Машина на батарейке

Казахстан готовит свой автомобильный рынок к приходу на него электромобилей — первые модели появятся у нас уже через год

Машина на батарейке

С 1 февраля 2014 года все страны ТС обнуляют ввозные пошлины на электромобили на два ближайших года. Ранее составлявшие 19% сборы за импорт электромашин взиматься некоторое время не будут. Такое решение было принято для поощрения покупки электромобилей, оказывающих наименьший вред окружающей среде. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) прогнозирует, что благодаря таким мерам уже через 6 лет в странах ТС будет несколько сотен тысяч электроавто, если вводимый комиссией льготный режим сможет положить начало активной господдержке этого рынка в странах ТС. «Нам надо создавать условия для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива, внедрять электромобили, создавать для них соответствующую инфраструктуру»,— высказался президент РК Нурсултан Назарбаев в своем послании. Однако путь от слов к делу предстоит долгий и тернистый.

Нет дыма — нет вреда

Электромобиль — это специфический вид транспорта, имеющий множество отличий от традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Главным его достоинством считается то, что он наносит значительно меньше урона окружающей среде по сравнению с обычными автомобилями. К тому же если для зарядки электромобиля есть возможность использовать энергию из возобновляемых источников, эковоздействие такого транспорта сводится к нулю.

Более того, аккумуляторы электрокаров хоть и содержат множество токсичных компонентов, но на 98% они поддаются переработке. Впрочем, в Казахстане с этим могут возникнуть проблемы ввиду недостаточно строгого подхода к переработке отходов вообще. «Электромобили — это просто отличный выход из той экологической ситуации, которая сложилась, например, в Алматы. Но тут же стоит вопрос: кто будет на них ездить? Если трезво посмотреть, мало кто может позволить себе электромобиль. А те, кто могут, не пересядут со своих дорогих внедорожников на этот экологичный вид транспорта. Но если полгорода пересядет или хотя бы треть, обстановка станет заметно лучше»,— говорит менеджер проектов общественного фонда «ЭкоИДЕЯ» Дария Гылымжанкызы.

Еще одним значительным плюсом электромобилей является сравнительная дешевизна их зарядки по сравнению с заправкой бензином. Для сравнения возьмем автомобиль Toyota RAV4 с бензиновым двигателем, который потребляет 9,6 литра на 100 км пробега, и его электрический аналог, Toyota RAV4 EV, который на 100 км расходует 44 кВтч. Бензин марки Аи-92 стоит примерно 115 тенге за литр, 1 кВтч в Алматы стоит днем 20,78 тенге, ночью — 4,57. Таким образом, если заряжать машину по ночам, можно получить пятикратную экономию по сравнению с аналогичной моделью автомобиля с бензиновым двигателем. В других странах мира, особенно богатых электроэнергией, выгода от пользования электромобилем еще значительней.

К тому же электромобили практически не требуют технического обслуживания или ремонта: они не нуждаются в замене масла или фильтров, а аккумулятор после износа просто заменяется новым. Что касается ремонта и техподдержки электромобилей, то, по словам генерального директора КМК «Астана Моторс» Армана Байсеитова, проблем с этим не возникнет: на рынке периодически появляются различные технологические новшества, и местные специалисты, как правило, быстро осваивают их. К тому же у компании «Астана Моторс», к примеру, уже есть опыт работы с гибридами.

В то же время, хотя год от года электромобили совершенствуются, у них остается множество недостатков по сравнению с традиционными автомобилями и гибридами. Одной из главных проблем электромобилей остается их зарядка: даже у самых современных моделей аккумулятора хватает максимум на 100–160 км пробега, а на то, чтобы полностью его зарядить, уходит несколько часов. Кроме того, для этого требуются специально оборудованные зарядные станции. Хотя, как пишет в своем блоге эксперт по экологически чистому транспорту Джим Мотавалли, опыт владельцев авто в США показывает, что при езде по городу заряжать аккумулятор машины владельцу в основном приходится дома и ночью.

По поводу небольшого пробега эксперт уверяет, что большинству людей, ездящих на машине по городу, 100–160 км ежедневно оказывается более чем достаточно.

Не спеши готовить розетки

Еще одна проблема состоит в том, что электромобили остаются сравнительно дорогим удовольствием: их стоимость редко бывает ниже 25 тыс. долларов, тогда как, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за последние два года примерно 70% всех приобретенных казахстанцами автомобилей были дешевле, а значит, большого спроса на электроавто здесь ждать не стоит. Однако, по мнению Джима Мотавалли, электромобили, как любое технологическое новшество, будут дорогими только поначалу: уже в ближайшие годы ожидается снижение цен на этот вид транспорта.

По причине высокой цены электромобилей государственная политика уже в 24 странах мира стимулирует тем или иным образом их покупку. Например, в Канаде и КНР при покупке электромобиля можно получить субсидию от 5 до 8 тыс. долларов за счет государства. Во многих европейских странах, таких, как Австрия, Бельгия, Италия и Германия, владельцев электромобилей освобождают от уплаты некоторых налогов, а в Дании для них к тому же предусмотрена бесплатная парковка.

То, что электромобили почти не производят шума, тоже считается недостатком: пешеходы часто замечают приближение автомобиля по звуку. Поэтому разработчики марки машин Renault сейчас всерьез думают насчет того, чтобы оснастить электромобили звуковым генератором, имитирующим шум работающего двигателя. Но это палка о двух концах, поскольку это же свойство электроавто можно считать одним из положительных качеств: большая часть шумового загрязнения городов, плохо влияющего на здоровье людей, создается именно шумом машин.

Одной из наиболее серьезных проблем электромобилей остается пожароопасность некоторых моделей. В случае аварии машина, оснащенная литий-ионным аккумулятором, может загореться. Эта проблема остается нерешенной и острой для этого сектора автомобилестроения. В этом электромобили значительно проигрывают, например, гибридам, чьи никель-металлогидридные аккумуляторы не создают такой опасности.

Несмотря на все недостатки, многие крупные автомобильные концерны выпускают электромобили и вполне успешно работают над их совершенствованием. Разработчикам уже удалось решить проблему снижения эффективности работы аккумулятора на холоде, значительно увеличить максимальный пробег электромобиля на одной зарядке, а также увеличить скорость. И хотя электрокары еще не скоро смогут создать сколько-нибудь серьезную конкуренцию традиционным автомобилям не только в Казахстане, но и во всем мире, все же по мере того, как в обществе повышается уровень экологической сознательности, на рынке автотранспорта появляется та ниша, в которой у электромобилей едва ли найдется сильный соперник. Наиболее значительную конкуренцию на рынке «зеленого» транспорта электроавтомобилям сейчас составляют гибриды. В то же время если рынок электромобилей не получит широкого развития, его трудно будет рассматривать как сколько-нибудь эффективный метод в борьбе с экологическими проблемами. Тем более загрязнение атмосферы электромобиль все-таки производит косвенно: если электричество для его зарядки производится, например, на угольной электростанции.

Гибрид смотрится реалистичнее

По словам президента АКАБ Андрея Лаврентьева, сейчас в Казахстане официально электрокары никто не продает. И даже если они появятся на рынке в ближайшее время, укрепиться на нем они смогут не скоро. «Поскольку нет развитой инфраструктуры, отсутствует ассортимент и достаточно высока стоимость на электромобили, большого спроса на данный момент на них нет. Оптимальным способом заправки является шоковая зарядка, но для этого необходимо создать инфраструктуру. Отрадно, что есть успехи в направлении продвижения электромобилей. Но ажиотажа в 2014 году мы не ждем. Это постепенный процесс массового приобщения покупателей к электрокарам»,— говорит г-н Лаврентьев.

И хотя рынок электромобилей только начинает развиваться в Казахстане, у крупных автомобильных компаний уже есть планы на этот счет. «Сегодня многие крупные производители автомобилей ориентированы на развитие отрасли электромобилей и гибридов. У нас уже продаются гибридные модели — такие, как Toyota Prius, Hyundai Sonata и Lexus GS 350. Электромобилей, к сожалению, пока нет в ассортименте, но уже через год или два появятся. Ну и, конечно, наш завод (Hyundai Auto Trans) планирует запустить линию сборки электромобилей»,— рассказал «Эксперту Казахстан» г-н Байсеитов.

Костанайский «АгромашХолдинг», как один из крупнейших машиностроительных заводов, по словам г-на Лаврентьева, тоже начинает работать над запуском производства электромобилей. У компании уже намечены встречи с потенциальными иностранными партнерами, чье участие требуется для самого производства, а также для строительства инфраструктуры, обслуживающей электромобили. Однако, по мнению спикера, это долгосрочный проект и ждать отдачи от него в ближайшем будущем не стоит: казахстанский электромобиль появится на отечественном рынке не раньше чем через 2–2,5 года.

«Сейчас только начинается просчитывание возможности производства электрокаров в Казахстане. Поэтому говорить о каких-либо преимуществах перед импортируемыми и отечественными электромобилями слишком рано. К тому же среди импортируемых официально автомобилей нет электромобилей. Поэтому сравнение можно будет провести немного позже»,— комментирует президент АКАБ.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом