не важно, обличает ли он пороки или подмечает удивительные особенности жизни людей в документальной или фантастической форме. Будь то попавший в опалу государственник, излечивающий недуги и сам страдающий от них врач-революционер, отчаянный моряк с богатым воображением, превращающийся то в великана, то в лилипута, или не признающий условностей свободный битник. И хотя знатоки утверждают, что для современной казахстанской литературы жанр путевых заметок не нов, все же кажется, что в том качестве, в каком предстает книга Юрия Серебрянского, это дебют. Именно потому, что она отражает новое измерение человека, живущего в постсоветском пространстве, который стал не только человеком потребляющим, но и путешествующим. Причем путешественник вырастает из человека потребляющего, ищущего новых ощущений и переживаний. Казахстанцы по историческим меркам не так давно начали перемещаться по миру и стали (как и граждане других постсоветских стран) клиентами индустрии туризма.

Герой Юриных рассказов (сам Юра подчеркивает, что первое лицо — выдуманный персонаж, и он не считает книгу автобиографической, личный характер носят только образы и ощущения пространства, а также его опыт работы в туристической индустрии) то работает экскурсоводом в Таиланде, то сам превращается в туриста, путешествующего по Турции и Чехии, или в отдыхающего на берегу родного киргизского Иссык-Куля. Но путешествует он не только в пространстве, но и во времени — перемещается в воспоминаниях в детство и юность, в годы перестройки, выпускной год института или командировку молодого специалиста в Африку. И хотя автор «Дорожной пасторали» не годится на роль остроумного сатирика, рисующего нелицеприятный портрет современного общества, а тем более борца за новые идеалы, какая- никакая, но критика в его рассказах все же присутствует. Его явно задевает имперское восприятие и ограниченность в познании мира среднестатистического клиента российской туриндустрии. Его раздражает человек потребляющий, отправляющийся путешествовать не ради новых знаний о мире и расширения границ собственного «я», а за развлечениями. В этом смысле их кующая и на них зарабатывающая туриндустрия затмевает суть поездки в страну с иной культурой, нравами и обычаями. Этот вывод более ценен тем, что сам автор сделал в туристическом бизнесе карьеру, теперь у него свое турагентство.

Что еще дает писателю взгляд глазами путешественника? Возможно, это своего рода записки постороннего, переезжающего с места на место и окидывающего свежим взором не только происходящее вокруг, но и самого себя. С удаленной точки места и времена, в которых мы были когда-то, переживаются уже иначе, менее эмоционально, но более рефлексивно. Появляется возможность дать ответы на давно волновавшие вопросы и расставить все точки над «i», возникает ощущение понимания себя и своего пути. И еще взгляд со стороны дает почувствовать грусть по ушедшему времени. Путешествующий как никто другой может ощутить истину существования — свое одиночество. Герои далеких и не очень веков из перечисленных выше книг путешествовали в экипаже, на корабле, мотоцикле и автомобиле. Сейчас в дальние страны летают самолетом. Но есть еще одно современное средство, которого не было у наших предков, — интернет. Он часто фигурирует в «Дорожной пасторали». К нему автор проявляет скорее негативное отношение. Он отмечает искусственность и нелепость передачи изображения в реальном времени, когда мимика говорящих по скайпу замедляется и зависает вместе с компьютером как будто в космической невесомости. По словам автора, тема интернета им специально не осмысливалась, но она неосознанно, исподволь, как бы сама собой, довольно часто и решительно прорастает в произведении. Интернет прочно вошел в наш обиход и стал неотъемлемой частью нашей жизни. Как и английский язык. Название книги «Desti atio » свидетельствует о том, какое важное место он занял в жизни соотечественников, открывающих новые горизонты и преодолевающих барьеры не только языковые и психологические, но и культурные.

Что касается стиля произведения, то он отражает современный язык, на котором говорят и пишут сегодня, в том числе в упомянутом уже интернете. В нем не чувствуется насилия над языком, искусственного стремления обременить себя каким-то классическим слогом. Юрий признался, что работал над книгой несколько лет. Но муки переписывания не ощущается — читается она легко. Возможно, эта легкость создает эффект нетребовательности записок в блоге. Но таковы реалии современного языка, на котором теперь пишут быстро, не сильно долго раздумывая и не претендуя на универсальность выводов. Автор смог воссоздать игру смыслов на поверхности. Сам Юрий объясняет это сознательным стремлением избежать философствования и категоричных выводов. Ему удалось передать авторское отношение — через штрихи, мимолетные образы, пространственные и временные ощущения. «Desti atio » получила Русскую премию 2010 года.

Cеребрянский Юрий. Destination. Дорожная пастораль, А.: СаГа, 2011. — 102 с. Тираж 500 экз.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики